Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Дошкольное, начальное и специальное образование»

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ

 

Каргопольская  игрушка

 

 

 

Студент: Машкина О.Г.

 

Группа: ПОн/б- 15-3-з

 

Профиль: Начальное образование

 

Севастополь

  К А Р Г О П О Л Ь С К А Я И Г Р У Ш К А   

 

1.Место нахождения промысла: г. Каргополь, Архангельская область.

 

2.Материал первоосновы: глина

 

3.Способы украшения, материалы: раскрашивание сажа, известь, глина.

 

4.Способ создания изделий: лепка, обжиг.

 

5.Виды продукции: фигуры в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых

мужиков с бородами-лопатами, баб с новорожденными малышами,

птиц и др..

6.Методы лепки: фигурка лепится по отдельным частям: голова и торс, руки, юбка-колокол и головной убор. Туловище и юбку прикрепляли друг к другу, сдавливали обе руки-колбаски, скручивали их в форме калачика и тоже фиксировали. Головной убор в виде кокошника или шляпы приделывали самым последним.

7. Цветовая гамма: красный, синий, зеленый, белый, черный, охра.

 

 

Ф О Н     Р О С П И С Ь

8. Зарисовать технические элементы узоров.
Альбомные листы с изображениями элементов приложить отдельно.

 

      

 

9.Вид узора

 

 

10.Композиция узора

 

10. Использование в начальной школе:

þ Класс   1

Тема урока: О чём поведал каргопольский узор.

Цель:формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, закрепление навыков рисования каргопольского узора.

Оборудование:

-для учителя: гуашь, кисть, иллюстрация для показа, презентация.

- для учащихся: листы, гуашь, кисть .

Этап Деятельность учителя (содержание) Деятельность учащихся Методы / приёмы УУД
1.Орг. момент Здравствуйте, ребята! сегодняшний урок рисования проведу у вас я. Сначала тихо садятся девочки, затем ещё тише мальчики. Ребята, вы любите этот урок? Отлично! Тогда, улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится. Приготовиться к уроку Приветствовать учителя Слушать учителя Словесный метод: слово учителя. Л: слушать речь учителя непосредственно обращенную к учащимся.
2.Актуализа-ция знаний Давайте вспомним, что вы изучали на прошлых уроках. Ответьте на следующие вопросы. 1). Какими узорами расписывают мастера из Заволжья домашнюю утварь из дерева? 2). Какие названия элементов травного орнамента вы знаете? 3). Какие цвета используют в хохломской росписи? Верно, вы молодцы! Отвечать на вопрос учителя. Оценивать свои знания. Хохломские узоры «Капелька», «усик», «завиток», «кустик». Черный, золотой, красный, зеленый. Словесный метод. Приём: фронтальный опрос. Р: умение пользоваться полученной информацией.
3.Сообщение темы и цели урока Обратите внимание на слайд. Видите ли вы знакомые для вас элементы? А вы ранее встречали данный вид росписи? Вот сегодня я предлагаю вам познакомиться с ней. А называются эти узоры Каргопольскими. – Тема нашего урока Каргопольская игрушка. Прочитаем вместе. - Что мы с вами будем выполнять? (рисовать игрушку). Правильно, молодцы. Слушать учителя. Ответы детей Нет Словесный метод: беседа по вопросам.   К: имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла.
4.Знакомство с новым материалом А сейчас послушайте историю, где появилась каргопольская игрушка. –Каргопольская игрушка – это глиняная игрушка, изготавливаемая в городе Каргополе Архангельской области. - Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем — одиночные фигурки, иногда два — три персонажа, связанные единым сюжетом, каким-то несложным действием. Обычно лепили мамок, медведя с тальянкой, кадриль, полкана, гармониста. – Игрушку из Каргополя росписывали разными цветами. Назовите цвета. – А теперь, ребята, посмотрите какими узорами росписывали игрушки. – Есть ли цветочки или листики на этих узорах. Как называются такие узоры? Мы видим разные фигурки. Круги, полоски, овалы, волнистые линии - такие узоры называются геометрические. –Значит орнамент какой, ребята? (геометрический). – Ребята, этими узорами украшались все фигуры. А какой фон у игрушки (белый). Как снег. - Ребята, посмотрите, где сохранён белый фон? (руки, лицо, голова, шея). - А где у нас цветной фон? (юбка, головной убор). Слушать учителя. Отвечать на вопросы. Словесный метод. Приём: слово учителя. Словесный метод: беседа по вопросам . Наглядно- иллюстративный метод. Приём: работа с иллюстрациями. К:овладевают способностями оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников; овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.
5.Педагогический показ Сейчас я вам покажу, как вести работу. Сядьте удобно. 1) Вначале я окрашиваю головной убор, беру для этого голубой цвет, затем окрашиваю блузку, беру малиновый цвет. 2) А дальше я украшаю оставшийся белый фон узорами. Вот как я украсила дальше. Узоры будут на доске. Внимательно следить за учителем. Наглядный метод. Приём: наблюдение за учителем. К: строить монологическое высказывание, задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию
6.Постановка творческой задачи Итак, вам необходимо изобразить каргопольскую игрушку. Я приготовила для Вас разные шаблоны, их нужно будет обвести на лист. А ваша задача украсить фигурку так, чтобы она была похожа на настоящую каргополькую игрушку. Я желаю вам успехов и хорошей творческой работы. Я думаю, что вы с лёгкостью справитесь с этим заданием и в конце урока у нас будет много красивых работ. Слушать инструктаж работы Словесно – логический метод. Л:овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.
7.Практическая работа - Учитель дает общие указания классу. Следит за правильностью выполнения задания. Помогает, хвалит словом. Работать над своим изображением. Наглядно- практический метод. Приём : работа над изображением. Л:Формирование позиции учащегося к учебной деятельности

