Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСКУССТВО РАННЕГО ЦАРСТВА (Додинастический период)



ИСКУССТВО РАННЕГО ЦАРСТВА (Додинастический период)

(3120 по 2649 годы до н. э. /3 тысячелетие до н.э. /30 в. до н.э.)

 

Раннее царство, (Архаическая эпоха) — самый первый династический период в истории государства, правление I и II династий фараонов. Цари первых двух династий были родом, по-видимому, из верхне-египетского нома (области). Искусство Древнего царства – это египетская классика. Его характерными чертами являются: монументальность, торжественность, ритмичность, обобщенность и, одновременно, достоверность, жизненность.

Начало династической истории Египта (31 в. до н. э.). Первый царь, позже именуемый фараоном (др. египетское «per-aa» - «большой дом»), известный Нармер Хор Аха, царь Верхнего Египта объединяет Верхнее и Нижнее царства в единое государство. В изображениях появляется символ объединения - двойная красно-белая корона. Столицей государства становится Мемфис («Белые стены» или «Храм души Птаха») на границе Верхнего и Нижнего Египта. Для правителей строятся мастабы (глинобитные гробницы).

Начало 3 тысячелетия до н. э.: первые походы египетских фараонов, борьба с бедуинами, контролировавшими медные копи полуострова Синай, приведшая к частичной изоляции Египта. Египтяне достигают высокого уровня в геометрии (нахождение числа пи, расчет площади фигур) и астрономии (определение планет, созвездий). Развиваться внешняя морская торговля Египта.

Письменность. Египетская письменность в период Раннего царства уже сложилась. Со временем всё большее значение в государственной жизни обретали писцы. Начиная с I династии, в Египте велись летописи. Наименование каждого года определялось происходившими в этом году значительными событиями. Летосчисление велось по годам, разделённым на месяцы и дни.

Архитектура. Ведущим искусством стала архитектура. От гражданских сооружений Раннего царства почти ничего значительного не сохранилось, так как они строились из непрочного материала: дерева, кирпича-сырца, глины и тростника, к которым лишь впоследствии для отдельных деталей был добавлен камень. О ранне-египетских храмах можно судить по знакам-изображениям в письменности: это были, по-видимому, небольшие постройки внутри оград. Так называемая ступенчатая пирамида, которую мы видим в качестве царской гробницы в начале Древнего царства, была известна уже при I династий. Одна из гробниц начала строиться как ряд поставленных друг на друга всё уменьшающихся прямоугольных надстроек, хотя позднее была перестроена.

Мастаба. Гробницы вельмож Раннего царства - это прямоугольные постройки в виде «завалинок-скамеек» (по внешнему виду их обычно называют арабским словом «мастаба», завалинка, скамья). Сохранялись в культовом строительстве долгие века после I династии. Первоначально воздвигались из кирпича-сырца.

Мастаба состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времен I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части. Увеличивалось количество помещений в мастаба, к концу Раннего царства появляются коридоры, залы и кладовые.

Мастаба образовывали некрополи и находились в строгой гармонии с пирамидами, монументальными гробницами.

Внутренние стены мастаба украшались рельефами и росписями с изображением богов, фараонов, животных, растений, и орнаментами. Композиции строились фризами-регистрами, с соблюдением соразмерности фигур.

Типы жилищ. Восстановить общий облик жилищ возможно, благодаря найденным (при раскопках) остаткам таких жилищ, по их изображениям на памятниках.

Беднейшие слои населения жили в хижинах из сырцовых кирпичей или из тростника. Дома более зажиточных людей были больше, их окружал двор, обнесенный стеной. Перед входом в дом обычно устраивали навес.

Тип дворца Раннего царства начал складываться еще в конце предыдущего периода. Изображения дворцовых фасадов (серех) сохранились на памятниках I династии, лучшим из которых является известная стела царя Джета, найденная в Абидосе (сейчас хранится в Лувре).

 

Скульптура.

