Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Роберт Монро Далекие путешествия 22 страница



        ВОПРОС: Откуда вы знаете, что это не сон?

       При столкновении с этим явлением большая часть людей действительно отбрасывает его, считая просто ярким сновидением. В лучшем случае, такие люди думают, что им приснился особенный сон, так называемое сновидение с частичным сохранением сознания. Во время такого сновидения спящий явственно осознает, что спит, и может управлять развитием событий во сне: изменять происходящее, вводить новые персонажи и определять исход сюжета.

       При ВТП человек сохраняет практически полное сознание, — по крайней мере, то, что современная цивилизация называет бодрствующим сознанием. Подавляющая часть физического, чувственного восприятия также сохраняется. Человек "видит", "слышит" и "осязает"; самыми слабыми чувствами становятся, по-видимому, обоняние и вкус. Человек наблюдает за происходящим не из материального тела, а со стороны. Расстояние до тела может быть как большим, так и малым. Если расстояние невелико, человек обычно перемещается в положение, недоступное для материального тела, — например, парит под потолком. При дальних перемещениях он может увидеть Париж, хотя его тело остается в Нью-Йорке. Во внетелесном состоянии можно следить за событиями, но практически нельзя их изменять, влиять на происходящее.

       При желании достоверность этих событий можно проверить по окончании переживания.

       Человек не в состоянии участвовать в физических событиях, поскольку на время ВТП становится "нематериальным". Именно достоверная явственность ВТП делает их непохожими на обычные сновидения. ВТП не менее "реальны", чем любое переживание обыденной жизни.

        

       ВОПРОС: Все ли могут научиться выходить из тела?

       Несколько проведенных на протяжении последних десятилетий исследований указывают, что около четверти взрослых людей помнят по меньшей мере один случай непроизвольного ВТП. Многие не догадывались, что именно произошло, пока им не описали явление в целом. Как уже говорилось, мы придерживаемся той точки зрения, что во время "дельта"-сна. то есть в состоянии глубокого сна без сновидений, все люди естественным образом переходят к состоянию ВТП различной глубины. Итак, первым шагом могут стать попытки вспомнить те ВТП, которые случались у вас раньше и происходят каждую ночь во время сна. Мы убеждены, что после определенной психологической и философской подготовки любой человек способен научиться сознательно переходить в состояние ВТП.

        

       ВОПРОС: Не вредны ли намеренные выходы из тела? Можно ли от этого умереть?

       После двадцати пяти лет лабораторных исследований и личного опыта у меня нет ни единого свидетельства, которое позволяло бы утвердительно ответить хотя бы на один из этих вопросов. Несомненно, открытие существования ВТП на личном опыте оказывает довольно сильное эмоциональное воздействие. Подобные вмешательства в мировоззрение нередко становятся болезненными, и потому определенную осторожность стоит соблюдать. Что касается физиологии, то, насколько нам известно, ВТП не причиняют никакого вреда здоровью и даже не вызывают усталости.

        

        ВОПРОС: Помогают ли наркотики или спиртное перейти к внетелесному состоянию?

       По некоторым данным, галлюциногены способны вызывать неуправляемые ВТП. Глубокие исследования таких наркотических переживаний не проводились. Что касается спиртного, то, будучи депрессантом, оно скорее препятствует осознанным ВТП, — во всяком случае, ослабляет воспоминания о них. Некоторые факты поддерживают ту точку зрения, что обезболивающие препараты представляют собой химические "переключатели" и приводят к углубленным состояниям ВТП, вплоть до полной потери сознания. Основой такого предположения является экспериментальное применение небольших доз таких препаратов в обстоятельствах, не угрожающих жизни пациентов, а также применение различных типов анестезии в хирургии.

        

       ВОПРОС: Насколько ВТП похожи на околосмертные переживания, о которых недавно начали рассказывать в книгах?

