Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мезенская роспись». Мастер-класс рассчитан на 1,5 часа.. Теоретическая часть



 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр дополнительного образования «Алые паруса»

 

 

Карта мастер-класса

«Мезенская роспись»

                                                                                                    

 

Составитель:

педагог дополнительного образования

Пономарева М.В.

 

Новосибирск 2019

Содержание

Цели и задачи………………………………………………………………………………………………………………3

Теоретическая часть………………………………………………………………………………………………………..3

Практическая часть……………………………………………………………………………………………………….6

Заключение………………………………………………………………………………………………………………….7

Целевая аудитория:обучающиеся начальных классов школ города Новосибирска.

Цель: изготовление эскиза досточки, выполненного мезенской росписью.

Задачи:

- рассказать историю возникновения и бытования мезенской росписи

-описать образы, орнамент, сюжеты, используемые в мезенской росписи

-ознакомить с техникой выполнения росписи

Материалы: шаблоны досточек, бумага тонированная «под дерево», ножницы, простой карандаш, гуашь красная/черная, кисти круглые (белка, колонок) №3,№1

Мастер-класс рассчитан на 1,5 часа.

 

Теоретическая часть

 Мезенская роспись – одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта. Свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области. Известно стало о ней с 1904 года, но, разумеется роспись зародилась намного раньше. Село Палощелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906 году. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах о изобразительному искусству можно встретить второе название росписи – Палащельская.

Традиционными для росписи являются изображения образов коней, оленей, птиц, деревьев, растений. Изображали сюжетные композиции: охотник с ружьем, катание на санях, всадник. Встречаются в росписи корабли, лодки. Обильно дополняли роспись геометрическим орнаментом. Демонстрация слайдов/фотографий/современных образцов с изображением мезенской росписи.

 

 

По исторически сложившейся традиции, для росписи используют всего два цвета – красный и черный. Расписанный предмет покрывали олифой для закрепления краски. Для того чтобы сделать красную краску, требовалось смешать растертый мергель (горная порода - природная смесь глины и кальция), красный камень с берегов реки в настое смолы лиственницы, затем эту смесь клали в горшочек и ставили в печь. В тепле смола растягивалась и получалась красная краска. Способ приготовления черной краски был ещё более незамысловат – мергель заменяли сажей.

Изначально росписью занимались исключительно мужчины. Красный цвет служит основным цветом для замалевок. Черный цвет дополняет, завитками и изгибами завершает контуры. Орнаменты имеют скупую примитивно-условную графическую форму. Мастер выстраивает узор сообразно внутреннему настроению и отношению к предмету, тем не мене подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим знаниям символов. Рядом с изображение часто встречается подписи с именем автора, заказчика или датой изготовления



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.