Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пантеон египетских богов.



Пантеон египетских богов.

Пантеон египетских богов очень велик – их около двух тысяч. Сохранилось большое количество их изображений. Тайна египетской религии – особое почитание звериных образов (в качестве развития тотемизма древней культуры палеолита). Многие египетские боги были зверолики: покровитель умерших Анубис имел голову шакала; бог мудрости и письма Тот – голову павиана, богиня войны Сехмет – львиную голову.

Египтяне допускали многочисленные образы и знаки при рисовании одного и того же бога. Например, солнце изображалось - то в виде шара со множеством простертых рук-лучей, то как шар с крыльями, то как тельца, то как барана, то как сокола.

Ра – бог солнца,впоследствииАмон-Ра («скрытое солнце»). Изображался человеком с головой сокола, или в виде сокола. Самый почитаемый образ. Он был главным божеством, покровителем всех богов и отцом фараона. Ра родился из цветка лотоса при сотворении мира. Египтяне считали, что днем он плывет в ладье по небесному Нилу, освещая землю, а вечером спускается в преисподнюю, где, сражаясь с силами мрака (закат – как отражение этой кровавой битвы), плывет по подземному Нилу; а утром он снова поднимается на небо. В древних текстах Ра называют «дневным солнцем», в отличие от Атума («вечернее солнце») и Хеприутреннее солнце»). Атума представляли как человека с двойной короной на голове, что говорило о нем, как о владыке Верхнего и Нижнего Египта. Часто Атума изображали в виде старца или змеи (символ мудрости). У Хепри вместо головы был большой жук. В изображениях встречается образ жука-скарабея, который создает сам себя за один день, - как солнце, проходящее свой путь на небосклоне за день. В его лапках – диск солнца. Скарабей – один из символов Хепри, знак вечной жизни (вечный солнечный круговорот). Священную фигурку жука-скарабея, вырезанную из кости или полудрагоценных камней, ставили на грудь мумии.

Атонбог солнца. В эпоху Нового царства был короткий период, когда фараон Эхнатон (Аменхотеп IV) ввел новый культ – вместо множества богов, поклонение одному верховному богу Атону. Во время правления Эхнатона Атон стал общеегипетским богом, был объявлен единым богом, присутствовавшим во всей природе, в каждом предмете и живом существе. Символом было солнце с лучами, на концах которых помещались ладошки, державшие анх (символ жизни).

Амон - бог воздуха (ветра), позднее бог солнца. Считалось, что в нём существуют все боги, люди, предметы. Изображался в виде человека с головой барана, в короне с двумя перьями (Верхний и Нижний Египет) и солнечным диском.

Осирисбог возрождения, царь загробного мира. Обычно изображался в виде спеленутой мумии с зелёным лицом, со свободными кистями рук, держащих символы царской власти (скипетр и цеп). Ключевым для понимания египетской культуры мифом была история об Осирисе:

Бог плодородия Осирис был убит своим братом Сетом, олицетворявшим начало мрака и зла. Тело Осириса Сет разрубил на множество частей (по количеству областей в Египте) и эти части разбросал и спрятал. Сын Осириса – Гор – вызвал Сета на поединок и победил его. После этого Гор и Исида (мать Гора, жена и сестра Осириса) нашли почти все части тела Осириса и Гор воскресил его. После воскрешения Осирис уже не вернулся на землю, а стал царем мертвых в подземном царстве. Наследником его на земле и царем живых стал Гор. Осирис ежегодно умирал (в годовщину своей гибели) и вновь воскрешался и возвращался к жизни.

Осириса часто изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Тело Осириса всегда окрашивали в зеленый цвет. На этой истории основан культ умирающего и воскресающего бога – в разных религиях.

Гор – бог света,одна из ипостасей (воплощений) солнца. Его тоже изображали с головой сокола. Символ – солнечный диск с раскрытыми крыльями.

Исида – богиня, судьбы, повелительница жизни.Символ супружеской верности, женственности. Хранительница новорожденных и умерших. Изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове и солнечным диском между рогов (рог – фаллический символ, знак плодородия); иногда в виде крылатой женщины. Исида - дочь Геба и Нут, сестра Осириса, Сета и Нефтиды, супруга Осириса. Исиде были посвящены священные животные: корова, львица, скорпион, свинья.

