Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Первое семилетие



Первое семилетие

В своей ценной брошюре: «В чем нуждается маленький ребенок? Советы родителям и воспитателям » госпожа фон Бадитц различает три эпохи в первом семилетии, и эти три эпохи я также хотела бы описать, расширив это описание в медицинском направлении. Через три ступени проходит развитие ребенка, создающего телесную основу для своей сознательной жизни.

Первая эпохаохватывает возраст от рождения до 2, 5 лет. В этот период развиваются преимущественно мозг и  нервная система. Жизнь во сне преобладает над бодрственной жизнью. Девиз этой эпохи:

«Не мешай этому спокойному субтильному развитию, ибо нервная система - это телесное отображение макрокосмоса, она построена по звездным законам».

Если предоставить действовать здесь мудрости самой природы, поддерживать благородную простоту земного и космического питания, то это позволит ребенку согласно его задаткам наилучшим образом сформировать нервную систему. Сколько вреда для чувственной и телесной жизни ребенка приносит сейчас цивилизация посредством радио и других грубых внедрений, например, посредством чрезмерного употребления вигантола, упражнений для грудных младенцев — трудно измерить.

Во второй эпохе, длящейся примерно до пяти лет, телесно образуется, главным образом, средняя система; дыхание и кровообращение вступают в правильные отношения. Все ритмы благоприятно действуют на этой стадии телесного развития, любые подвижные игры, всякая радостно возбуждающая пища, перемена пищи, красивое оформление, легкие овощи, фрукты, хрустящие блюда, сладкие напитки и соленая пробуждающая еда в сообразной перемене, согревающие пряности, особенно из семейства губоцветных — все это способствует хорошему проветририванию обмена веществ. Девизом этой эпохи будет следующее:

«Оживляй посредством радостных ритмов дыхательное взаимодействие жизни окружающего мира и внутренней жизни».

И как нервная система должна служить последующему мышлению, так и правильно развитая ритмическая система обеспечивает мужественное, сочувствующее, подвижное бытие души.

Завершается семилетка третьей эпохой, которая посредством образования основы для системы конечностей и обмена веществ подготавливает смену зубов. Земные силы сильнее захватывают члены. Игры временами могут уже быть заменены легкой работой; пища может быть более минерализованной, также даются бобовые растения, клецки, яйца, которые более отягощают обмен веществ. Здесь ребенок уже слегка закрепляется u1074 в земных связях.

И со сменой зубов уже освобождаются первые пластические силы жизненного тела, чтобы стать на службу сознательной жизни; ребенок становится «зрелым для школы», т. е. пробуждаются силы памяти. Всякая апелляция к этим силам до смены зубов (и это всегда нужно учитывать) приводит лишь к тому, что силы отвлекаются от строительства органов, что впоследствии приводит к тяжелым нарушениям, даже к таким серьезным болезням, как шизофрения. В эту последнюю эпоху развития ребенок создает основу для своей волевой жизни. Девиз этой эпохи:

«Посредством умеренного земного питания, и осмысленной художественной деятельности членов (эвритмии), а также посредством легкой работы — утверждай и упражняй в обмене веществ волю».

Если мы поймем нормальное развитие ребенка, и как оно должно сопровождаться правильным питанием, нам будет также легко правильным образом сгладить болезненные отклонения.

Если, например, ребенок имеет тенденцию к слишком быстрому закрытию родничка, если он слишком склонен к ранней дифференциации органов и отвердеванию, является малоголовым, высокого роста, непоседливым, нужно в его питании подчеркивать цветочный полюс, давать сахар и ароматические продукты, долго кормить молоком, которое свое космическое строение поддерживает в пластическом состоянии, позже давать много свежих зеленых овощей, чтобы более расширить ритмическую систему. У таких детей часто ослаблен обмен веществ, обычно они худы и раздражительны, их привлекает все механическое, у них слишком рано формируется интеллект и начинает разрушаться еще не построившись. Для таких детей нужно мощно и сознательно, посредством цвета и формы и возбуждения фантазии использовать поток космического питания, чтобы укрепить, в противоположность органам чувств, слишком летучий обмен веществ.

Противоположное нужно для мечтательных детей, отставших в развитии, которые неохотно отходят от доземного рая, имеют большую u1075 голову, у которых долгое время сохраняются живые водные процессы, из которых должно сформироваться твердое. Здесь посредством отваров из корней, которые добавляются в пищу, нужно возбуждать головные силы, чтобы правильно образовывалась костная система. Стабилизация тела, оконтуривание органов, особенно мозга, должны впоследствии создать основу способности мышления и различения. У большеголовых детей обмен веществ часто поднимается вверх, к чувственным функциям, и расплавляет их. Дети испытывают легкие головные боли, катарральные ослизнения и т. п. Этот тип, само собой разумеется, более чувствителен к шоковым воздействиям цивилизации или к окружающей холерической душевной атмосфере; и, наряду с разумным питанием, любовным, терпеливым участием им можно помочь правильно внедриться в тело.

Из этого видно, что из понимания нормального развития трехчленного человеческого организма, который только в полном своем взаимодействии может обеспечить здоровое функционирование, значительно легче объяснить болезненные отклонения, насколько это позволяют определенные судьбой задатки ребенка.

 

Эти книги читайте на сайте bdn-steiner.ru

 (каталог авторов)

 

1. Рудольф Штайнер «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.