Дряхлый парь в верхне-египетской короне. От Раннего царства дошло значительное количество мелких и очень немного крупных скульптур. Ещё в начале правления I династии мастерам замечательно удавались изображения людей и животных. Таково, например, поразительно жизненное изображение дряхлого паря в верхне-египетской короне.

Плита фараона Нармера. Плита, поставленная в честь победы Южного Египта над Северным и в честь объединения долины Нила в единое государство (около 30 века до н.э.). Когда Нармер объединил Верхний и Нижний Египет, в честь этого события была создана плита фараона Нармера. В этом рельефе впервые так значительно проявился общий для всего египетского искусства канон (голова и ноги фараона повернуты в профиль, плечи – анфас). Кроме того, были использованы основные приемы: фризовое построение композиции, разномасштабность фигур (фараон – выше остальных). Кроме того, противоборство царей Верхнего и Нижнего Египта показано символически: два фантастических зверя переплетаются гигантскими удлиненными шеями, образующими выразительный круг (символ единства, нерасторжимости и вечности). Бык топчет ногами врага и разрушает вражескую крепость. Одни и те же образы повторяются несколько раз, напоминая строки письма. Система образов и значков для письменности (иероглифов) была одна и та же. Центр лицевой стороны плиты занимает, как и на более ранних плитках, углубление для ритуального растирания краски.

Рельеф с обеих сторон изображает пять сцен, рассказывающих о победе над северянами. Сцены изображаются одна над другой (как в дальнейшем будут решаться все стенные росписи и рельефы). Плита фараона Нармера выполнена из черно-зеленого камня, высотой в 64 см. С целью достижения наибольшей ясности одна и та же тема повторяется на плите Нармера в разных вариантах четыре раза. В центре на одной из сторон плиты Нармер булавой раздробляет голову вражескому вождю. Выше - царский сокол держит за веревку голову врага, торчащую из шести листов лотоса - символического обозначения Нижнего Египта. Лотос надо воспринимать как пиктограмму шести тысяч поверженных врагов. На другой стороне, вверху, Нармер в короне Нижнего Египта направляется к месту, где лежат связанные и обезглавленные военнопленные. Внизу царь изображен еще раз, но уже в виде «сильного быка» (обычное наименование фараона в более поздние времена), разбивающего рогами ограду поселения и топчущего копытами поверженного врага.

В плите Нармера окончательно определилась манера изображения объемного тела на плоскости. Человеческое лицо отныне передают, в профиль, но с глазом, прорисованным в фас. Плечи человеческих фигур очерчивают в фас, тогда как нижнюю часть тела воспроизводят в легком повороте - в три четверти, благодаря чему она образует гармоничный переход к профильному изображению ног. Человеческая фигура как бы сплющивается; вместо одной точки зрения художник прибегает к множеству точек зрения на изображаемое, то есть применяет сложную, комбинированную перспективу.

Основное значение этого памятника заключается в том, что он является не только итогом художественного творчества предыдущих периодов, но и ярким образцом искусства времени первых фараонов, первым египетским каноническим произведением. Каноны, которые были использованы при создании плиты Нармера, многие столетия определяли нормы изображения – и в скульптуре, и в живописи.

 

Стела царя Джета. Бесспорно, что эта большая стела - превосходный образец монументальной скульптуры того периода. Тонкая колонна слегка выпукла и наверху изгибается. В верхней части вырезаны иероглифы, означающие имя фараона, ниже изображен дворец и сокол, являющийся воплощением Хора, бога верховной власти Египта. Для создания гармоничного изображения центр композиции нарочно смещен.

 

Объединение Египта было запечатлено на многих древних папирусах, рельефах, скульптурах и росписях.его символом стала «двойная корона» на головах богов и фараонов.

 

Художественные приемы изображения. В плите царя Нармера, в стеле царя Джета – окончательно закрепились основные художественные приемы изображения:

 - фризовое построение композиции;

 - разномасштабность фигур (чем выше социальное положение, тем крупнее и значительнее фигура);

 - использование в изображении множества перспектив (то, что получило название «египетский канон»);

 - условное изображение.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.