       Очень похожи. Более того, учитывая единство культурных представлений и неуправляемых реакций на внешние раздражители в угрожающих жизни обстоятельствах, ВТП и околосмертные переживания можно считать одним и тем же явлением. Важнейшие составляющие отчетов об околосмертных переживаниях неоднократно встречалась в многочисленных рассказах испытуемых, которые участвовали в наших лабораторных опытах с процессом Hemi-Sync. Разница заключалась лишь в отношении к возникавшим событиям и обстоятельствам. Когда испытуемый лишен страха и тревоги, а также вооружен способностью объективно наблюдать за происходящим, его взгляды на такие состояния и события становятся совершенно другими.

        

       ВОПРОС: Какое влияние на возможность ВТП оказывают такие внешние факторы, как погода, фазы луны или ориентация тела относительно сторон света?

       У нас нет четких данных, позволяющих предполагать, что ВТП зависят от какого-либо из перечисленных факторов. Некоторые опыты указывают на некоторую вероятность того, что ориентация тела по оси "север—юг" действительно немного способствует ВТП; по существу, это означает, что магнитное поле Земли может оказывать определенное влияние на это явление. Поскольку удовлетворить подобное требование было достаточно легко, изолированные кабинки в нашей лаборатории ориентированы по магнитной оси "север—юг". Накладывая искусственно созданные поля, мы сможем выровнять магнитное поле в кабинках, добиться своеобразного "нуля"; такое происходило с астронавтами во время пребывания на Луне. Мы надеемся, что дальнейшие исследования принесут хотя бы частичные ответы на этот вопрос.

        

       ВОПРОС: Предположим, я на время покинул свое тело. Может ли кто-то другой занять его, пока меня нет?

       Если наши представления верны, вероятность этого ничуть не выше, чем во время обычного сна. Если попробовать оценить возможность такого события, то его шансы намного ниже, чем статистическая вероятность того, что в следующем году вы попадете в аварию. За пятнадцать лет работы с лабораторными испытуемыми и участниками многочисленных программ не было ни единого случая, который хотя бы отдаленно напоминал попытку "одержания", проникновения в чужое тело чего-то разрушительного или неуправляемого.

        

       ВОПРОС: В первой книге вы описывали некоторые методы выхода из тела и, в частности, метод "угла". У меня ничего не получается. Быть может, я делаю что-то не так?

       Описанные в предшествующей книге методы были самыми первыми, неотработанными. В то время они мне помогали. С тех пор мы обнаружили множество других, более важных факторов, связанных с процессом отделения от тела. Кроме того, сейчас мы пользуемся совершенно иными, более простыми и понятными методами. Коротко говоря, все не так просто, как мне тогда казалось.

        

       ВОПРОС: Что означают странные боли в голове и других частях тела, возникающие при попытке перейти к внетелесному состоянию?

       В целом, они указывают на неосознанные тревоги и страхи. Перед попытками достичь ВТП их нужно выявить и обдумать. Если вам удастся избавиться от них или по меньшей мере найти причину их возникновения, соответствующие эмоции исчезнут, а вместе с ними пропадут и неприятные ощущения в теле.

        

       ВОПРОС: Можно ли по ошибке вернуться в чужое материальное тело?

       Вопрос неявно связан с вероятностью подобного события. Прежде всего, такое бывает, и я рассказывал о том, как это случалось со мной на ранних этапах. Я не могу сказать, насколько часто это происходит. В условиях нашей культуры нет смысла даже умозрительно оценивать вероятность такого явления. С нашими испытуемыми и добровольцами этого никогда не случалось. Для точного попадания в "собственное" материальное тело мы пользуемся простейшим сигналом к возвращению: чтобы быстро вернуться в свое тело, достаточно просто подумать о любой его части, — например, о большом пальце ноги — и попытаться пошевелить ею. Успешное возвращение гарантировано. Поскольку у нас нет других сведений о попаданиях в "чужое тело", кроме тех случаев, которые пережил я сам, есть основания предполагать, что подобное может случиться только с неопытным новичком. Если такая возможность вас настораживает, помните о правиле "большого пальца". Это избавит от лишних страхов и беспокойств.

        

       ВОПРОС: Что вы можете сказать о животных при ВТП? Встречались ли вам животные?

       Удавалось ли вступить с ними в общение?

