Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине. Сочинение по картине Ю.Ракша «Проводы ополчения».



класс: 8

Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине. Сочинение по картине Ю.Ракша «Проводы ополчения».

Цель: развитие речи учеников, расширение их словарного запаса, обучение описанию картины, познакомить учащихся с групповым портретом.

Задачи:

  • проанализировать произведение искусства (Ю.Ракша "Проводы ополченцев");
  • определять тему, идею и проблему произведения;
  • уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, репродукция картины Ю. Ракши "Проводы ополчения", "Толковый словарь" Ожегова.

Этапы урока

Ход урока

деятельность учеников
Актуализация опорных знаний

1. Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами проведем очень интересное совместное путешествие по истории нашей страны, заглянем в прошлое…

 

Слайд 1. – фотография Куликовской битвы без подписи + отрывок из стихотворения Владимира Марахина «Куликовская битва». (читает выразительно ученик)

«…Народ был распрями расколот,
Бросало Русь то в жар, то в холод,
Почти сто лет борьба за власть
Князьями русскими велась.

Желая снова Русь ослабить,
Мамай пришёл к нам жечь и грабить,
Через ковыль и лебеду
Великий хан привёл Орду.

Терпела долго Русь обиды,
В церквах справляя панихиды,
Пока в Москве не кликнул клич
Князь Дмитрий Иоаннович:

- Мы на Руси живём за тем ли,
Чтоб враг поганил наши земли?
Нет больше сил, терпеть разбой,
Вставай, народ, на смертный бой!

Побед великих вкус изведав,
Мы били немцев, били шведов,
И на Днепровском берегу
Давала Русь отпор врагу…»

 

- Ребята, вы прослушали внимательно стихотворение, как вы считаете, какому событию мы с вами уделим сегодня особое внимание? (Куликовская битва)

 

-Верно! А с кем воевала Русь на тот момент и в каком году? (татаро-монголы, 8 сентября 1380г.)

 

- Какие ключевые фигуры этой битвы вы помните из истории? ( Дмитрий Донской, Мамай, Перссвет, Челубей)

 

-Молодцы! Следуем дальше!

 

 Слайд 2. –Историческая справка –слово учителя

21 сентября отмечается День воинской славы России – День победы

русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-

татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году. Историки

единодушны во мнении, когда говорят о Куликовской битве: тем ветреным

осенним днем у берегов реки Непрядвы решилось будущее Русской земли. В

одной точке соединились горе и терпение, жажда освобождения от ига, сила,

воля и вера. В одном месте совпали в своих чаяниях величайшие люди своего

времени: деятельные, мудрые, дальновидные, сильные духом монахи и

воины. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, и великий князь

Дмитрий Иванович, прозванный после битвы Донским, их предшественники

митрополиты Московские и всея Руси Петр и Алексий, воспитавшие князя

Дмитрия, а также сотни тысяч безымянных русских воинов – вот они,

победители.

Воинский подвиг стал ещё и подвигом духовным, подвигом

священным. Он способствовал объединению разрозненных земель в единое

государство. Нет, Куликовская битва не была окончательной победой над

татаро-монголами. Иго было сброшено только сто лет спустя. Однако именно

Куликовская битва развеяла миф о непобедимости Золотой Орды, дала

надежду и породила героев.

21 сентября отмечается День воинской славы России – День победы

русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-

татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году. Историки

единодушны во мнении, когда говорят о Куликовской битве: тем ветреным

осенним днем у берегов реки Непрядвы решилось будущее Русской земли. В

одной точке соединились горе и терпение, жажда освобождения от ига, сила,

воля и вера. В одном месте совпали в своих чаяниях величайшие люди своего

времени: деятельные, мудрые, дальновидные, сильные духом монахи и

воины. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, и великий князь

Дмитрий Иванович, прозванный после битвы Донским, их предшественники

митрополиты Московские и всея Руси Петр и Алексий, воспитавшие князя

Дмитрия, а также сотни тысяч безымянных русских воинов – вот они,

победители.

Воинский подвиг стал ещё и подвигом духовным, подвигом

священным. Он способствовал объединению разрозненных земель в единое

государство. Нет, Куликовская битва не была окончательной победой над

татаро-монголами. Иго было сброшено только сто лет спустя. Однако именно

Куликовская битва развеяла миф о непобедимости Золотой Орды, дала

надежду и породила героев.

