Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. Нагревание — охлаждение»



ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Нагревание — охлаждение»

Задачи.Знакомить детей со свойствами разных предметов и мате­риалов, изменениями, происходящими с ними при нагревании и охлаждении.

Предварительная работа.. Воспитатель вместе с детьми помещает на подоконник в группе (на солнечной сто­роне и в солнечный день) несколько предметов — кусочек пластилина, воска, огарок свечки, кусочек льда и т. д., обращая их внимание на то, что все эти предметы твердые. После обеда дети вместе с воспитателем наблюдает, что стало с этими предметами -- они стати мягче, распла­вились и т.д.


Содержание занятия.Воспитатель проводит вместе с детьми опыт. Вначале рассматривает с детьми и просит их сказать, из чего сделаны разные ложки или палочки (из дерева, из металла, из пласт­массы, из стекла). Затем помещает их в баночки с очень горячей водой, вытирает их и дает детям потрогать и сказать, какая из них самая горячая, какая — не очень, какая почти совсем не нагрелась. Вместе с детьми делает вывод о том, что тепло передается от одного предмета к другому, но разные материалы нагреваются по-разному. Спрашивает детей, из какой чашки будет удобнее пить горячий чай: из пластмассовой, металлической, стеклянной или деревянной. Наливает в них воду одинаковой температуры и просит приложить снаружи к стенке палец и сказать, какая кажется более или менее теплой.

Воспитатель читает детям стихотворение Г. Р. Лагздынь «Что случи­лось?»:

Что случилось? Что такое? Небо снова голубое? Ходят в небе облака. Сушат солнышком бока. Плачет горько снеговик: К лужам с детства не привык! Где ты, дедушка Мороз?! Хоть немножко подморозь! Может быть, ты болен? Мною недоволен? Отвечает тихо Вьюга: Дед не болен, не сердит. Просто он в гостях у друга В холодильнике сидит!

Педагог спрашивает детей, почему плачет снеговик, почему дед Мороз сидит в холодильнике. Обсуждает с детьми результаты опыта, проведенного ими с пластилином, воском и свечкой: почему пласти­лин и свечка вместо твердых стали мягкими, из-за чего это произо­шло. Делает вместе с детьми вывод, что их нагрело солнце. Спраши­вает у детей, куда еще можно было бы положить эти предметы, чтобы сделать их мягкими (положить на батарею, под лампу, согреть дыха­нием, подержать в горячей воде, в теплых руках) и проверяет вместе с ними их предложения. А как вновь сделать их твердыми? (Спрятать от солнца, положить в холодильник, в сугроб, в холодную воду и т. д.)


Воспитатель подводит детей к выводу, что под воздействием тепла некоторые твердые предметы нагреваются, становятся теплыми, ино­гда мягкими, а иногда даже тают. А под воздействием холода, наоборот, твердыми.

Воспитатель вспоминает вместе с детьми, что может таять — снег и лед весной, мороженое в теплой комнате, шоколадка в руках и т. п.

Воспитатель спрашивает детей, как твердый загустевший мед сде­лать жидким. Проводит вместе с детьми опыт — кладет кусочек загус­тевшего меда в ложку и нагревает ее над свечкой. Обсуждает с детьми, что стало с кусочком меда (он расплавился, стал жидким).

Воспитатель загадывает детям загадку о тонкой девчонке в белой юбчонке с красным носом '.

Педагог демонстрирует предмет-подсказку и обсуждает с детьми, почему свечка «плачет».

Воспитатель рассказывает детям, что расплавленный воск или парафин, из которых часто делают свечки, можно вылить в форму, дать застыть и получить разные фигурки. Можно предложить детям аккуратно вылить растопленный воск в холодную воду и посмотреть, как он застынет, какие необычные фигурки получатся, на что они будут похожи. Для этого воспитатель заранее зажигает несколько небольших свечек и ставит их в безопасное место. Непосредственно перед проведением опыта он берет по одной свечке, гасит ее и дает одному из детей аккуратно вылить расплавленное содержимое в холод­ную воду.

Воспитатель спрашивает у детей, а может ли расплавиться металл, например металлическая ложка, которую они нагревали в горячей воде. Рассказывает детям, что и металл может расплавиться, но для этого нужны очень-очень горячие печи, которые есть только на специ­альных заводах, где металл плавят. Расплавленный металл тоже можно залить в формы, дать застыть и получить из него разные предметы. Если есть такая возможность, воспитатель рассматривает с детьми раз­ные фигурки, отлитые из металла. Например, можно показать чугун­ную сковородку, мясорубку.

Есть металл, который плавится легко, — это олово. Можно пока­зать детям, что олово плавится в ложке даже на обычной плите и отлить какую-нибудь фигурку в формочке, сделанной из более твер­дого металла.

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ГОРЯЧИМИ ПРЕДМЕТАМИ

1. Горячую посуду (например, с плиты, из духовки) берут специаль­ной прихваткой (прихватки делают из огнеупорного материала или материи, проложенной слоем ваты), чтобы не обжечься.


2. Прежде чем начинать есть или пить, нужно убедиться, что еда или питье не слишком горячие.

3. На горячее дуют, чтобы оно побыстрее остыло.

4. Если вы обожглись, сразу подставьте обожженное место под холодную воду или приложите лед, а потом позовите взрослых и смажьте это место подсолнечным маслом.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.