       Единственными животными, которых я безошибочно распознал, были обычные домашние кошки, члены нашей семьи. Нет сомнений, что у них тоже есть Второе Тело. Его можно увидеть, если во время ВТП кошка спит. Интересно, что не так давно я встретил сразу после отделения трех кошек, которые спокойно сидели неподалеку, и следили за происходящим. Поздоровавшись, я с удивлением обнаружил, что это были наши любимцы, физически умершие на протяжении последних трех лет. Оглядываясь назад, я не понимаю одного: почему это меня так удивило.

        

       ВОПРОС: Могут ли вызвать внетелесное состояние звуки на ваших аудиокассетах либо какие-нибудь другие звучания?

       Если и могут, то в чрезвычайно редких случаях. Судя по всему, следует обращать внимание на совершенно другие факторы, — например, барьер страха, переоценку ценностей и пересмотр мировоззрения. Те случаи, когда переход во внетелесное состояние дается настолько легко, требуют необычайного стечения обстоятельств и потому крайне редки.

        

       ВОПРОС: Что вы. можете сказать о полетах во сне? Они относятся к ВТП?

       Вообще говоря, мы считаем полеты во сне, — как на летательных аппаратах, так и без них — рационализацией ВТП. которое само по себе еще не допускается системой убеждений осознающего разума. Недавние данные показали, что к той же категории можно отнести сновидения, в которых человек выходит из "машины" и выполняет определенные действия. Вам никогда не снилось, что вы забыли, где оставили свою "машину"? Помимо того, при возвращении в материальное тело часто снятся "замедленные" падения.

        

       ВОПРОС: Чем ВТП отличаются от ясновидения?

       Ясновидение, то есть способность "видеть" события, происходящие в отдаленных участках материального мира, связано с особым состоянием сознания, но при этом человек остается в своем теле. Обычно в этом состоянии задействуется только одна форма восприятия, которая "переводится" на язык зрительных образов. Что касается ВТП, то во время этих переживаний физического осознания нет, так как человек "покидает" материальный мир. Кроме того, во внетелесном состоянии всегда участвуют другие типы восприятия, не только зрительное. Есть и иные отличия, но эти можно считать важнейшими.

        

       ВОПРОС: Можно ли вызвать внетелесное состояние с помощью гипноза?

       В ряде отчетов рассказывается о том, как это происходило. Полагаю, что можно, хотя мы не проводили подобных экспериментов. С нашей точки зрения, у такого метода есть один весьма существенный недостаток: тот, кто испытывает ВТП, не получает полной власти над своими действиями.

        

       ВОПРОС: Что делать, если переходишь во внетелесное состояние во время обычной физической деятельности — например, сидя за рулем? Как справиться с ситуацией?

       Быстро вернуться назад! Воспользуйтесь описанным выше приемом скоростного возвращения. Со мной такое не случалось, но я вполне могу допустить, что подобное может произойти.

        

       ВОПРОС: Куда легче попасть во внетеяесном состоянии — к выбранному человеку или в нужное место?

       Обычно проще перенестись к человеку, особенно к тому, кто вам душевно близок. В некоторых случаях удается переноситься в выбранное место, но для этого нужно знать точный "адрес", то есть метку.

        

       ВОПРОС: Предположим, при ВТП встретилось какое-то существо. Как определить, дружелюбное оно или нет?

       На такой вопрос нелегко ответить. Очень часто то, что кажется злобным или дурным, представляет собой совершенно безличную силу, которую воспринимаешь настроенной лично против тебя. Обрушивающийся на берег морской шторм может казаться пугающим, нести в себе смертельную угрозу, но таким его делает только твой страх, непонимание подобной силы. Сам прибой даже не подозревает о твоем существовании, ты его не волнуешь. Во время ВТП такого воздействия можно избежать, сознательно ограничивая, так сказать, "частоты" своего восприятия, то есть, пропуская в себя только те формы общения, которые соответствуют твоей "длине волны". Если столкнетесь с кем-то неприятным, просто похлопайте его по плечу и посоветуйте уйти. В худшем случае вернитесь в материальное тело. Иногда стоит попробовать поздороваться и вступить в ту или иную форму общения.