Сет – бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти. Сын Геба и Нут. Изображался в виде человека с головой осла. Первоначально почитался как «защитник солнца-Ра», покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов. Сет — бог-воин с красными жгучими глазами, единственный из всех, кто способен одолеть во тьме змея Апопа, олицетворяющего мрак и жаждущего поработить Ра в тёмных глубинах подземного Нила. Позже был демонизирован, стал сатаной. Также Гор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество. Был покровителем далеких стран и чужеземцев.

Анубис – бог души, страж некрополей, изобретатель бальзамирования. Сын Осириса. Изображался в виде мужчины с головой собаки (шакала), или в виде чёрного пса.

Акербог земли, покровитель мёртвых, страж ворот в дуат, страж восхода и заката солнца. (Погребальный культ). Бог-защитник людей. Знаком Акера были два льва (иногда сфинкса), сидящие спинами друг к другу и смотрящие на восток и запад, между ними — знаки горизонта и солнца.

Амат - чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота и головой крокодила. Обитало в Дуате (в огненном озере), пожирало грешников, не прошедших испытание суда Осириса.

Апоп - олицетворение зла и мрака, извечный враг Ра, обитал в глубине земли, возле подземного Нила. Позже начали сближать с Сетом. Обличья: огромный змей. Выступал как собирательный образ всех врагов солнца. Апоп обитал в глубине земли, где и происходила его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинает плавание по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть воду обратно. В другом мифе Ра в образе рыжего кота отрезает голову змею-Апопу под священной сикоморой (древом жизни).

Бабог горя и боли. Изображался птицей с головой, иногда и руками, человека.

Бастет (Сехмет) - богиня радости, веселья, любви и женской красоты, плодородия и домашнего очага. Дочь Ра. Изображалась в виде женщины с головой кошки или львицы.

Маат - богиня мирового порядка и истины. Изображалась женщиной, обычно сидящей с прижатыми к туловищу коленями, и со страусовым пером на голове. Маат была посвящена пчела.

Птахбог-творец.

Нут – богиня неба. Жена и сестра брата-близнеца Геба; мать Осириса, Исиды, Сета. Дочь бога воздуха Шу.

Хесат – белая корова-мать

Хех – бог вечности.

 

Книга Мертвых. По представлениям древних египтян, после смерти человек должен был явиться на суд Осириса. Чтобы знать, как себя там вести, при жизни каждый должен был прочитать «Книгу Мертвых», составленную в 20 веке до н.э. Этот сборник религиозных текстов насчитывал около 200 глав. В нем, в частности, описывался суд Осириса над умершим.

Анубис приводил умершего в Великий Чертог Двух Истин. Там покойный произносил оправдательную речь перед Великой Девяткой (Эннеадой) – девятью богами, возглавляемыми Ра. Умерший называл свое имя, место рождения и место жизни. Затем, подняв правую руку в знак того, что он клянется говорить только правду, умерший оглашал перед судьями Великой Эннеады свою оправдательную речь – «Исповедь отрицания»:

Я не чинил зла людям.

Я не нанес ущерба скоту.

Я не совершил греха в месте Истины (*храме).

Я не творил дурного.

Я не кощунствовал.

Я не поднимал руку на слабого.

Я не делал мерзкого перед богами.

Я не угнетал раба перед лицом его господина.

Я не был причиной недуга.

Я не был причиной слез.

Я не убивал.

Я не приказывал убивать.

Я никому не причинял страданий.

Я не истощал припасы в храмах.

Я не присваивал хлебы умерших.

Я не сквернословил…

Человек перечислял сорок два преступления, клятвенно заверяя богов, что ни в одном из них он не виноват.

Анубис взвешивал на Весах Истины сердце покойного, положив на правую чашу перо Маат (богини справедливости и правосудия). Бог Тот записывал результат взвешивания и приговор.

Если сердце оказывалось тяжелее или легче пера – значит, покойный солгал, произнося какую-то клятву. Тогда имя грешника объявляли несуществующим, а сердце отдавали на съедение чудовищу. Чудовище поедало греховное сердце и человек лишался жизни – теперь уже навсегда.

