Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава 3. Цветовая гармония. Глава 6. Двенадцатичастный цветовой круг. Глава 7. Семь типов цветовых контрастов. Глава 16. Цветовой шар (и цветовая звезда). Глава 18. Форма и цвет. Субъективные формы



 

титул - 1 стр

оглавление - 2 стр

введение - 3 стр

глава первая - цвет - 4-6 стр

глава вторая - форма - 7стр

заключение - 8стр

список литературы - 9стр

приложение - 10-12стр

 

цвет:

Глава 3. Цветовая гармония

Глава 6. Двенадцатичастный цветовой круг

Глава 7. Семь типов цветовых контрастов

Глава 16. Цветовой шар (и цветовая звезда)

форма:

Глава 18. Форма и цвет

Субъективные формы

 

 

введение

Для художника решающим является воздействие цвета, нежели та его данность, которая изучается физиками или химиками. Действие цвета проходит через глаза. Однако я твердо уверен, что самые глубокие и подлинные тайны цветового воздействия не видны даже глазом и воспринимаются только сердцем. Главное ускользает при абстрактном, отвлеченном формулировании.
Законы и теории хороши в ситуации неуверенности. В моменты вдохновения задачи разрешаются интуитивно, сами собой.Цвет — это жизнь, и мир без красок представляется нам мертвым. Цвета являются изначальными понятиями, детьми первородного бесцветного света и его противоположности — бесцветной тьмы. Как пламя порождает свет, так свет порождает цвет. Цвет — это дитя света, и свет — его мать. Свет, как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу.Слово и его звук, форма и ее цвет — это носители трансцендентальной сущности, только еще смутно нами прозреваемой. Так же как звук придает сказанному слову свое сияние, так и цвет придает форме особую одухотворенность.Эффекты разнообразного воздействия цвета и возможность управлять ими должны стать основой эстетического учения о цвете. При этом проблемы субъективного восприятия цвета оказываются особенно важными в художественном воспитании, искусствоведении, архитектуре и для художников, работающих в области рекламы и моды.

Эстетические аспекты воздействия цвета могут быть изучены по трем направлениям:

чувственно-оптическому (импрессивному);

психическому (экспрессивному);

интеллектуально-символическому (конструктивному).
Если в целях изучения цвета приходится говорить раздельно о каждом из трех аспектов его воздействия: конструктивном, экспрессивном и импрессивным, — то я не хотел бы упустить возможности сказать, что каждый из этих аспектов предполагает наличие в цвете и двух остальных. Так, символизм без визуальной точности и без психологически-эмоциональной силы окажется скорее всего анемичным, интеллектуальным формализмом. Чувственно-импрессивное действие цвета без его духовно-символической правды и психологической выразительности приведет к банальному имитирующему натурализму, а психологически выразительное действие без конструктивно-символического и оптически-чувственного содержания окажется ограниченной сентиментальной тупостью. Само собой разумеется, что каждый художник будет работать в соответствии со своим темпераментом и делать особый акцент на том или другом из этих аспектов.

Во избежание путаницы при дальнейшем знакомстве с книгой я хотел бы дать более точное определение понятию «характер цвета» и «тон цвета». Говоря о характере какого-либо цвета, я имею в виду его положение или место в цветовом круге, или в цветовом шаре. Как чистые основные цвета, так и все их смеси обладают ясно выраженным характером. Так, например, зеленый цвет может быть смешан с желтым, оранжевым, красным, фиолетовым, синим, белым и черным цветом, причем в каждом случае он приобретает специфический, единственный в своем роде характер. Каждое изменение цвета в результате одновременных влияний также создает новый, особый его характер.

Когда же мы хотим определить степень светлоты или темноты какого-либо цвета, то мы говорим о его тональном качестве. Тон цвета может быть изменен двумя способами: или через соединение данного цвета с белым, черным или серым, или за счет смешения с двумя цветами различной светлоты.

