Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Яблочко от яблони



Яблочко от яблони

Основной упор психологической работы с детьми – это всегда работа с родителями. Невозможно изменить ребенка, если родитель сам не верит в успех, в пользу здорового образа жизни, в силу активной жизненной позиции, в чудеса, наконец! Это всегда совместная работа. Семья – это живая система, и изменение одного из элементов влечет за собой изменения системы в целом, а значит, и изменения в другом человеке. Глядя на детей, нужно периодически проверять: то ли это, что мы хотим? Если нет – то не читать бессмысленные нотации детям, а менять это в себе – и делать это осознанно. Если вам не нравится то, что ребенок орет, перестаньте на всех кричать. Если вы хотите, чтобы он был активен, встаньте с дивана. Если вам не нравится, что он рассеян и всегда забывает дома то игрушечного динозавра, то машинку (хм, в кого бы это?), соберитесь сами.

Родители очень часто возмущаются некоторыми моментами в поведении ребенка, но замечали ли вы, что их недовольство бывает неадекватно ситуации? Они никогда не признаются в том, что они ленивы или занудны, но, увидев это в «зеркале» своего ребенка, будут очень недовольны. Папа много работает и долго отсутствует. А по выходным он отсыпается до обеда, а потом смотрит фильмы. Вы можете сколько угодно считать себя крутым и успешным человеком, который имеет право на отдых по выходным, но не удивляйтесь, что в восприятии ребенка вы будете таким прикольным и несерьезным человеком, который все время спит и смотрит кино. Поэтому, когда ребенок будет играть «в папу», его роль будет предусматривать лежание на диване. Добавим к этому поведенческие паттерны (привычные эмоциональные реакции): интонации, выражение лица.

 

В фильме «Один дома» мальчик, когда остался один, подражал папе, шлепая себя по щекам, как бы после бритья. Все дети копируют, как папа или мама говорят по телефону, прижимая к уху кулаки, камешки или что подвернется под руку. Но у детей картина мира выстраивается своеобразно. Они видят внешнюю оболочку, часто совершенно по-своему представляя, что это означает. Им вообще свойственно обезьянничать, они же все воспринимают как игру! Они легко, мгновенно начинают копировать и, если им не объясняют каких-то вещей, сами додумывают недостающие элементы и делают выводы.

 

Ребенок «считывает» информацию без толкований и иносказаний. Родители долго рассказывают ребенку, как надо переходить улицу на зеленый веет, а потом сами перебегают на красный свет, да еще и поясняют: «Мы сейчас перебежали на красный свет, но так делать не надо, потому что можно попасть под машину!» Угадайте, что усваивает ребенок?

Таким образом, передаются не только потешные интонации, но и основные ценности, и критерии принятия решений! Когда мама ведет ребенка на красный свет и говорит, что так делать нельзя, то ребенок понимает, что есть какие-то отвлеченные правила, а есть жизнь. Всякое биологическое существо нацелено на то, чтобы выжить, а уж потом научиться отвечать, как правильно. Поэтому усваиваются вначале те правила, которые «как в жизни».

Очень показательно и то, как ребенок реагирует на неудачу или удачу. Взрослые обычно обеспечивают детям внутренний диалог. У ребенка не получилось раз, другой, третий. Дальше в голове начинает звучать голос мамы, которая говорит: «Ну, вечно у тебя так! Никогда не можешь ничего правильно сделать!» Либо наоборот: «Ничего, сейчас еще раз попробуй – получится!» Психологи Жан Пиаже и Лев Выготский писали, что внутреннюю речь ребенок транслирует вслух. Он копошится со своими кубиками, приговаривая вслух: «Еще раз попробуй!» - или: «Ну-ка, зайди с другой стороны!»

 

 

Иногда он произносит: «У меня никогда ничего не получится!», «Мне всегда не везет!» - а в семье изумляются: мы такие позитивно настроенные люди, у нас все получается, а у него – нет, откуда это? А буквально через 10 минут такая картина: «Мама, а где моя машинка? » - «Не знаю!» - «Мам, давай ее найдем!» - «Не могу, у меня, наверное, не получится ее найти!» На самом деле понятно, что мама действует из других соображений: «Отстань от меня и не грузи своей машинкой! Мне некогда!» Но ребенок воспринимает это в прямом смысле: у меня все равно не получится, зачем я буду стараться!

Лежа на диване, невозможно объяснить детям, что нужно заниматься спортом. Они не понимают абстрактных истин, которые их не касаются.

Ссоритесь с друзьями, провалили проект на работе и постоянно пребываете в плохом настроении? Понаблюдайте за своим ребенком. Возможно, его поведение и его эмоции подскажут, что вам нужно изменить в себе.

Источник: журнал Psychologies

Подготовил психолог Щеблыкина Ксения Петровна



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.