21 сентября отмечается День воинской славы России – День победы

русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-

татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году. Историки

единодушны во мнении, когда говорят о Куликовской битве: тем ветреным

осенним днем у берегов реки Непрядвы решилось будущее Русской земли. В

одной точке соединились горе и терпение, жажда освобождения от ига, сила,

воля и вера. В одном месте совпали в своих чаяниях величайшие люди своего

времени: деятельные, мудрые, дальновидные, сильные духом монахи и

воины. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, и великий князь

Дмитрий Иванович, прозванный после битвы Донским, их предшественники

митрополиты Московские и всея Руси Петр и Алексий, воспитавшие князя

Дмитрия, а также сотни тысяч безымянных русских воинов – вот они,

победители.

Воинский подвиг стал ещё и подвигом духовным, подвигом

священным. Он способствовал объединению разрозненных земель в единое

государство. Нет, Куликовская битва не была окончательной победой над

татаро-монголами. Иго было сброшено только сто лет спустя. Однако именно

Куликовская битва развеяла миф о непобедимости Золотой Орды, дала

надежду и породила героев.

21 сентября отмечается День воинской славы России – День победы

русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-

татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году. Историки

единодушны во мнении, когда говорят о Куликовской битве: тем ветреным

осенним днем у берегов реки Непрядвы решилось будущее Русской земли. В

одной точке соединились горе и терпение, жажда освобождения от ига, сила,

воля и вера. В одном месте совпали в своих чаяниях величайшие люди своего

времени: деятельные, мудрые, дальновидные, сильные духом монахи и

воины. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, и великий князь

Дмитрий Иванович, прозванный после битвы Донским, их предшественники

митрополиты Московские и всея Руси Петр и Алексий, воспитавшие князя

Дмитрия, а также сотни тысяч безымянных русских воинов – вот они,

победители.

Воинский подвиг стал ещё и подвигом духовным, подвигом

священным. Он способствовал объединению разрозненных земель в единое

государство. Нет, Куликовская битва не была окончательной победой над

татаро-монголами. Иго было сброшено только сто лет спустя. Однако именно

Куликовская битва развеяла миф о непобедимости Золотой Орды, дала

надежду и породила героев.

«21 сентября отмечается День воинской славы России – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году.

Воинский подвиг стал ещё и подвигом духовным, подвигом священным. Он способствовал объединению разрозненных земель в единое государство, тысячи людей оставляли свои семью и уходили в ополчение только лишь бы дать отпор врагу. Нет, Куликовская битва не была окончательной победой над татаро-монголами, но однако именно она развеяла миф о непобедимости Золотой Орды, дала надежду и породила героев!»

 

 

Устные ответы  
Целеполагание

- Ребята, как вы думаете, нам нужно сохранять память о таких старых событиях нашей страны или это уже в прошлом? (да, нужно хранить историческую память)

 

- А как можно запечатлеть события Куликовской битвы, чтобы они остались в памяти у потомков? (писать худ.тексты, сказки, стихотворения, снимать фильмы писать картины).

 

-Молодцы, посмотрите внимательно на слайд (картина- «Проводы ополчения», подумайте и скажите чем мы с вами сегодня займемся? (будем учиться давать описание данной картине, составлять групповой портрет)

Слайд 3.

 

- Хорошо! Вот вы и сформулировали тему нашего сегодняшнего урока! Открываем тетради, записываем тему – Слайд 4.Сочинение Ю.Ракша «Проводы ополчения».

 

- Какие задачи вы можете выделить, исходя из темы?

(на доске после ответов учеников)

 

 (на том же слайде Задачи):

  • проанализировать произведение искусства (Ю.Ракша "Проводы ополченцев");
  • определять тему, идею и проблему произведения;
  • уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы.
Формулируют цель, задачи, работают исходя из темы урока.
Этап осмысления Слайд 5. Слово о художнике (устный краткий ответ от ученика, дать заранее выучить) (фото Ю.Ракша)   - Картина «Проводы ополчения» - одна из известных его работ, составляющая общий групповой портрет.(фото репродукции) - Для того, чтобы нам начать работать с картиной проведем словарную работу.
Словарная работа (слайд 6)
Репродукция- воспроизведение предметов искусства путём фотографии, копирования или ручного воспроизведения оригинала. Самая главная цель — сохранить подлинность объекта, максимально точно передать информацию о нём и его внешний вид.
Портрет — жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение конкретного человека. Групповой портрет это изображение, на котором нарисованы не менее 3 или 4-х человек.
Куликовская битва 8 сентября 1380г.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.