Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Роберт Монро Далекие путешествия 24 страница



       Основной целью наших данных была попытка очертить феноменологию ВТП, но, помимо этого, исследование выявило несколько важных фактов, способствующих нашему пониманию этого явления. В старинных теософских трудах [34] широко использовалось понятие "мыслеформы". В целом, ВТП можно считать типичной "мыслеформой", вследствие чего возникает естественный вопрос: какую именно форму принимает это мышление? В своем докладе мы намеренно решили вообще не затрагивать вопрос о том, действительно ли во время ВТП разум отделяется от материального тела, но проведенное исследование вызвало у нас фундаментальные вопросы о природе того, что "в действительности является действительностью".

       Опрос с очевидностью показывает, что при ВТП возникает не просто ощущение отделения сознания от тела, — сознание отделяется во всей своей полноте, так что происходящее лучше всего определить как ощущение полного отделения личности. По зрительным впечатлениям опрошенных, в материальном теле не остается никакого сознания. Личность во всей полноте, включая наблюдающую и воспринимающую функции эго, переносится в иное, отличное от мозга, пространственное положение, а материальное тело при этом выглядит обездвиженным и "лишившимся сознания". Не возникает провалов в сознании, о каких сообщают в случаях гипноза, рассеивающего сна и обычных сновидений, в том числе и снов с частичным сохранением сознания;

       напротив, опрошенные подчеркивают обостренное самоосознание. Одной из самых поразительных особенностей рассказов опрошенных является их полная уверенность в том, что случившееся не было сном, независимо от того. когда именно начинались переживания — как при мучительных болях, так и при обычном отдыхе. Те опрошенные, которые испытывали во время переживания страх или страдания, склонны относиться к нему негативнее; как и следовало ожидать, в этих случаях ВТП вызывали менее интенсивные перемены в настроении, а их подробности сохранялись в памяти не так хорошо. Дальнейшие исследования помогут выявить возможные особенности последней группы случаев, которые вполне могут оказаться проявлениями деперсонализации. Несмотря на то, что первоначально ВТП связывались с болезнью, болями и прочими негативными обстоятельствами, большая часть таких переживаний происходит в тех случаях, когда человек хотя бы отчасти ожидает их и пребывает в достаточно расслабленном состоянии. Такие теории, как предположения Палмера [35], подчеркивают важность снижения проприоцепторного поступления впечатлений в состоянии физического расслабления, которое во многом сходно с сенсорной депривацией. Когда мозг получает меньше проприоцепторных и прочих чувственных данных, эго, согласно таким теориям, несколько ослабляет непрерывную проверку действительности. Регрессивные компоненты ВТП встречались у 22% опрошенных, которые вспоминали о событиях детства; по этой причине возникает искушение призвать на службу эго психоаналитический принцип регрессии. Однако без ответа остается другой вопрос: какую именно пользу это приносит как с позиции защиты, так и с точки зрения адаптивного синтеза? Нет смысла искать в этом единственную причину ВТП. В психиатрии мультидетерминизм остается общепринятой концепцией, и потому наш подход к этиологии ВТП сводится к уверенности в существовании нескольких причин, проявляющихся на различных уровнях истолкования.

       Таким образом, каждый случай ВТП должен определяться целым рядом факторов (психопатологическими, токсическими либо органическими, эволюционными, связанными с личным развитием, перцептуально-когнитивными и прочими), каждый из которых вносит свой вклад в это явление. Вероятнее всего, в иных обстоятельствах тот же субъект подвергся бы совершенно другой этиологической комбинации, а новое переживание оказало бы на него совсем иное влияние. Этот принцип подробнее описывается в статье, которую мы сейчас готовим к печати*.

       ----------------

       * Twemlow, S. W., and Gabbard G. O. "The OBE as an Overdetermined State of Consciousness." Manuscript available from the corresponding author.

        

       В своей "Республике" Платон очерчивает четыре уровня воспринимаемой на опыте действительности: воображаемый, физический, концептуальный и уровень прямого, трансцендентального знания, который он сам называет непосредственным видением, или "Благом". В той же "Республике" (616—617) излагается история храброго Эра, который погиб в сражении, но позже воскрес и рассказал о том, где побывала его душа. После этого Платон утверждает нечто совершенно чуждое современным умонастроениям: он говорит, что человек способен постичь все таинства бытия лишь после смерти, когда освободится от оков тела. Платон считает, что освобождение души от материального тела является основным условиям философского взлета к окончательной мудрости. Как указал Гроссо [36, 37], монистический материализм уничтожил архитектуру бытия и свел его к одноэтажному бараку: по-настоящему реальному миру чувственного, опытного восприятия. Срединное царство, нереальный мир сновидений, утонченные проявления эпифеноменов — это прибежище, куда, возможно, удаляются и художники, и безумцы — может преподать нам урок, потребовать меньшей догматичности в уверенном применении таких эпитетов, как "реальный". Этот мир может помочь нам постичь более многослойные онтологии.

