Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Жан Бодрийяр



Жан Бодрийяр

Жан Бодрийяр (1929 – 2007) является одним из наиболее известных социологов и философов - постмодернистов во всем мире. Он родился во Франции и был первым человеком в семье, кто получил систематическое образование, чем он гордился и что неоднократно подчеркивал в интервью. Кроме того, кто бы мог знать, что его карьера как социолога и мыслителя начнется с работы германистом. Ведь изначально это и была его основная специальность, в рамках которой он оканчивал Сорбонну.

Первый этап творчества связан с критическим осмыслением научно-философских трудов более раннего времени таких деятелей, как Ф. Ницше, М. Лютер, однако со временем под влиянием французского философа Ролана Барта Жан Бодрийяр обратил свое внимание на социологическую стезю.

В целом на протяжении всей деятельности прослеживается связь с первым этапом его творчества – немецкой философии. Благодаря своим работам в социологии и философии Бодрийяр получил прозвище «могильщика утопий», работавшего в стиле «гиперкритицизма». Более того, одно время его работы относили к нигилизму – полному отрицанию всего и тотальному скептицизму, называя его еще и «меланхолическим Ницше».

Рассмотрим эти периоды более подробно.

С 1960-х он начинает активное сотрудничество с радикально левыми журналами, а его общественно-политические взгляды и мысли можно отнести к течению ситуационизма – направления в философии, берущего свои первоосновы в западном марксизме в 1957 году. Однако социальные протесты 1968 года изменили его отношение к данному направлению, и впоследствии он отошел от радикальных левых течений.

Далее в его жизнь активно входит преподавательская карьера. В 1972 – 1990 гг. Ж. Бодрийяр работает в нескольких университетах Европы и США. А, кроме того, в 1970-1980 годы он активно путешествует и знакомится со многими учеными, идеи которых зачастую близки ему по духу: М. Маклюэн, Ф. Дик, У. Эко и др. Именно в этот период его книги начали активно переводиться на разные языки и тем самым принесли ему широкую известность и славу.

После 1990 года разрывается тесная связь с социологией как наукой, и Бодрийяр отходит от преподавания и научных изысканий сугубо в данной стезе.

 

Несколько осветив основные этапы жизни данной личности, стоит переключить свое внимание на его главные труды, а также понять – в чем основной вклад Жана Бодрийяра в социологию и потребительское поведение.

Его первыми социологическими работами по праву считаются «Система вещей» и «Общество потребления», написанные в 1968 и 1970 годах. Они относятся к постмарксизму – социально-философскому течению, берущему свое начало в теории Карла Маркса, однако критикующее некоторые его устои и структурные элементы. Так, в данных книгах наряду с первыми постмарксистами заявлял и доказывал, что предложение формируется, не исходя из запросов или даже нужд потребителя, а наоборот, потребности общества капитализма как бы искусственно подгоняются под нужды производителей. Таким образом, работает «машина производства и потребления», производя не товары, а потребности.

Следовательно, ключевым предметом изучения автора в период 1970-х годов становится сформировавшееся в Западной Европе общество потребления. В роли объектов, заданных подобной структурой общества, выступают товары, а точнее их проявление в семиотике в виде знаков или символов. Отличающей особенностью и критерием определения общества потребления, согласно Бодрийяру, выступает мифичность сознания людей. Мифологией определяется объективность мира, тем самым формируя ее. Мифичность граничит с материальным миром, выделяясь из него и становясь базовой характеристикой общества. Потребление в таком обществе носит уже зачастую не индивидуально-личностные особенности, а сводится к коллективному желанию обладать чем-либо, то есть оно сводится к отождествлению мечтаний с экономическими благами в большей степени. Сам Бодрийяр видел своей задачей выявление природы этого потребления в качестве основы и базиса современной жизни целого общества.