        

       ВОПРОС: Во внетелесном состоянии можно перемещаться во времени?

       Можно. Более того, это вполне естественно, так как подлинные ВТП не связаны с пространством и временем. С другой стороны, по нескольким не очень простым причинам это не так захватывающе, как можно себе представить. Намного важнее научиться пользоваться мощным сигналом "дома", позволяющим вернуться в исходную точку. Дело в том, что такая метка должна включать в себя не только место, но и время. Прежде чем пускаться в дальние "путешествия во времени", накопите опыт коротких перемещений.

        

       ВОПРОС: Как я "выгляжу" во время ВТП?

       Второе, то есть промежуточное нефизическое тело, представляет собой нечто вроде желе, извлеченного из формы. Оно "помнит" человеческий облик и вначале точно соответствует ему. Чем дольше остаешься вне тела, тем слабее эта память, — если, конечно, не вспоминаешь о своем облике намеренно. Другим фактором, похоже, является удаленность от материального тела в пространстве и времени: чем дальше от физического, тем слабее воспоминания. Если вообще позабыть о привычном облике, можно превратиться в шар, каплю, облачко или просто во что-то бесформенное. Чтобы избежать всего этого, достаточно покинуть второе тело сразу после отделения от материального — тогда становишься чистой энергией. При необходимости можно в любой момент отрастить себе руку или ногу.

        

       ВОПРОС: Что вы можете сказать о процессе перерождений? Как связаны между собой различные жизни? Они сменяются последовательно, протекают одновременно или как-то иначе?

       Прежде всего, различные сроки существования отнюдь не последовательны во времени. Они действительно могут протекать одновременно. Все сводится к вопросу о том, "кто сейчас воспринимает".

        

       ВОПРОС: Зачем тем сверхсуществам, о которых вы рассказывает, нужна технология?

       Она им не нужна. Мне пришлось ввести понятие "технологии", так как это единственный способ доступно объяснить нашей культуре левого полушария характер деятельности и способностей таких существ. Описанная "технология" является для них такой же естественной, как для нас — работа автономных систем организма. Мы ведь не считаем "технологией" деятельность своего пищеварительного тракта, системы кровообращения или легких. Мы просто пользуемся ими без каких-либо сознательных усилий, хотя теперь уже в состоянии понять, как устроены эти "технологические приспособления". Их технология применяется точно так же — за тем исключением, что они умеют использовать ее намеренно, управлять такими способностями.

        

       ВОПРОС: Быть может, человеческая технология является следствием общения с такими сверхсуществами?

       Есть много фактов, говорящих в пользу такого предположения. Особенно показательны объективные исследования тех случаев, когда ключевые фигуры человеческой истории действовали вопреки привычной системе убеждений, а исторические события развивались достаточно неожиданно.

        

       ВОПРОС: Какое влияние оказывают на ВТП определенные вещества, в частности, кофе, табак, сахар и так далее?

       Прямая связь не замечена. В этой оценке я опираюсь исключительно на эксперименты с нашими испытуемыми и участниками действующих в Институте программ. С другой стороны, мы не проводили углубленных исследований этого вопроса. Думаю, лучшей рекомендацией, как и во всех прочих случаях, будет совет соблюдать умеренность.

        

       ВОПРОС: Что вы можете сказать о природе добра и зла?

       Они существуют только в разуме того, кто воспринимает события. Такое разделение вызвано неведением, отсутствием понимания и жесткостью мировоззрения.

        

       ВОПРОС: Можно ли жить одновременно двумя жизнями в рамках привычного времени?

       Мы задавали такой вопрос своим нефизическим друзьям, и они ответили, что это не просто возможно: такое происходит очень часто. Других сведений у нас нет. Мы не знаем, как и почему это происходит. Мне лично однажды сообщили имя и адрес "другого меня", живущего на Земле прямо сейчас, но у меня не нашлось времени — или смелости? — проверить это... Если, конечно, такая проверка вообще осуществима.

        

       ВОПРОС: Изменились ли в результате ВТП ваши религиозные убеждения?

       Да.

