Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мелкая пластика



Мелкая пластика

Писец со свитком. Писцов, знавших «божественное слово» — иероглифику, созданную богом Тотом, — поддерживавших устои древнеегипетского общества, египетские мастера изображали часто. Письму, религиозным навыкам, мудрости предков египетские юноши обучались в храмовых школах, называвшихся пер анх — «Дом жизни». Эта скульптура очень камерная и реалистичная.

Ёж (сосуд, фаянс). Ёж, способный видеть в темноте, со времён древнего царства почитался как священное животное, защитник дома и домашнего очага.

Рельефы и росписи. Усиливаются административные области – номы. В каждом номе правитель строит себе усыпальницы и храмы, которые богато украшаются скульптурой и живописью, которые становятся более реалистичными. Искусство Среднего царства необыкновенно богато и своеобразно в отношении росписи. В сальных гробницах найдены замечательные росписи. Мастера покрывали стены слоем грунтовки, а когда штукатурка высыхала, делали росписи темперой. Появляются новые сюжеты: например, пришествие кочевников-семитов. Увеличивается количество изображений животных, растений, природы – то есть уже не культовые изображения. В изображении животных проявляется большая свобода и отступление от канона. В передаче животных реалистичны не только форма, но и цвет.

Композиции росписей и рельефов по-прежнему строились по ярусам-регистрам. Росписи становятся более самостоятельными – меньше связаны с рельефом. Резкая обводка сменяется тонкой и мягкой прорисовкой. Богаче становится палитра, художники начинают использовать оттенки основных цветов, смешивая их с белилами (толченая известь).

Наиболее известны изображения сцен рыбной ловли и охоты в нильских зарослях. Изображение кошки, прячущейся в зарослях папируса: художник реалистично воспроизвел оттенки шерсти кошки, ее гибкий контур. Нарядная стая птиц укрывается в листве акации; особенно выразителен удод. 

В барельефе появляются многофигурные композиции, выполненные с большим реализмом: тощий пастух, толстый сборщик папируса.

 

Интерьеры.Убранство интерьеров в богатых домах было красочным, декоративным. Роскошные, часто облицованные слоновой костью, обитые медными и даже золотыми пластинами, или расписанные яркими цветами колонны поддерживали потолок, ковры и занавеси завершали образ «расписной шкатулки». Египетские дома строились без окон. Освещались помещения через внутренние дворики и световые колодцы. Под потолком вынимали несколько камней, оставляя небольшие щели. Поэтому в помещениях царил полумрак. Чтобы добиться выразительности интерьеров, мастера использовали очень яркие цвета. Потолки обычно выкрашивали в темно-синие или сине-зеленые цвета. Стены снизу белили, а ближе к потолку выкрашивали в красный, синий, иногда черный цвет. Таким образом создавали ощущение парения, приподнятости интерьера. Карнизы и косяки дверей тоже расписывались: часто это были полосы красного, синего, оранжевого и зеленого цвета.

Художественное ремесло. Появляется большое количество украшений, ювелирных изделий. Многие украшения, сосуды и статуэтки делают из фаянса.

Сосуды. Из камня – базальта, алебастра, известняка - египтяне делали сосуды различной формы. Чаще использовалась цилиндрическая, но могли быть и в форме бочонка, шара, даже сердца. Многие сосуды из камня лишены декора, их художественная ценность – это красота материала и формы. Поверхность сосудов шлифовалась с помощью цилиндрической трубки, часто многие месяцы. Но никому еще не удалось объяснить - как египтянам удавалось высверлить внутреннюю поверхность сосуда через узкое отверстие. Некоторые ученые думают, что посуда выполнена из особого бетона, секрет которого был утерян.

Египетские женщины пользовались множеством различных притираний и косметических средств, которые хранили во всевозможных флакончиках, сосудах, коробочках из алебастра, дерева, слоновой кости и бронзы. Существовали зеркала из полированной бронзы.

Стекло. Вулканическое стекло (обсидиан) использовалось ещё в каменном веке для обработки режущих инструментов. Большая часть древнейших изделий из стекла была найдена в Египте, но возможно, что некоторые из этих изделий были в Египет ввезены из Месопотамии. К XV веку до н.э. стекло массово производилось в Передней Азии, на Крите и в Египте. Технологии производства стекла из природных материалов представляли собой тщательно охраняемую тайну.

Археологи находили слитки из цветного стекла и сосуды, иногда с инкрустацией из полудрагоценных камней. Стеклодувная трубка в это время еще не была изобретена. Самые ранние сосуды производили, вращая стеклянные волокна вокруг формы из песка и глины, насаженной на металлический стержень. Затем многократно нагревали все это, пока оно не сплавлялось в единый сосуд. В конце процесса форму разрушали, а стержень вынимали из получившегося сосуда. Чаще всего стекло было синего цвета. Для орнамента использовали стеклянные нити разных цветов – нескольких оттенков синего, зеленый, желтый, красный, белый, черный. Из цветных стекол научились изготавливать подделки под драгоценные камни. Эти подделки ценились наравне с драгоценностями.