 

 

Краткое описание, краткое содержание или что мы можем рассказать Вам об этой книге Книга «Искусство формы» - это изложение системы подготовки художников, созданной Иоханнесом Иттеном для его знаменитого фор-курса в Баухаузе, одной из самых новаторских школ искусства, архитектуры и дизайна XX века. Обучение всех студентов в Баухаузе начиналось с форкурса Иттена. Оно было нетрадиционным. В своей книге Иттен пишет, что главной задачей он считал необходимость развить в будущих художниках, архитекторах, дизайнерах обостренное чувство формы и материала, научить творчески мыслить в любых ситуациях. Поэтому на его занятиях много внимания уделялось образному восприятию формы. В книге подробно излагается его система специальных упражнений для начинающих художников, включающая в себя даже музыку и ритмические движения, чтобы научить их «входить в образ» формы. И только так, по словам Иттена, можно попасть в цель и штудия сможет превратиться в произведение искусства. Иттен знакомит с основами профессиональной работы художников, для которых необходимо знать, что такое ритм и акцентные точки композиции, какова роль текстуры формы и материала, как видеть и передавать ее в изображении предметов и сюжетных тем, как пользоваться цветовыми контрастами и т.д.

 

 

Йоханнес Иттен. Йоханнес Иттен — один из самых влиятельных преподавателей. Его вводный курс знакомил студентов с фундаментальными свойствами форм, их пластикой и средствами выразительности ,заложил основу системы художественного образования.

 

Основу моей теории цвета составляет конструкция две-надцатичастного цветового круга. Его построение начинается стрех первичных цветов: желтого, синего, красного. По отноше- нию к этим основным цветам важно знать, что желтый цвет не должен тяготеть ни к желто- зеленому, ни к оранжевому; синий цвет — ни к сине-зеленому, ни к сине-красному; красный цвет — ни к красно-оранжевому, ни к сине-фиолетовому. Все три основных цвета должны быть четко определенными. Двенадцатичастный цве- товой круг строится так: в угловых частях равностороннего треугольника последовательно размещаются три основных цвета. Затем появляются цвета второго ряда — оранжевый, фи- олетовый и зеленый, полученные в результате смешения каждого основного цвета с каждым близлежащим, как это показано на иллюстрации. Все эти шесть цветов соприкасаются с вне- шним цветовым кольцом, в который включаются еще шесть связывающих их промежуточных цветов, — и возникает двенадцатичастный цветовой круг. Существует семь типов цветовых контрастов:

1. Контраст по цвету. Он возникает в случае произвольного сопоставления чистых цветов. Использование чер- ного и белого может сделать его более выразительным и ярким.

 2. Контраст светлого и темного. Он основан на использовании цветов различной светлоты и тоновых градаций цвета. Все цвета могут быть осветлены белым или затемнены черным. Для каждого цвета должна быть изготовлена своя тоновая шкала, подобная той, которая дана на с. 19. Цвет 35

3. Контраст холодного и теплого. Наибольший эффект такого контраста достигается с красно-оранжевыми и сине-зелены- ми цветами. Все остальные цвета кажутся холодными или теплыми в зависимости от их срав- нения с более холодными или более теплыми.

4. Контраст дополнительных цветов. В моем цветовом круге дополнительные цвета размещены друг против друга. Если до- полнительные цвета смешать между собой, получится нейтральный серый цвет. Когда до- полнительные цвета находятся рядом, это усиливает их яркость, а если смешиваются, то это, наоборот, приглушает их вплоть до серо-черного цвета.

5. Симультанный контраст. Его эффект основан на законах дополнительных цветов, согласно которому каждый чис- тый цвет физиологически требует противоположного ему цвета. Если такого цвета нет, глаз симультанно воспроизводит ощущение необходимого дополнительного цвета.

6. Контраст по насыщенности. Он заключается в противопоставлении насыщенных и блеклых цветов и может быть Цветовой круг Цветовая звезда 36 превращен в нечто мрачное за счет черного, белого, серого или любого дополнительного цвета.

7. Контраст по площади цветового пятна. Он возникает при противопоставлении цветовых поверхностей разной величины. Цвет надо изучать по возможности всеохватывающе. Поэтому важно понять и порядок расположения цветов в цветовом круге, и систему общих цветовых созвучий. Цветовая звезда, которая является проекцией на плоскость цветового шара, имеет гра- дации всех двенадцати цветов в растяжке от черного к белому и дает хорошее представление о том, как строятся оттенки цвета. Цветовая звезда была разработана мною в 1920 году и стала основой моего курса по теории цвета в Баухаузе.