        II. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВНЕТЕЛЕСНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ РОБЕРТА МОНРО

       Стюарт Твемлоу, доктор медицины, Глен Габбард, доктор медицины

        Роберт Монро — предприниматель из Вирджинии, один из самых талантливых в истории "внетелесников". Сейчас ему чуть за шестьдесят. Он написал чудесную книгу о собственных внетелесных переживаниях и основал частный институт, деятельность которого посвящена этой теме: Институт Монро, или Институт Прикладных Наук в Фабере, штат Вирджиния. За несколько лет до издания своей книги Роберт Монро добровольно прошел глубокий психиатрический и психологический осмотр. Он позволил подвергнуть себя интенсивным психиатрическим собеседованиям и целому ряду разнообразных психологических тестов. Роберт Монро никогда не проходил какого-либо психиатрического лечения. На протяжении своей примечательной карьеры продюсера и предпринимателя он показал себя прекрасным и деятельным работником.

       Ознакомившись с результатами исследований, мы выяснили, что первые внетелесные переживания начались у него только в сорок два года. Он получил традиционное южное воспитание, вырос в семье замечательных и преуспевающих родителей. С самого раннего возраста Роберта увлекала мысль о полете. Мальчиком он строил модели самолетов, уже в старших классах начал учиться пилотировать летательные аппараты, а позже стал опытным летчиком-любителем. Кроме того, его захватывала идея самого движения. Например, у него прекрасно сохранились детские воспоминания о поездках по железной дороге.

       В 1974 году Толпин связала подобные интенсивно развивающиеся увлечения с грандиозной фантазией, которую она назвала "страстью Дедала". Разумеется, это название основано на мифе о Дедале, который был одержим желанием взлететь над морем и изготовил из воска крылья. Икар, сын Дедала, также заразился жаждой полета, поднялся в небо на таких крыльях и подлетел слишком близко к Солнцу.

       Воск расплавился, и Икар рухнул в море, тогда как его отец Дедал продолжил полет. Толпин постулировала тесную взаимосвязанность этого мифа с увлечением полетами, возникающим в определенном возрасте: младенец переживает первичное экстатическое наслаждение, когда отец, мать или родственники подбрасывают его вверх.

       Эта грандиозная архаическая фантазия преодоления силы тяготения и полета в воздухе обычно усмиряется в процессе взросления и переносится на тягу к высоким достижениям и прочие сублимированные формы деятельности. Например, девяти лет от роду Толстой выпрыгнул из окна в попытках взлететь и серьезно пострадал. Однако он так никогда и не избавился от веры в то, что человек в буквальном смысле способен летать. В его книгах встречаются экстатические описания слияния с Луной, которые Толпин связывает с фантазией мистического единения с матерью, — та умерла, когда Толстому было всего два года. Несомненно, раннее проявление грандиозной фантазии позже преобразилось в необычайное писательское мастерство и творческую силу. Сходные эпизоды можно встретить в биографии Уинстона Черчилля: в восемнадцатилетнем возрасте он спрыгнул с моста и застрял в кронах деревьев.

       Позже эта фантазия постепенно перенеслась из области буквальных действий в царство мышления и проявилась в его воодушевляющих выступлениях, — например, в речи "Мы никогда не сдадимся". Толпин приводит еще один пример: руководствуясь желанием взлететь, шестилетний мальчик спрыгнул с кружащейся карусели и пришел в ярость, когда мать сказала, что люди не умеют летать. Позже его тяга к полетам превратилась в желание стать летчиком.

       Наблюдаемая у Монро увлеченность внетелесными "путешествиями" схожа с взрослым вариантом фантазии Дедала. Грандиозное желание детства сменилось не только внетелесными переживаниями в зрелом возрасте, но созданием целого института, деятельность которого посвящена исследованию подобных эзотерических явлений.

       Таким образом, в Роберте Монро можно увидеть, пожалуй, самое непосредственное преображение детского стремления взлететь, поскольку в данном случае оно превратилось в не менее грандиозную мечту взрослого человека. Однако он использовал свой интерес весьма гибко и продуктивно, в отличие от обычных саморазрушительных и непрактичных способов. Вполне возможно, что именно это настойчивое желание летать было определяющим побуждением тех людей, которые постигли эзотерическое разнообразие внетелесных переживаний, то есть путешествия в отдаленные области, погружения в иные, фантастические и невыразимые миры.