        ЛИТЕРАТУРА

        1. Kennedy, R. B. "Self-Induced Depersonalizadon Syndrome." Am. J. Psychiatry, 133:1326—28, 1976.

       2. Twemlow, S. W. Discussion of A Psychoanalytic Theory of Altered States of Consciousness by Erika Fromm. Bull. Menninger Clinic, 42(6):538—40,1978.

       3. Twemlow, S. W., and Bowen, W. T. "Psychedelic Drug-Induced Psycho-logial Crises: Attitudes of the 'Crisis Therapist'." Journal Psychedelic Drugs, 11(4):331—35, 1979.

       4. Palmer, J., and Vassar, C. "ESP and Out-of-the-Body Experiences: An Exploratory Story." J. Amer. Society for Psychical Research, 68(3):257, 277, 1974.

       5. Muldoon, S., and Carrington, H. 7716 Phenomenon of Astral Projection. New York: Samuel Weiser, inc., 1970.

       6. Osis, K. "Perspectives for Out of Body Research." In W. G. Roll, R. L.

       Morris, and J. D. Morris (eds.). Research in Parapsychology. Metuchen, N.J.: Scarecrow Press, 1973.

       7. Orne, M. T. "On the Social Psychology of the Psychology Experiment: With particular reference to demand characteristics a nd their implications." American Psychologist, 17:776—83, 1962.

       8. Tart, C. T. "A Psychophysiological Study of Out of the Body Experiences in a Selected Subject." J. Amer. Society for Psychical Research, 62:3—27, 1968.

       9. Tart, C. T. "A Second Psychophysiological Study of Out of the Body Experiences in a Gifted Subject." International Journal of Parapsychology, 9:251—58, 1967.

       10. Twemlow, S. W. In Journeys Out of the Body by Robert A. Monroe. Garden City, N.Y.: Anchor Books, 1977, pp. 275—80.

       11. Ehrenwald, J. "Out-of-the-Body Experiences and the Denial of Death." J.

       Nervous & Mental Disease, 159(4):227—33, 1974.

       12. Tart, C. T. "States of Consciousness and State Specific Sciences." In R. E.

       Omstein (ed.), The Nature of Human Consciousness. San Francisco: W. H. Freeman, 1973.

       13. Eastman, M. "Out-of-the-Body Experiences." Proceedings of the Society for Psychical Research, 53(193):187—309, 1962.

       14. Hart, H. "ESP Projection: Spontaneous Cases and the Experimental Method." J.

       Amer. Society for Psychical Research, 48:121—46, 1954.

       15. Green, C. Out-of-the-Body Experiences. London: Hamish Hamilton, 1968.

       16. Palmer, J. and Dennis, M. "A Community Mail. Survey of Psychic Experiences in Research in Parapsychology." Metuchen, N.J.: Scarecrow Press, 1975.

       17. Shiels, D. "A Cross-cultural Study on Beliefs in Out of the Body Experiences." J. Amer. Society for Psychical Research," 49:697—741, 1978.

       18. Eliade M. Shamanism: Archaic Technique of Ecstasy. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1972.

       19. Poynton, J. "Results of an Out of the Body Survey." In J. Poynton (ed.), Parapsychology in South Africa. Johannesburg: South African Society for Psychical Research, 1975.

       20. Landau, L. "An Unusual Out of the Body Experiece." J. Amer. Society for Psychical Research, 42:126—28, 1963.

       21. Muldoon, S., and Carrington, H. The Projection of the Astral Body. London: Rider & Co., 1929.

       22. Muldoon, S. The Case for Astral Projection. Chicago: Aries Press, 1936.

       23. Stratton, F. J. M. "An Out of the Body Experience Combined with ESP." Letter to the Editor, J. Amer. Society for Psychical Research, 39: 92—97,1957.

       24. Whiteman, J. H. "The Process of Separation and return in Experiences Fully Out of the Body," Proceedings of the Society for Psychical Research, 50:240—74, 1956.

       25. Crookall, R. "Astral Projection." Light: A Journal of Psychic Studies, 194—200, 1970.

       26. Tellegan, A., and Alkinson, G. "Openness to Absorbing abs Self-Altering Experiences ('Absorption'): A trait related to hypnotic susceptibility." ].

       Abnormal Psychology, 53: 368—77, 1974.

       27. EUsworth, R. B. Profile of Adaptation to Life Holistic Scale. Institute for Program Evaluation, P.O. Box 4654, Roanoke, Va. 24015, 1979.

       28. Crookall, R. The Study and Practice of Astral Projection. New Hyde Park, N.Y.: University Books, Inc., 1960.

       29. Stevenson, I., and Greyson, B. "Near-Death Experiences: Relevance to the Question of Survival After Death." J. A. M A, 243(3):165—67, 1979.

       30. Tart, C. T. On Being Stoned: A Psychological Study of Marijuana Intoxication. Palo Alto: Science & Behavior Books, 1971.

