Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список литературы



 

Тема 2.3. БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Цель: познакомить с системой работыпо обучению чтению на букварном этапе.

Задачи: определить задачи и содержание обучения в букварный период, рассмотреть структур урока изучения новой буквы, охарактеризовать процесс работы на каждом этапе урока.  

ПЛАН

1. Общая характеристика процесса обучения в букварный период.

2. Уроки чтения и письма в букварный период. 

 

1.

Букварный период обучения грамоте направлен на решение следующих задачи

– совершенствовать умение анализировать звучащую речь;

– познакомить детей со всеми буквами алфавита,

– научить детей плавному слоговому чтению;

– формировать интерес к чтению;

– научить писать все буквы алфавита, соединять их между собой; списывать и писать под диктовку слов и предложения;

– развивать мышление и речь;

– осуществлять грамматико-орфографическую пропедевтику.

В букварный период дети знакомятся со всеми буквами, усваивают правила чтения слогов разнообразной структуры, читают слова и тексты, осваивают элементарные орфографические правила и умения.  

В букварном периоде выделяют 2 ступени:

1 – этап изучения букв гласных

2 – этап знакомства с буквами согласных.

Для организации работы в букварный период  используются новые виды дидактического материала:

1) опорные слова для выделения звуков: в этих словах звуки находятся в благоприятной для восприятия позиции;

2) варианты букв;

3) лента букв, используется для их запоминания; «Буквоград»;

4) звуко-буквенные схемы для осмысления способов обозначения звуков буквами (правил графики);

5) материал для чтения и развития речи: столбики слогов и слов, цепочки слогов и слов, слоговые таблицы, рассыпанные слова, предложения и тексты; все эти виды дидактического материала позволяют организовать тренировочные упражнения в чтении;

6) буквы, слоги, слова и предложения для списывания.

2.

В букварный период проводятся следующие типы уроков:

1 –.уроки знакомства с новой буквой (чтения и письма).

2 – тренировочные уроки чтения и письма.

Рассмотрим содержание и структуру урока в изучения новых букв.

1 этап – повторение изученного.

2 этап – изучение новой буквы (букв):

а) работа с опорными словами: называние слов по картинке; их звуковой анализ с целью выделения звуков для дальнейшего обозначения их буквами; артикулирование звуков, их характеристика; 

б) вопрос: какой буквой обозначаются эти звуки на письме?

в) поиск ответа на него: ответы детей, которые знают буквы, уточнение названия буквы, нахождение буквы на странице букваря, уточнение звукового значения, анализ формы буквы (из каких элементов состоит, на что похожа, на какую букву похожа), определение её места на ленте букв или в «Буквограде». 

3 этап – упражнения на запоминание буквы. 

Нахождение буквы в разрезной азбуке, печатание буквы в тетрадях, выкладывание из палочек, обведение буквы в печатном тексте.

4 этап – тренировка в чтении данной буквы в слогах и словах.

Приемы чтения буквы на этапе изучения гласных букв:

1. Прием чтения-договаривания: буква располагается под звуковой схемой, дети читают эту букву, а затем договаривают слово, опираясь на схему.

2. Прием «Окошечки» (или абак)

Изготавливается полоска из картона, на которой вертикально написаны все гласные буквы, а также рисунок со схемой слова (НОС, МЕЛ).

Дети производят фонемный анализ слова НОС, и, найдя место гласной ставят полоску так, чтобы буква находилась в клеточке, соответствующей фонеме. Затем дети начинают двигать полоску, тем самым заменяя указанную букву другой и прочитывают получившиеся при этом слова. При получении бессмысленных слов, указывают, что такого слова нет. (Подробно об этом смотри: Эльконин Б.Д. «Как учить детей читать?», Бугрименко Е.В., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения»;

3. Приемы чтения слогов. Наиболее важна отработка чтения слогов-слияний (СГ).

Различают приемы первого и повторного чтения слияний.

Первое чтение слогов происходит с опорой на правило чтения.

Дети зрительно воспринимают слог, находят букву гласного, устанавливают, на что она похожа, делают вывод о том, как прочитать этот слог и осмысливают прочитанное.

Приготовимся читать первый слог.

На какую букву нужно посмотреть, чтобы его прочитать?

– На что указывает буква гласного?

– Прочитаем слитно: твердо или мягко.

При чтении слияний детьми, которые овладевают чтением с трудом, используется  прием «по следам звукового анализа».  

Приемы повторного чтения слогов.