       Подобное рассуждение может не относиться к более повседневным случаям, когда человек "всего лишь" обнаруживает, что парит под потолком над своим телом.

       Если устойчивое стремление сбросить оковы приземленного материального тела было одним из определяющих факторов внетелесных переживаний Монро, то, что представляют собой остальные побудительные причины? История жизни Монро показывает, что в детстве он не перенес никаких серьезных травм и, напротив, был окружен чрезвычайно благоприятными для творчества условиями. Его мать, преуспевающий врач, обладала достаточно своеобразными взглядами на жизнь, в том числе склонностью избегать уродливого и неприятного. Подобное отношение отражается и в личности самого Монро. Как и его мать, он в значительной степени пользуется защитными средствами отрицания и избегания. Существование надежной психологической защиты, ограждающей от жестокости, трагичности и разрушительности, еще отчетливее показали проективные психологические тесты.

       Тесты Роршаха подтвердили, что Монро избегает множества граней своей внутренней жизни. Его защита становится особенно плотной, когда дело касается сексуальности, самозащиты и, в особенности, агрессивности — тех сфер личности, которые он старается не выпускать на сознательный уровень.

       Мы отметили отчетливую тенденцию отстраняться, избегать тех чувств, которые отражаются в его образе мышления, языковых конструкциях и личных отношениях.

       Обычно он просто уходит в сторону, по касательной, лишь отчасти действуя так, как мыслят, чувствуют, воспринимают и выражают себя другие. Эти наклонности личности значительнее всего проявились в том, что он увидел в одном пятне, которое чаще всего считают летучей мышью или птицей. Монро сказал, что видит "нечто летающее, с крыльями, похожее на птицу, бабочку или другое насекомое; оно летит по направлению к верхней части карточки". Таким образом, для Монро внетелесные переживания также служат цели ухода от столкновения. Помогая возвыситься над темницей своего тела, они позволяют отдалиться от таких сфер потенциальных конфликтов, как сексуальность, подавленность и агрессивность.

       В 1977 году один из нас (Стюарт Твемлоу) и его коллега доктор Фоулер Джонс из университета при Канзасском Медицинском Центре проводили личные наблюдения за Робертом Монро. В течение тридцати минут к его левой и правой затылочной части были подключены датчики ЭЭГ, отходящие к многоканальному осциллографу Бекмана.

       Твемлоу и Джонс следили за Монро через одностороннее стекло. Самым удивительным признаком было прерывистое дыхание Монро, сменяющееся периодами полного прекращения дыхания. После таких периодов он начинал дышать очень часто.

       Затем доктор Джонс и Стюарт Твемлоу одновременно сообщили друг другу о том, что у них возникло впечатление трепещущего помутнения воздуха, которое начиналось на уровне пояса Монро. Из-за этих колебаний воздуха верхняя половина тела Монро казалась размытой, хотя нижняя была видна вполне отчетливо. Впоследствии Роберт Монро сообщил, что ему удалось довольно быстро покинуть тело, но он не смог подать соответствующего сигнала сразу и сделал это только через пять секунд после возвращения. Колебания воздуха резко прекратились перед тем, как он поднялся с кровати. На ЭЭГ отразилось смещение высокочастотных колебаний в правом полушарии и низкочастотных показателей работы левой затылочной доли.

       После пробуждения Монро казался совершенно спокойным, но в течение первых тридцати секунд не мог восстановить ориентацию в пространстве и слегка запинался в речи. Он пояснил, что не может мгновенно избавиться от впечатлений своего переживания. Замеры ГКР на протяжении сеанса показали повышение уровня кожных рефлексов примерно до 150 микровольт наряду с полным отсутствием как типичных, так и нетипичных реакций в течение фазы выхода из тела. Во время внетелесного переживания в лабораторию вошел лаборант, который проверил надежность крепления датчиков. Казалось, Монро не заметил его появления, а в его ГКР не было зарегистрировано никаких отклонений. Кожа руки и предплечья была сухой на ощупь.