Более того, в Бодрийяр в своем произведении «Общество потребления» обосновывает одноименную концепцию. Итак, общество потребления представляет собой определенные общественные отношения или их совокупность, в основе которых лежит принцип индивидуального и массового потребления материальных благ (товаров и услуг). А также формирование на основе этих отношений соответствующей системы ценностей и установок. Его существование подкрепляется устойчивым развитием капитализма, ростом производства массовой продукции, увеличением достатка у более широких человеческих масс и также увеличением свободного времени ввиду сокращения рабочего. Кроме того существенными признаками общества потребления являются такие признаки как развитие средств массовой информации (СМИ), выполняющие роль информатора и стимулятора для покупки нового товара, а также развитие социального взаимодействия людей для распространения самого товара и информационных сведениях о нем.

Причемсвое историческое начало концепция берет в произведении Эриха Фромма в произведении «Бегство от свободы», написанное им в 1941 году, но все же основоположником данного термина и его описания на реальных примерах по праву считается Жан Бодрийяр и его произведение «Общество потребления. Его мифы и структуры».

Сам автор характеризует общество потребления так: «…люди в обществе изобилия окружены не столько, как это было во все времена, другими людьми, сколько объектами потребления. Их повседневное общение состоит не в общении с себе подобными, а в получении, в соответствии с растущей статистической кривой, благ и посланий и в манипуляции с ними, начиная с очень сложного домашнего хозяйства и десятков его технических рабов вплоть до «городского оборудования» и всей материальной машинериикоммуникаций и профессиональных служб, вплоть до постоянного зрелища прославления объекта в рекламе и в сотнях повседневных посланий, исходящих от СМИ, заполненных бессмысленным кишениемнеопределенно навязчивых гаджетов и символическими психодрамами, которые предлагают ночные темы, преследующие нас даже в наших мечтаниях».

Стоит выделить основные признаки общества потребления по Ж. Бодрийяру.

Так, первым признаком считается тот факт, что приобретение товаров обретает некий символический смысл. Автор говорит о замене ценностей и принципов жизни общества на товары и вещи-знаки, усиливающие зависимость от них общества. Еще один признак – повсеместная конкуренция потребителей между собой по принципу конкуренции производителей, когда покупаемые материальные блага становятся средством самовыражения, доказательства благосостояния или положения в обществе. Таким образом, можно утверждать, что материальное положение и обладание определенным видом вещей становится намного важнее развитого духовного мира и интеллекта. Следующим признаком является становление шопинга видом досугового времени препровождения, следовательно, можно говорить о том, что покупки совершаются не для удовлетворения потребностей, а просто ради самоцели что-либо купить и получить моральное удовлетворение от этого. Наиболее интересным признаком является активное использование глобального информационного пространства, ведь именно оно является площадкой для коммуникации потребителей и производителей, а также рекламы как средства воздействия. Согласно Ж. Бодрийяру, такое общество является способом не социализации, а «дрессировки индивида» с целью бесконечного расширения потребления.

Впоследствии ученыйотошел от марксизма во взглядах на общество и потребление и стал искать свое собственное видение постиндустриального мира и общества. Он неоднократно критиковал роль СМИ в современном мире, споря с новейшими тенденциями развития средств коммуникации и обмена информацией. Так, например, в январе 1991 года была опубликована серия статей «Войны в заливе не будет», «Война в Заливе на самом деле происходит?», «Войны в Заливе не было». Эти статьи впоследствии стали

 

основой для книги, где Бодрийяр критиковал тактику действий СМИ в ходе подготовки войны в Персидском заливе, даже обвинял их во лжи и попытке манипуляции общественным мнением. Данная книга принесла ему широкую известность и стала провокационным призывом для потребителей информации к ее анализу и синтезу.

В работе 1973 года «Зеркало производства», ученый активно критикует марксизм, обвиняя данный подход в неадекватности изображения формирующихся модернистских обществ, где, по его мнению, ключевая роль должна отдаваться символическому обмену, а не производству продукции. В продолжение данной темы выходит работа «Символический обмен и смерть» (1976), где еще шире освещается концепция символического обмена, где он использует идею генезиса капитализма и докапиталистического социализма, ставящего в центр концепции не процесс производства, а дарения и обмена.