Керамика. Одним из древнейших производств в Египте было гончарное: глиняные горшки из грубой, плохо перемешенной глины дошли до нас от эпохи неолита (VI тысячелетие до н. э., 60 000 лет назад). Кроме посуды и ваз египтяне изготавливали из глины статуэтки, ожерелья, изображения скарабеев, детские игрушки, печати, даже саркофаги. Древнейшие египетские кирпичи (желтого цвета) найдены в пирамидах Мемфиса. Кроме них, были черные кирпичи (из смеси глины с рубленой соломой). На кирпичах для пирамид выдавливалось рельефом имя фараона. Именно в Древнем Египте начали украшать стены зданий эмалированными плитками (изразцами).

Текстиль. Сохранились льняные ткани додинастического периода и эпохи первой династии. В египетских гробницах были найдены деревянные и глиняные фигурки ткачей. Ткани египетских мумий показывают, что люди Древнего Египта владели совершенным ткацким мастерством. При всем нашем современном оборудовании мы не можем достичь некоторых результатов, полученных когда-то древними мастерами. Легчайшие, почти прозрачные ткани, изготавливаемые мастерами, сравнивались с «дыханием ребёнка» или «сотканным воздухом» и ценились буквально на вес золота. Мастера умели изготовлять прочные полотняные ткани, знали способ их предохранения от тления, был известен лак, сохраняющий яркость и свежесть красок в течение длительного времени.

Ткани окрашивались в различные цвета, чаще всего в красный, зелёный и синий. В эпоху Нового царства появились жёлтые и коричневые красители. В чёрный цвет ткани не окрашивали. Траурным считался голубой цвет одежды.

Хотя египтяне с давних времён занимались овцеводством, овечья шерсть считалась ритуально нечистой. Для изготовления одежды использовали только льняные ткани.

Маски. Жрецы в храмах во время совершения обрядов надевали гипсовые раскрашенные маски, изображавшие богов.

Украшения. Для изготовления ювелирных изделий применяли золото. Ценили не столько стоимость материала, сколько его живописные свойства. Египетские мастера умели с помощью различных присадок придавать золоту разнообразные оттенки — от белого до зелёного. Широко применялся также электр — сплав золота с серебром; из него изготовляли повседневные предметы. В украшениях золото всегда сочеталось с цветными эмалями и вставками из самоцветов и стекла. Предпочтение отдавалось камням, окрашенным в яркие и чистые тона — сердолику, лазуриту, сардониксу, малахиту, бирюзе. Тех камней, которые сейчас считаются драгоценными — рубинов, сапфиров, алмазов, изумрудов, — древние египтяне не знали. Известно, что с древних времен камням-самоцветам приписывались чудодейственные свойства, которые помогают их обладателям. Так, считалось, что сапфир придает ясность мыслям и излечивает проказу; смарагд (изумруд) отгоняет дурные сны, отводит черные мысли и успокаивает сердце; бирюза приносит счастье в любви; аметист смягчает злобу и предохраняет от опьянения; берилл - добрый спутник странников; гранат дает власть над людьми и будит любовные страсти; яшма исцеляет все болезни и так далее. Эти же свойства приписывались и цветным стеклам.

Самыми распространёнными из всех видов украшений были всевозможные ожерелья, особенно большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее солнце. Нередко бусины перемежались с золотыми рыбками, раковинками, скарабеями. Зачастую такое ожерелье было настолько широким, что целиком закрывало плечи и верхнюю часть груди, и очень тяжёлым — царское золотое ожерелье могло весить несколько килограммов. Чтобы оно красиво лежало, его обычно закрепляли на подкладке из кожи или полотна, так что оно превращалось в своеобразный воротник. Ожерелья были не только частью наряда — они служили почётными знаками. Фараоны награждали золотыми ожерельями особо отличившихся военных и чиновников.

Помимо ожерелий, любимыми украшениями и мужчин, и женщин были браслеты, которые носили на предплечьях, запястьях и на щиколотках. Носили также кольца-печатки с выгравированными именами владельцев и изображениями богов.

Люди скромного достатка любили украшения ничуть не меньше. Их украшения делались из керамики, стекла и кости. Фаянсовым бусинам для ожерелий придавали форму бутонов и лепестков лотоса, васильков, маргариток, виноградных гроздьев, листьев, окрашивали их в разные цвета. Чаще всего использовали оттенки голубого и зелёного, а также белый цвет. Такие ожерелья очень красиво смотрелись на смуглой коже.

Египетские дамы вставляли живые цветы лотоса в свои причёски так, чтобы они свисали надо лбом, и окружающие вдыхали их аромат.

 

К 19 в. до н.э. происходит возврат к канонам.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.