       В тот момент было отмечено только быстрое движение глаз (визуально, так как измерения движений глаз не проводились).

       Полученная во время этого опыта ЭЭГ была проанализирована с позиции частотных показателей в каждом полушарии, а также между ними. Дисперсионный анализ был проведен отдельно для трех этапов: начального, промежуточного и завершающего. В каждом этапе было 29 значений, а их общая продолжительность составила 290 секунд. Анализировались две группы сигналов — в правом и левом полушариях.

       Значительной разницы между частотными показателями полушарий не было, но расхождения в амплитуде их деятельности стали очевидными. Были замечены существенные различия между начальным и промежуточным, промежуточным и завершающим, а также начальным и завершающим участками ЭЭГ Роберта Монро.

       Характеристики первого и последнего участков (F = 41,47 и F = 59,08, p 0.001) указывали на то, что "до" и "после" ВТП частоты были намного выше, чем "во время" ВТП. Среднее квадратическое отклонение на этом участке также оказалось существенно ниже, чем на начальном и завершающем. Спектральный анализ периодов ВТП показал всплески на частотах 4—5 герц и чрезвычайно малую активность выше 10 герц.

       Какие выводы можно сделать на основе этого эксперимента? Хотя зрительные наблюдения впечатляли намного больше, чем показания ЭЭГ, им очень трудно найти объяснение. Очевидно, Роберт Монро пребывал в состоянии глубокого расслабления.

       Кроме того, на этапе внетелесного состояния приборы показали замедление частот и примечательное смещение интенсивности в диапазоне 4—5 герц переходной зоны "тэта-дельта". Такое "пограничное" электрофизиологическое состояние точно соответствует открытиям Тарта и замечаниям Харари о пограничных состояниях между сном и бодрствованием.

        III. ВНЕТЕЛЕСНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ; ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

       Стюарт Твемлоу, доктор медицины, Глен Габбард, доктор медицины, Фоулер Джонс, доктор педагогики

        Доклад представлен на ежегодной встрече Американской Ассоциации Психиатров, 5—9 мая 1980 года, Сан-Франциско.

       Доктор Твемлоу: ранее — глава исследовательского отдела Медицинского Центра в Топике, ныне — частная психиатрическая практика. Топика, штат Канзас.

       Доктор Габбард: штатный психиатр Фонда Меннингера.

       Доктор Джонс: доцент кафедры психиатрии университета при Канзасском Медицинском Центре.

       Авторы благодарят доктора философии Роберта Эллсуорта за критический анализ и ценные замечания, доктора философии Гэри Кларка и доктора философии Лолафей Койн за помощь в статистической обработке данных.

       Проект проводился при участии Института Монро (Института Прикладных Наук) в Фабере, штат Вирджиния, кафедры психиатрии университета при Канзасском Медицинском Центре, Фонда Меннингера в Топике, штат Канзас.

        Реферат Представлены описательные данные по 339 опрошенным, откликнувшимся на предложение рассказать об испытанных внетелесных переживаниях. Данные были обработаны с точки зрения условий начала ВТП, феноменологических признаков и последующего воздействия переживаний на опрошенных. В докладе рассматриваются вопросы этиологии феномена и его значения для личности.

        Введение В 1979 году, в обращении председателя к членам Американской Ассоциации Психиатров доктор Джулс Мэссермэн отметил, что одним из трех важнейших стремлений человека является "система ценностей и мистических представлений, обеспечивающая метапсихологическую безмятежность". Доктор Мэссермэн добавил, что наблюдает рост интереса к тому, что он назвал "метапсихиатрией, отражающей параллельное увлечение широкой общественности эзотерическими верованиями и трансцендентальными поисками окончательной истины". В традиционной психиатрической литературе подобные явления упоминаются редко, хотя время от времени мы сталкиваемся с отдельными отчетами, одним из примером которых может служить проведенное Кеннеди исследование "самопричиненной деперсонализации" [1].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.