Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Знакомство может происходить следующим образом.



 

 

           ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЙОТИРОВАННЫХ БУКВ.                    

                          (лекция)

           ЦЕЛИ: - раскрыть особенности йотированных букв;

                    - познакомить со структурой урока изучения таких букв;

                    - развивать речь, логическое мышление, память;

                    - воспитывать интерес к избранной профессии.

 

 

                               ПЛАН:

1. Характеристика йотированных букв.

2. Особенности их изучения младшими школьниками.

3. План изучения йотированных букв в начальных классах.

 

                    ЛИТЕРАТУРА:

1. Л.П.Федоренко Методика развития детей дошкольного возраста. – 2-е изд.- М., 1984

2. Н.Г.Агаркова Обучение письму как основа для речевого развития младшего школьника// Проблемы развития учащихся начальных классов – М., 1985 - с. 148-158

3. В.Г.Горецкий и др. Уроки обучения грамоте – М., 1986

4. П.С.Жедек Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию//Начальная школа – 1991 №8

5. Д.Э.Розенталь Современный русский язык – М., 2005

Буквы Е,Ё,Ю,Яв русском языке называются йотированными, т.к. состоят из двух звуков: й+а=я, й+о=ё, й+у=ю, й+э=е. Изучение этих букв приходится на основной (букварный) период обучения грамоте. Трудность из изучения складывается из нескольких параметров: 1) по традиционной программе до изучения первой из них дети еще не знакомы со звуком[й], не научились его слышать и распознавать, не умеют выделять из речи. Учителю во многом приходится искусственно «заставить» их этот звук услышать. 2)авторы учебника на одном уроке предлагают сразу узнать обе функции таких букв: обозначать два звука и обозначение мягкости предшествующего согласного. Когда переходим к чтению слогов, дети пытаются и здесь услышать звук [й], поэтому читают: вье, мья, тью и т.п. Учебно-методический комплекс Н.Ф.Виноградовой, система Л.В.Занкова,  учли эти недостатки: знакомство с йотированными происходит после изучения звука [й]. Дети в этих учебниках узнают сначала способность этих букв обозначать мягкость предшествующего согласного, а потом знакомятся с функцией обозначения двух звуков. (работа с книгами)                                                                            Познакомимся, как научить детей распознавать особенные буквы. В русском языке это только буквы, которые самостоятельных звуков, как это было до сих пор, не обозначают. Даже темы уроков по их изучению звучат иначе, чем это было до сих пор: Буква Яя. Буква Юю. Дети должны четко усвоить, что в русском языке е,ё,ю,я – буквы, таких звуков не существует.

Знакомство может происходить следующим образом.

Сегодня мы узнаем ещё одну особенную, волшебную букву.                              Давайте отгадаем загадку: под ёлками, под соснами лежит мешок с иголками. Кто это? Верно, ёжик. Давайте произнесём слово «ёжик» и посчитаем, сколько в нем слогов. Ё-жик. Сколько слогов? (2) Произнесём первый слог (ё), теперь второй – жик. Позовем слово к себе и узнаем, на какой слог падает ударение? (на первый) Произнесем первый слог еще раз и послушаем, сколько в нем звуков: йййооо (если дети не слышат, учитель произносит так, чтобы оба звука были слышны четко). Какой звук первый в этом слоге? (й) Этот звук гласный или согласный? Почему согласный? (во рту встречаются преграды). Запомним, ребята, звук [й] – согласный и всегда мягкий.  Треугольник какого цвета я должна взять? (зеленый) Какой второй звук в первом слоге? (йййооо) Этот звук какой? Почему гласный? (во рту нет преград, образует слог) Каким цветом на схеме обозначается звук [о]? Мы эти два звука[й], [о] произносим по отдельности[й]  [о] или вместе, слитно: [йо]? Как называется такой слог? (слияние) (Учитель берет нужную схему и прикрепляет ее к доске) Показываю зеленый треугольник и спрашиваю: это какой звук? (й) Показываю на красный треугольник: это какой звук? (о) звука два, а буква, которая из обозначает, - одна: это буква ё. (Подписываю букву под схемой слияния). Чтобы ее прочитать, надо просто сказать – ё. Прочитаем нашу новую букву.  Давайте произнесём второй слог и посчитаем, сколько в нем звуков: жжиик. Какой звук первый? (ж) Он какой? (согласный) А еще какой? Кто помнит, в чем особенность этого звука? (он всегда твердый) Каким цветом он на схеме обозначается? (синим) Какой второй звук? (жиик) (это звук ы) Он какой? Почему? Каким цветом он обозначается на схеме? Как мы произносим эти два звука? Как называется такой слог? (прикрепляю схему слога слияния) Показываю синий треугольник: это какой звук? (ж) А какая буква его обозначает? (подписываю букву ж под схемой) Показываю красный треугольник: это какой звук? (ы) Какая буква здесь должна быть? (и) Почему? (есть правило: Жи пиши с буквой и) подписываю букву и под схемой. Какой последний звук в этом слоге? (жикк) Звук к какой?( согласный) Согласный какой: твердый или мягкий? (твердый) каким цветом он обозначается на схеме? (синим) Прикрепляю схему к доске: звук к, а буква какая? (к) Подписываю букву под схемой. Давайте прочитаем, какое слово у нас получилось: ёжик. Посчитайте, сколько букв в э том слове? (4) Теперь посчитайте, сколько звуков в этом слове? (5) Почему звуков больше, чем букв? Почему буква ё особенная?

ПРИМЕЧАНИЕ: все йотированные буквы изучаются по одной схеме, т.е. аналогично. В результате изучения йотированных букв дети узнают, что они 1) обозначают целый слог; 2) обозначают два звука, если а) находятся в абсолютном начале слова; б) находятся после гласных; в) находятся после ъ,ь. 3) после согласных обозначают мягкость предшествующего согласного; 4) это только буквы, в русском языке нет звуков е,ё,я,ю.

НА ДОМ: написать по аналогии фрагмент урока про букву Ю.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.