 

 

Три основные формы — квадрат, треугольник и круг — создаются при помощи четырех различных пространственных построений. Квадрат основан на горизонталях и вертикалях, отличительным признаком треугольника является диагональ, круг определяется циркуль- ным движением*.

 

Что художник должен знать о цвете и смешивании красок?

Противоположным по отношению к основному (желтому, красному или синему) цвету является цвет, поучаемый при смешении двух других: то есть, для желтого это будет фиолетовый, для красного - зеленый, а для синего – оранжевый. И наоборот, для дополнительных (вторичных) цветов противоположными являются основные цвета, которые не «участвовали» в их смешивании. Таким образом, основные и дополнительные цвета образуют друг с другом стабильные пары противоположностей. Противоположными являются и все цвета, буквально находящиеся напротив друг друга на цветовом круге, на сколько бы частей он ни был разбит.

Почему это важно?

Противоположные цвета – это максимально контрастные цвета. Если расположить их рядом – произойдет волшебство. Ну, или почти: эти цвета усилят друг друга, сделают ярче, насыщеннее. Кроме того, тень от объекта всегда содержит в себе цвет, противоположный цвету этого объекта – например, тень от красного яблока будет зеленоватой. Если же противоположные цвета смешать между собой, вы получите один из «земляных» оттенков.
Запомнить противоположные цвета поможет все тот же цветовой круг.

Чтобы информация «записалась на подкорку», сделайте несколько копий этого круга в разных вариантах: для этого меняйте тона каждого круга, разбавляя цвета белилами или добавляя немного черной краски.

На первый взгляд это может показаться пустой тратой времени, но на деле это упражнение закладывает основы понимания цветовых сочетаний. Не ленитесь – ведь в вузах это делают все будущие художники и дизайнеры. Кроме того, после некоторой тренировки цветовой круг запомнится не хуже таблицы умножения. А пока этого не произошло, закрепите один из получившихся кругов возле своего рабочего места и сверяйтесь с этой «шпаргалкой», когда понадобится. Удачи в живописи!

 

Чрезвычайно важной основой любой эстетической тео­рии цвета является цветовой круг, поскольку он даёт си­стему расположения цветов. Так как художник-колорист работает с цветовыми пигментами, то и цветовой поря­док круга должен быть построен согласно законам пигментарных цветовых смесей. Это значит, что диамет--рально противоположные цвета должны быть дополни­тельными, т.е. дающими при смешивании серый цвет. Так, в моём цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов даёт нам серый цвет. В то время как в цветовом круге Оствальда синий цвет расположен против жёлтого, и их пигментарная смесь даёт зелёный. Это основное различие в построении оз­начает, что цветовой круг Оствальда не может быть ис­пользован ни в живописи, ни в прикладных искусствах.

Если эти цвета в системе двенадцатичастного цветового круга соединить между собой, то мы получим равносторон­ний треугольник. В этом трезвучии каждый цвет пред­ставлен с предельной силой и интенсивностью, причём каждый из них выступает здесь в своих типично родо­вых качествах, то есть жёлтый действует на зрителя как жёлтый, красный - как красный и синий - как синий. Глаз не требует добавочных дополнительных цветов, а их смесь даёт тёмный черно-серый цвет. Жёлтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый цвета объединяет фигура равнобедренного треугольника. Гармоничное созвучие жёлтого, красно-оранжевого. фиолетового и сине-зелёного объединены квадратом. Прямоугольник же даёт сгармонизованное сочетание жёлто-оранжевого, красно-фиолетового, сине-фиоле­тового и жёлто-зелёного.

Связка геометрических фигур, состоящая из равносто­роннего и равнобедренного треугольника, квадрата и прямоугольника, может быть размещена в любой точке цветового круга. Эти фигуры можно вращать в пределах круга, заменяя, таким образом, треугольник, состоящий из жёлтого, красного и синего, треугольником, объеди­няющим жёлто-оранжевый, красно-фиолетовый и си­не-зелёный или красно-оранжевый, сине-фиолетовый и жёлто-зелёный.

Тот же опыт можно провести и с другими геометричес­кими фигурами.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.