 

þ Описать процессуальную игру по изображению композиционных элементов, узоров по мотивам промысла.

@ Конспект одной из форм работы

Знакомство с Каргопольской игрушкой.Роспись «Коня – Палкана» декоративными элементами».

Цель: Познакомить с историей возникновения игрушки, вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку, обратить внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают Каргопольские мастера. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции.

Задачи: 1) Познакомить с историей возникновения Каргопольской игрушки.

2) Воспитывать любовь к народным промыслам и эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

3) Учить поэтапно, расписывать силуэт Каргопольской игрушки.

Материалы: Народные игрушки, иллюстрации (этапы изготовления игрушки, символика цвета).

Силуэт Каргапольской игрушеки «Коня – Палкана», вырезанного из белой бумаги, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Предварительная работа: Чтение рассказов, стихов о народных игрушках. Индивидуальная работа в книжном уголке. Рассматривание знакомых народных игрушек из глины. Использование раскраски «Народные промыслы». Игра – лото - поделка «Русский сувенир». Лепка «лошадок» из глины. Подбор иллюстраций для выставки.

-Сегодня мы с вами вспомним, что мы знаем об игрушках наших прабабушек и прадедушек

Дидактическая игра «Узнай, что в сундуке».

-У нас с вами посмотрите, имеется целый сундук различных игрушек, нам необходимо разобрать их по полочкам, чтоб навести порядок. В сундуке хранятся народные игрушки разных мастеров нашей страны.

-Как необходимо обращаться с такими игрушками? Почему? (ответы детей)

Учитель предлагает детям взять по одной игрушке и рассказать о ней.

Учитель рассказывает сам об одной из игрушек для образца.

Дети по образцу рассказывают о своих игрушках, которые взяли из сундука. (Слушаются ответы нескольких детей, остальным предлагается рассказать об игрушке в конце занятия)

Учитель предлагает сгруппировать игрушки по элементам росписи,расставить их по полочкам: филимоновские игрушки, дымковские игрушки и несколько игрушек неизвестных для детей, поставить отдельно.