Если же чаши оставались в равновесии – человека признавали оправданным. Тот записывал имя оправданного на папирусе и Великая Эннеада торжественно оглашала свое решение даровать покойному вечную жизнь.

Умерший отправлялся в поля Иару («поля камыша»). После Суда и очищения наступала загробная жизнь, похожая на земную, но только лучше.

 

Для счастливой вечной жизни в загробном мире умершему нужно было сохранить тело и душу. Поэтому тело мумифицировали. Каждый египтянин подвергался бальзамированию. При бальзамировании вынимали все внутренние органы (кроме сердца) и складывали в специальные сосуды – канопы. Тело бальзамировали специальными растворами, мазями и травами, зашивали и несколько раз пеленали пропитанными специальным раствором льняными полосками. Мумию фараона помещали в саркофаг, на котором была написана просьба – не свидетельствовать сердце против умершего.

Ушебти-ответчики. Нужно было обеспечить счастливую загробную жизнь. В погребальную камеру складывалось все необходимое: посуда, мебель, украшения и многое другое. Рядом с саркофагом помещали статуэтки ушебти – ответчиков. Их делали из дерева, камня, фаянса, или кости. Каждый день один из ответчиков должен был работать за хозяина. Богатые жители покупали себе для вечной жизни огромное количество ушебти. Те, кто был победнее – покупали 360 ушебти (по количеству дней в году). Бедняки покупали одного-двух ушебти. Но можно было написать список из 360 помощников, который клали с умершим. Благодаря заклинаниям, перечисленные в списке ушебти должны были ожить и работать на хозяина так же усердно, как деревянные или глиняные фигурки.

Души. Человек был наделен несколькими душами. «Ка» – физический двойник, воплощение жизненной силы. «Ка» в росписях или иероглифах изображали с поднятыми вверх руками. «Ка» в монументальной скульптуре изображали в виде стоящей фигуры с опущенными руками и выдвинутой вперед одной ногой. Скульптура должна была обладать портретным сходством с погребенным, чтобы душа «Ба» могла вернуться в свое тело. «Ба» символизировала сущность человека (характер). «Ах»дух.

Портреты. Портретные статуи и погребальные маски дали начало важнейшему достижению древнеегипетского искусства – портрету. Портреты обязательно передавали индивидуальные черты; при этом выражение лица оставалось идеализированным, лишенным эмоций – потому что изображался человек, освобожденный от земных забот и идущий в вечность. Портреты Древнего царства изображали спокойных и бесстрастных людей. (Позднее, в искусстве Нового царства начали передавать эмоции и характер.)

Каноны.Египет развивался довольно медленно. Во-первых, из-за рабовладельческого строя; во-вторых, из-за строгих канонов. Искусство имело исключительно ритуальную ценность и смысл. Не было смысла развивать его. Улучшалось мастерство, но суть оставалась прежней. Не было как такового творчества. Веками египтяне следовали одним и тем же канонам и предписаниям. Поэтому все египетское искусство довольно схематично, условно и знаково. Для художников-мастеров были точные предписания и «сетки», по которым они создавали (наносили краской или высекали) изображение. Вначале скульптурные и рельефные изображения людей были непропорциональны. Поскольку сооружения были религиозно-культовыми, художник должен был делать каноническое изображение. Изображения не смотрелись, а читались (отсюда египетские иероглифы). Этим обусловлена их странная «альтернативная анатомия»: туловище изображали в профиль, глаза и плечи в ан-фас. Глаза должны были смотреть на зрителя. Развернутые плечи – знак силы и уверенности, характерный образ человека. Нужно было показать все важные элементы, характеризующие человека. Животные всегда изображались в профиль. Эти каноны сложились еще в Раннем Царстве (додинастическая эпоха) и сохранялись до конца Древнего Египта. Египетский способ изображения на плоскости стал правилом (каноном) накануне правления I династии. Это правило сохраняло силу на протяжении всего развития древнеегипетского искусства. Во времена I династии быстро росло мастерство исполнения. Вплоть до конца II династии даже крупные каменные изваяния людей отличались несоразмерностью отдельных частей тела. Почти все скульптуры и живописные изображения имели культовое (религиозное) назначение.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.