       31. Crookall, R. Out of the Body Experiences: A Fourth Analysis. New Hyde Park, N.Y.: University Books, Inc., 1970.

       32. Maslow, A. H. Religions, Values and Peak Experiences. New York: The Viking Press, 1970.

       33. James, W. The Varieties of Religious Experience. New York: Crowell-Collier, 1961.

       34. Besant, A., and Leadbeater, C. W. Thought-forms. New York, London, and Benares: The Theosophical Publishing Society, 1905.

       35. Palmer, J. "The Out-of-Body Experience: A Psychological Theory." Parapsychology Review, Sept.—Oct., 19—22, 1978.

       36. Grosso, M. "Plato and Out-of-the-Body Experiences."J. Amer. Society for Psychical Research, 69: 61—74, 1975.

       37. Grosso, M. "Some Varieties of Out-of-Body Experiences."J. Amer. Society for Psychical Research, 70: 179—93, 1976.

        ТАБЛИЦЫ

        Просмотреть таблицы

        ОБ АВТОРЕ

        Роберт Аллан Монро — необычайно одаренный человек. Он обладает той способностью к многогранному исследованию и восприятию явлений, которая служит признаком яркой личности.

       Роберт Монро родился в семье профессора колледжа и доктора медицины. Он изучал технику и журналистику в Университете штата Огайо, получил ученую степень, а затем занялся радиовещанием, стал сценаристом и режиссером различных программ. В 1939 году он перебрался в Нью-Йорк и на протяжении последующих двадцати лет был создателем и продюсером более 400 радио- и телепрограмм сетевого вещания. Помимо режиссуры и разработки сценариев, он сам писал для своих программ оркестровую музыку; многие из этих мелодий и сейчас можно услышать с теле- и киноэкранов.

       Первой радиопрограммой Роберта Монро был "Роки Гордон" — сериал о приключениях на железной дороге, на несколько лет опередивший знаменитую программу Лоуэлла Томаса "Амос и Энди", транслировавшуюся на NBC. Помимо этой программы, Роберт Монро создал и стал продюсером программ "Захватывающие приключения" (Джордж Сандерс), "Ночной кошмар" (Питер Лорр), "Звездный театр" (Маделин Кэрролл), "Взлет" (Боб Рипли), "Пробы в Метро-Голдвин-Майер", а также комических шоу "Угадай число" и "Найди себе пару".

       После недолгой работы в компании "Донахью и Коу Эдвертайзинг" он основал "Роберт Монро Продакшнз"; в период расцвета эта компания создавала за неделю до двадцати восьми радиошоу. Позже он стал вице-президентом и директором "Мъюшуэл Броудкастинг Систем" и оставался на этой должности до середины 1956 года, после чего стал президентом "Лаури Эссошиэйтс" и, одновременно, владельцем и руководителем сети радиостанций в Северной Калифорнии и Вирджинии. Кроме того, он основал "Джефферсон Кэйбл Корпорейшн", стал ее президентом и руководил созданием и работой систем кабельного телевидения в Шарлоттсвилле и Вейнсборо, штат Вирджиния. Этот пост он занимал вплоть до апреля 1976 года.

       Основным хобби господина Монро в недавние годы было изучение и исследование практических методов ускоренного обучения с помощью расширенных состояний сознания. Чтобы придать этому занятию больший размах, он основал в 1973 году Институт прикладных наук (Институт Монро), лаборатории которого находятся в Эфтоне, штат Вирджиния. Поскольку он достаточно долго проводил разнообразные опыты со звуками, вполне естественным продолжением работы стали попытки использовать эти разработки в своих исследованиях. Одним из результатов такой работы стал практический метод погружения человека в состояние расслабленности и сна, запатентованный в 1975 году. Метод основан на системе звуковых импульсов, вызывающих переход деятельности человеческого мозга на соответствующие частоты.

       Благодаря этой методике обычного человека можно сколько угодно долго удерживать на отдельных стадиях сна любой глубины. Позднейшие разработки Института опирались на те же методики и привели к созданию "стереофонических ритмов", которые вызывают синхронизацию деятельности левого и правого полушарий человеческого мозга. Возникающее при этом уникальное состояние согласованности полушарий мозга получило название "синхронизация деятельности полушарий", или Hemi-Sync. Это открытие также обеспечивает внешний контроль над уровнем деятельности обоих полушарий мозга. Упорядоченная последовательность подаваемых в полушария мозга сигналов, нацеленных на достижение особых состояний, стала замечательным средством получения новых знаний, прежде неизвестных приложений человеческой мысли. Наряду с другими организациями. Институт Монро (сейчас он находится в округе Нельсон штата Вирджиния) изучает потенциальные возможности применения таких методов во всех сферах общественной деятельности и личной жизни человека.

       Будучи исполнительным директором и основателем Института, господин Монро до сих пор играет важную роль в работе этой научно-образовательной организации. Он является автором книги "Путешествия вне тела" (Doubleday & Company, inc., 1971;

       Anchor Press edition, 1977), переведенной на многие языки мира. Сейчас семья Роберта Монро живет на ферме в округе Нельсон, штат Вирджиния, неподалеку от Института.

        



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.