-Посмотрите эти игрушки нам с вами пока неизвестны, но сейчас мы с вами узнаем о них много интересного.

11.Игровые упражнения 1 класс Игра «Трафареты»

Ознакомление с техникой исполнения каргопольских узоров.

Методическое сопровождение: плоскостные силуэты каргопольских игрушек, украшенные народной росписью; листы белой бумаги, цветные карандаши, гуашь, кисти разного размера, подставки для кисточек, баночки с водой, бумажные и матерчатые салфетки.

Ход игры.

В игре участвуют один и более игроков (по количеству подготовленных силуэтов). Ребёнок выбирает понравившийся трафарет, прокладывает его к листу бумаги и обводит. Затем раскрашивает свою работу, используя трафарет как образец.

• Первоначально ребёнок повторяет элементы росписи. Воспитатель хвалит работу, обращает внимание ребёнка на точность повторения элементов узора.

• Затем ребёнок добавляет свои элементы в украшение игрушки. Воспитатель отмечает удачное решение в рисунке.

• Наконец, ребёнок самостоятельно украшает каргопольскую игрушку по мотивам народной росписи. Воспитатель поддерживает творческое применение полученных умений.

 

12. Сочините сказку, рассказ, стихотворение о Каргопольской игрушке

Сегодня мы с вами познакомимся с удивительными игрушками, которые с давних времён лепят из глины и раскрашивают в городе Каргополе Архангельской области.

Каргопольские игрушки – кони, утушки, кукушки.

Вы красивы, вы баски – очень яркие мазки.

В вас и радуга, и солнце, яркий цветик на оконце,

В вас лазуревы глаза, тёмно – русая коса.

Пляшут бабы с мужиками и гармонь поёт басами.

Тройка мчится, снег скрипит, в небесах луна блестит.

(В. Тразилов).

Древний этот городок раскинулся на берегах красивой северной реки Онеги.

Сейчас очень много различных игрушек, а вот в старину купить игрушки русскому крестьянину было не по карману. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. И вот пришлось крестьянину делать игрушки для своих детей самому.

А какие замысловатые узоры на этих игрушках! И где только мастера подглядели эти узоры? Может в поле, у полного зёрен колоса, у цветка на лугу, у ёлки в лесу, у солнца, у летящей в небе снежинки, у вечерней звезды…

Глиняные игрушки всю свою жизнь лепила и раскрашивала бабушка ульяна или Бабкина Ульяна Ивановна. Её сказочные игрушки многие знают. О ней писали в газетах, говорили по радио, показывали по телевизору. Лепить она научилась у своего отца, когда ещё была маленькой девочкой. Летом отец пахал землю и растил хлеб, а зимой делал глиняную посуду, забавные куколки и свистульки для детей.

Свои игрушки бабушка Ульяна делала то под протяжную песню, а то под задорную частушку по своему содержанию напоминающие образ её фигурок. Она не обдумывала что и как лепить и каким цветом раскрасить и поэтому в игрушках запечлевалось еёнастроение: то они были печальные, а то весёлые.Отражалось в них и время года: летние – более яркие, осенние – мягче, зимой цвет – белый, чёрный, синий, красный.

В наши дни каргопольские игрушки можно увидеть на выставе, в музее, в магазине сувениров. «Сувенир» - означает «память». Каргопольская игрушка – это игрушка-памятка и она рассказывает нам о том, как жил и работал не покладая рук народ – труженик.

 

13.Литература для чтения детям о промысле:

 

Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие. / М.: Мозаика-Синтез, 1996.

Каргопольская игрушка. Учебное издание /М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Малик Л. С. Народная игрушка русского Севера, как средство воспитания. /Архангельск,2004

 

14.Методические статьи о Каргопольской игрушке:

Дуров Г. П. "Каргопольские глиняные игрушки", Л. 1986г.

Рогозина Н. И., Попова О. Г., Загайнова Н. А., Смирнова О. М. ,Костина Л. Н "Бабушкины уроки" Архангельск 1997г.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.