Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





К А Р Г О П О Л Ь С К А Я И Г Р У Ш К А



  К А Р Г О П О Л Ь С К А Я И Г Р У Ш К А   

 

1.Место нахождения промысла: игрушка появилась в районе города Каргополя в

Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и

Токарева

 

2.Материал первоосновы: игрушки делали из остатков красной глины от лепки посуды

Способы украшения, материалы: в старину использовали мел, сажу

и цветную глину. Современная игрушка отличается яркими красками:

красный, синий, зеленый, белый, черный цвета и охра

являются самыми популярными оттенками для разрисовывания изделий.

Для большинства игрушек характерны такие элементы росписи, как

кресты, красные большие круги, кольца. Все это старинные солнечные

символы. Также использовали мотивы лепестков растений, колосьев хлеба

и зернышек.

 

3.Способ создания изделий: фигурка лепится по отдельным частям: голова и торс, руки, головной убор. Сушка на воздухе, затем обжиг. Далее следует покраска. Раньше игрушки подвергали обработке известью, иногда для этой цели применяли раствор на основе мела и молока. Потом мастера приступали к прорисовыванию узоров. Его наполняли разнообразными изображениями символического значения.

 

4.Виды продукции: фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых мужиков с бородами-лопатами, баб с новорожденными малышами, птиц и других живых существ. Сюжеты условно делятся на две категории. Первая – это архаичные типы, например, Берегиня (женцина, держащая в руках голубей), полкан, лошадки и другие животные. Такие или подобные им формы характерны практически для любой народной игрушки. Вторая категория – это сюжетная игрушка, вольно демонстрирующая сцены деревенской жизни, а также иллюстрирующая сказочные сюжеты. Это композиции, например, такой тематики: «Мужики на рыбалке», «Девушка за стиркой», «Тройка», «Репка» и так далее. Современные мастера могут придумывать свои сюжеты, тем не менее, общие признаки каргопольской игрушки сохраняются, новые формы прекрасно вписываются в традицию

5.Методы лепки: Первоначальный этап – подготовка материала. Каждый мастер сам выбирает способ: кто-то изначально подсушивает глину, а потом превращает в порошок и смешивает с водой; кто-то сперва замешивает до состояния теста и подсушивает; кто-то и вовсе обходится без сушки. Фигурки лепятся из цельного куска, иногда с добавлением дополнительных элементов. Каргопольским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта человека или животного. Образ героя передается обобщенно, несколько примитивно. После придания формы следует обжиг, которые многие мастерицы производили в домашних печах. После тепловой обработки изделие необходимо было поместить в густой раствор из муки. Пригоревшая мука создавала на поверхности причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывались красками. Подобная технология давала фигурке рельефность и объем. Завершающий этап – покраска изделия. Раньше ремесленники смешивали красящий пигмент с мелом, что придавало игрушке светлый оттенок.

 

6.Зарисовать технические элементы узоров.
Альбомные листы с изображениями элементов приложить отдельно.

 

 

7.Использование в д/у:

В средней группе с начала года детей можно знакомить с глиняными игрушками, в частности с каргопольской игрушкой. В дошкольном возрасте можно закреплять названия цветов, учиться проводить горизонтальные и вертикальные линии кистью, карандашом и т.п., составлять орнамент из ритмично чередующихся цветных полос, точек (в том числе из пластилина и цветной бумаги).

Знакомство с Каргопольской народной игрушкой

 

Цель: Познакомить с историей возникновения игрушки, вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку, обратить внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают каргопольские мастера;

 

Задачи:

 

1) Образовательные. Познакомить с историей возникновения Каргопольской игрушки.

 

2) Речевые. Называть цвета каргопольской росписи;Расширять словарь: элемент, узор, роспись.

 

3) Воспитывать любовь к народным промыслам и эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

 

1. Организационная игра 3-5 минут

 

«ровным кругом друг за другом,

 

мы идём за шагом в шаг,

 

дружно вместе стой на месте,

 

сделаем вот так.

 

Руки к пятками и к ушам,

 

на колени и к плечам,

 

в стороны, на пояс, вверх,

 

а теперь внимание всех.

 

Рассадить детей полукругом возле стола

 

В гости к детям приходит бабушка Ульяна

 

Предлагает вместе рассказать сказку «Решето»

 

Зимой ночи длинные, темнеет рано, скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотел старик своих внуков порадовать игрушкой. А купить-то не на что. Выглянул он в окно.Кого только нет на скотном дворе: козы и свиньи, собаки и коровы, лошади и овцы.Подумал-подумал старик и придумал: сделаю-ка я им игрушки сам, И сделал…».

 

Мастера посуду из глины делали, и старик решил из глины игрушку вылепить. Затем изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. По белому фону мастера рисовали круги, кольца, точки.

 

Самыми распространенными и любимыми детворой на Каргополе были свистульки-утушки. Лепили их к шумным ярмаркам. Звонкоголосые утушки зазывали покупателей на Соборную площадь к колокольне, где обычно раскладывали свой незатейливый товар каргопольские гончары. Как и все северные крестьяне, они растили хлеб, держали скот. В свободное же от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный крут.

 

Бабушка Ульяна тоже переняла ремесло от родителей, получив в наследство чуткое ощущение пластики малых форм. В ее руках рождались из глины почти живые существа, с которыми старушка в работе разговаривала, пересмеивалась, шутила. Так же дети, создавая глиняную игрушку, одушевляют ее.

 

Бабушка Ульяна достает из корзины игрушки и рассматривают с детьми.

 

Дидактическая игра «Чего не стало»

 

Игра «Башмачки»

 

А вот игра «Башмачки» развивает у детей аккуратность, быстро и правильно обуваться, (часто малыши неправильно надевают обувь). Суть игры состоит в том, что дети снимают свою обувь и составляют с другой обувью, чтобы не очень легко было отыскивать пару. Затем все вместе проговаривают текст;

 

Вот сидит малыш

 

До чего же хорош

 

До чего же хорош -

 

Ну, а ножки то босы!

 

Раз, два, три,

 

К башмакам беги!

 

Игра считалась законченной, когда все дети находили и аккуратно надевали свою обувь

13.Сочините сказку, рассказ, стихотворение о Каргопольской игрушке (приложить).

 

Ах, игрушки Каргополья,

Как люблю смотреть на вас!

Развесёлое раздолье,

Ярких красок перепляс!

Вы как будто не из глины,

А из сказки созданы,

Из далёких лет былинных

Нам для радости даны.

Бережёт нас Берегиня,

Охраняет Конь-Полкан –

Самый сильный и поныне

Справедливый великан,

Ну, а если надо очень

Чтобы в жизни повезло –

Конь двуглавый днём и ночью

Различит добро и зло.

Дорогие тарарушки,

Вы несёте мир и свет!

Каргопольские игрушки,

Лучше вас на свете нет!

14.Литература для чтения детям о промысле:

 

Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие. / М.: Мозаика-Синтез, 1996.

Каргопольская игрушка. Учебное издание /М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Малик Л. С. Народная игрушка русского Севера, как средство воспитания. /Архангельск,2004

 

15.Методические статьи о Каргопольской игрушке:

Н.Н. Пиликина Художественное своеобразие каргопольской глиняной игрушки

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.