Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





К А Р Г О П О Л Ь С К А Я И Г Р У Ш К А



  К А Р Г О П О Л Ь С К А Я И Г Р У Ш К А   

 

  К А Р Г О П О Л Ь С К А Я И Г Р У Ш К А   

 

1.Место нахождения промысла: Деревни Каргопольского уезда, Архангельской губернии

 

2.Материал первоосновы: Красная глина

 

3.Способы украшения, материалы: из остатков глины лепили разные фигурки. Мастера

их особо не ценили: стоили такие игрушки очень мало, чаще всего их просто раздаривали

детям. Некоторые торговцы расписывали свистульки натуральными красками и

использовали как своеобразную рекламу: ребенок, увидев на прилавке яркую игрушку

или услышав переливчатый свист, тянул к ней родителей: «Купи, купи свистульку!»

А взрослые заодно могли приобрести и нужный в хозяйстве горшок, квашню или крынку.

Как выглядели средневековые каргопольские игрушки, неизвестно. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, которую сделали примерно в XV–XVI веках. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» (так здесь называют игрушки) не раскрашивались, отличались простой формой и условностью деталей. Первые упоминания о «классических» фигурках относятся к 70-м годам XIX века.

 

4.Способ создания изделий: Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-

колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья.

Многие фигурки сохраняли оттенок древних верований. Например, женщина с младенцем или птицей в руках напоминала старинные изображения матери-земли, олицетворяла плодородие и достаток. Примерно такое же значение имела и фигурка медведя — популярного героя народных сказок, песен и преданий.

 

5.Виды продукции: игрушки, статуэтки

 

6.Методы лепки: Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины,

мелкие налепные детали почти не использовали. Лепили только руками, без специальных инструментов: гончар проминал глину пальцами, выбирал из нее мелкие камешки и непромешанные комки, чтобы они не испортили готовое изделие.

 

Вылепленные из глины игрушки оглаживали мокрыми руками, чтобы убрать неровности и придать окончательную форму. Затем их просушивали на ветру и обжигали в печи. До конца XIX века фигурки почти не раскрашивали, только украшали «обварным» методом: сразу после обжига раскаленное изделие погружали в густой мучной раствор, мука пригорала к поверхности и оставляла необычные темные разводы.

 

В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали. На смену «обварной» керамике пришла «поливная»: перед обжигом изделие обмазывали дегтем и обсыпали свинцовым порошком. При обжиге свинец плавился, и на поверхности глины получалась красивая зеленоватая глазурь. В то же время мастера начали украшать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой. Всю фигурку целиком белили, чтобы создать фон, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами. Элементы орнамента также происходили из древности: например, круги, кресты и стрелы олицетворяли солнце и тепло, прямые или волнистые линии — воду, колосья, зерна и другие растительные узоры — землю и богатый урожай.

 

7. Цветовая гамма:

 

 

Ф О Н     Р О С П И С Ь  

8. Зарисовать технические элементы узоров.
Орнамент каргопольской игрушки практически не изменился. Элементы орнамента – круги с пятнами другого цвета или крестами внутри, «ёлочки», «гребёнки» – сходны с орнаментами на глиняных черепках каргопольской культуры четырёх тысячелетней давности. Символичной была каждая деталь. Запечатлённый в игрушке образ – отголосок древних представлений о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображённое на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зёрнами яровых посевов.

 

 

9. Зарисовать технические элементы узоров.
Альбомные листы с изображениями элементов приложить отдельно.

  Название элементов
2-ая младшая группа     Линии, точки
Средняя группа     Линия, овал, круг
Старшая группа     Линии, овалы, солнышки, круги, елочки

 

10.Вид узора: Все детали имеют символическое значение: квадраты, треугольники, ромбы в разном расположении и сочетании означают то твердь земную, то небесную, символизируют распаханные и засеянные поля, заливные луга и даже указывают на сезоны, как считают некоторые специалисты. Геометрический белый или черный орнамент из кругов, прямых и косых крестов, полос, штрихов, овалов похож на древние солярные знаки. Круги, кольца и крестообразны ихображения – это знаки солнца: круговые изображения символизировали дневной и годичный бег солнца вокруг «Матери сырой Земли», а крест напоминал, что светит оно на четыре «сторонушки» и все времена года зависят от него.

11.Композиция узора


В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

 

 

 

12.Использование в начальной школе:

þ Класс …………………………………

ФоТема урока: Каргопольская игрушка.