а) чтение слогов на основе слоговых таблиц

– дети читают слоги, на которые указывает учитель (по порядку или вразбивку, по горизонтали или по вертикали);

– учитель называет слог, ученик показывает его на таблице;

– учитель показывает слог, учащиеся договаривают его или показывают другой слог, нужный для образования слова;

– учащимся предлагается самим показать какие-либо два слога, образующие слово.

б) чтение с использованием абака – передвижной азбуки

в) чтение с использованием разрезной азбуки

г) прием договаривания слияний до слова.

4. Приемы чтения слов (в столбиках, рассыпанных слов).

В методике различают первое и повторное чтение слов в столбиках. 

Первое чтение предназначено для усвоения механизма чтения этой буквы в различном окружении.

Существует два приема первого чтения слов в столбиках.

Чтение на основе графических помет.

Слово предъявляется написанным.

Уточняется его структура по графическим пометам. (Сколько слогов? Из чего состоит каждый слог?)

Для слабо читающих детей при прочтении слова может быть использован второй прием: по следам звукового анализа. (Кот)

Повторное чтение слов в столбиках предназначено для автоматизации чтения.

Основной прием: выборочно чтение на основе различных группировок:

– тематические (имена людей, названия деревьев…);

– лексико-грамматические (название одного предмета, нескольких предметов…);

– с элементами звуко-буквенного и слогового анализа;

Использование различных приемов помогает избежать заучивание наизусть, обеспечить сознательность прочтения.

4 этап – работа с текстом.   

Назначение: совершенствование технической и сознательной стороны навыка чтения; обогащение словаря учащихся; развитие связной речи.

В букваре имеют место два вида текстов: адаптированные (искусственно созданные) и неадаптированные (авторские).

Методика работы с адаптированными текстами.

1. Работа с заголовком (если есть: чтение, анализ, прогнозирование).

2. Первое чтение текста: по слогам, цепочкой.

3. Повторное многократное чтение текста: чтение с установкой на выразительность (прочитать текст, оказывая голосом знаки препинания); выборочное чтение по вопросам; жужжащее чтение; чтение по иллюстрации.

4. Работа над содержанием текста.

Основной прием – беседа, в которой используется два типа вопросов: 1) на понимание фактического содержания текста; 2) вопросы обобщающего характера (О чем этот рассказ?)

5. Творческие работы по тексту и иллюстрации.

- придумывание заголовка к тексту;

- пересказ прочитанного;

- драматизация (Кубасова, 1985, № 4, с.21)

- составление рассказа по иллюстрации к тексту придумывание к ней заголовка;

- придумывание продолжение текста. 

Особенности работы с неадаптированными текстами.

Задача: отработать навыки чтения; формировать вдумчивого читателя.

Этапы работы.

1. Беседа или вступительное слово о писателе.

2. Работа над заголовком.

3. Чтение текста учителем

4. Перечитывание текста учащимися .

5. Анализ текста (вопросы, направленные на понимание текста, на наблюдение выразительных средств, вопросы оценочного характера).

6. творческие работы по тексту или иллюстрации

Структура урока закрепления и повторения.

Не является такой жесткой, как структура урока первого типа.

На уроке могут быть следующие виды деятельности:

– проверка домашнего задания;

– чтение слов в столбиках;

– чтение предложений;

– чтение текста;

– работа с лентой букв;

– составление рассказа по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок;

– чтение слов, предложений , текстов из дополнительных пособий.   

Заключительная часть основного периода уже не содержит новых букв. На этом этапе используются в основном неадаптированные тексты.

Список литературы

 

Эльконин Д.Б. Как научить детей читать – Любое издание. 

Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987.

Львов М.Р., Горецкий В. Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах – М., 2000.

Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. / Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС , 1994. (Глава 4. Методика обучения письму.) 

Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения. Учебное пособие. – Пенза, 2014.

Назарова Л.К. , Фомин Д. Обучение чтению прямого слога. // Начальная школа.– 1985. № 6. 16.

Цукерман Г.А. Игровые формы обучения чтению прямого слога. – Начальная школа. 1985. № 5. С. 28.

Назарова Л.К.О работе над йотированными гласными буквами е, ё, я, ю. // Начальная школа. 1986. № 8. С.49.

Кирюшкин В.А. Подвижная азбука и разрезные слоги на роках обучения грамоте. // Начальная школа. 1982. № 10. С.33.

Стремок И.М. Понимание связного текста в букварный период. // Начальная школа. 1984. № 7. С. 45.

Сыромицкая В.П. Работа с букварной иллюстрацией на уроках обучения грамоте. // Начальная школа. 1986. № 6. с.18.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.