 

Цели урока:

1. Познакомить с замечательным мастерством и искусством Русского Севера, с особенностями в росписи каргопольской глиняной игрушки.

2. Формирование навыков по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение.

3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

 

Сценарий урока посвящен замечательному мастерству и искусству народа России, он поможет лучше понять дух и культуру народов нашей страны.

 

Оборудование:

1. Для учащихся:

· модель для раскрашивания " Каргопольская игрушка"

· гуашь

· кисти

· баночка для воды

· лист бумаги

· салфетка

· тычок (ватная палочка)

· простой карандаш

· стирательная резинка

1. Для учителя:

· каргопольские игрушки

· плакаты «Каргопольская игрушка»

· презентации «Каргопольская игрушка»

 

План урока (45 мин):

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией каргопольских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

 

Ход урока:

 

Запись на доске: Сказочный мир Каргополя.

 

Учитель: На севере, в старинном русском городе Каргополе Архангельской области находится один из центров производства глиняной игрушки. В старину Каргополь был широко известный и большой культурный центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусства и ремесла.

Издавна в окрестных деревнях близ Каргополя делали свистульки, фигурки, изображали то, что видели.

(Учитель показывает презентации «Каргопольская игрушка», каргопольские игрушки. Обращает внимание на особенности каргопольской игрушки.)

- Это степенный бородатый крестьянин, который присел после работы отдохнуть или рыбак на лодке, охотник в лесу.. Во всех фигурках мало деталей, мастер подчеркивает лишь самое главное. Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой.

- Каргопольская крестьянка, встречающая гостей с хлебом и солью или стирающая белье. Почти все изображались за работой. Но не забыты и праздничные темы – «кадриль», игра на гармошке или балалайке. Как правило игрушки каргопольских мастеров одиночные, иногда два-три персонажа, связанные единым сюжетом.

- Есть и фантастические игрушки. Каргопольские мастера очеловечивали животных, наделяли их символическим смыслом. Вот и получались Полкан-богатырь, медведь с тальяночкой, птица Сирин, тяни-толкай.

- Своеобразна роспись игрушек. Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу –настоящих красок тогда не знали. Даже и сегодня в росписи чувствуется северная сдержанность, суровость края.

(Конец показа презентации. Учитель демонстрирует каргопольские игрушки, плакаты, альбомы и т. д.)

 

Вопрос: Какие цвета можно выделить на каргопольских игрушках?

Ответ: Цвета неяркие, приглушенные: розовые, зеленые, желто-оранжевые бледных оттенков, сиреневато-синие.

Вопрос:Из чего состоят узоры каргопольских мастеров?

Ответ:Полоски, кольца, дуги, овалы, точки, ростки.

Учитель: Каждый элемент узора имеет свой смысл, свое значение. Так круги, кольца с крестом внутри – символ Солнца; дуги и скобки – символ Земли, пашни; точки и веточки – символы зерна и ростков. Как вы думаете, почему эти символы особенно любили северные мастера?

Ответ: На севере холодно, всегда ждут прихода весны, Солнца, тепла. Ждут когда снова можно будет сеять и растить хлеб.

 

Учитель: А сейчас и мы с вами, ребята, попробуем приблизить весну и Солнце - на время станем народными мастерами и распишем модель каргопольской игрушки. Постарайтесь работать так, чтобы на сердце у вас было тепло и радостно!

 

(На доске плакаты или презентации поэтапной росписи каргопольской игрушки).

 

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

.

 

 

11. Сочините сказку, рассказ, стихотворение о Каргопольской игрушке (приложить).

Каргопольская игрушка,
Не стареет много лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

Ты играй моя гармошка
Ты подруга подпевай
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй

 

12.Литература для чтения детям о промысле:

 

Народное искусство Каргополья: Сб. ст. / Гос. Русский музей; [науч. рук. Е. Петрова; сост. и науч. ред. И. Богуславская]. - СПб.: Palace Editions, 2006. - 95 с.

Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.-136 с.

13.Методические статьи о Каргопольской игрушке:

 

Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду / Е.А. Коссаковская. - М.: Просвещение, 2003. - 145с.

Скоролупова, О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством / О.А. Скоролупова. – М.: Просвещение, 2003.-128 с.

Богуславская И.Я. О каргопольской игрушке./ Сб. трудов НИИ художественной промышленности. М.. 1972. – Вып.V.- С. 235-246.

Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка/ Предисл. Б.А. Рыбакова. – Л.: Художник РСФСР, 1986. – 246 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.