Стоит также отметить, что Бодрийяра считают одним из основоположников постмодернизма, как философского течения. В рамках данной темы, он огромное значение придавал вопросам соотношения символьности и реальности, механизмам потребления как символа или знака, отражающего современное общество.

Продолжая и расширяя данную тему, он вводит определение «гиперреальности» в книге «Симулякры и симуляции», которое по сути своей отражает понятие «надстройки» в марксистской идеологии. В основе гиперреальности лежит симуляция, названная Бодрийяром «симулякрами», то есть это знаки, отсылающие к чему-либо другому, но никак не реальному предмету, и, следовательно, являющиеся симуляцией. Симулякры, согласно данной теории, подразделяются на несколько фаз становления: копии чего-либо, функциональные аналоги и сами симулякры (в качестве примеров берутся: деньги, мода и общественное мнение).

Причем Бодрийяр утверждает, что все виды симулякров могут работать и нормально функционировать в рамках символического обмена. Нынешний век и является временем гиперреальности, где утрачивается ощущение самой действительности. От нее остается лишь одно: «смерть, пожалуй, единственное, что не имеет потребительной стоимости». Именно на смерти и строится власть, экономика, а вот искусство автор видит панацеей для возвращения к реальности.

Бодрийяр считал, что нарушение логики символизма способствует «абстрактной рационализации» объектов, тем самым превращая ее в товар или знаковый образ. Следовательно, товар, становясь знаком, разрушает механизмы традиционного контроля окружающей действительности и ее смыслов, тем самым заменяя ее символами, перенимаемыми обществом. Примером подобной абстракции становятся деньги, в качестве эквивалента стоимости. Следовательно, абстрактное кодирование предметов реальности обретает дополнительную новую сферу смыслов, независимую от объектов исторической действительности и тем самым стимулирует развитие капитализма. Более того, создание «симулякра» ведет к тому, что формируется возможностью разрыва и отдаления действительного объекта от его симуляции – копии в своем значении и видении для мира.

Таким образом, симулякр изменил мир потребления и сознание человека в целом. Своей концепцией социолог и философ показал общество в виде «массы» вместо классов, свойственных марксизму, и тем самым указал на замедление процесса исторического и даже умственного развития при продолжении подобных событий и типа жизни. Так, еще продолжая жить в ХХ веке, Бодрийяр считал его развитие уже на уровне 2000 года, потому что общество как бы останется на том же уровне, тем самым он предлагал «сэкономить конец века».

Следовательно, можно утверждать, что философ опередил в некотором смысле свое время, сделав определенные выводы. В своих произведениях он анализирует рост экономики, утверждая, что рациональность системы потребления имеет в своей основе цель роста производительности труда путем переквалификации и иных признаков. Счастье Бодрийяр описывает идеологией измерять все в продуктах потребления, поддержке веры в демократию замещением ее обладанием необходимыми вещами, которые в реальности не необходимы. Он утверждал, что счастье является императивной нормой общества потребления, поскольку не предусматривает пассивное и экономное состояние, приводящее к утрате потребительской способности населения. Именно так и произошло в настоящее время, практически все значимое заменено обладанием тех или иных вещей – счастье зачастую измеряется в деньгах, как быть не должно. Следовательно, мы заменили реальность обладанием вещами, которые сами же себе и придумали. В этом состоит актуальность и новизна концепций общества потребления и симулякров гиперреальности.

В качестве кейсов можно рассмотреть признаки общества потребления в реалиях мира. Можно констатировать факт того что на данный момент в России общество развивается в условиях капитализма, открытости рынка, конкуренции производителей, попытки создания отсутствия законодательной цензуры для использования рекламы. Следовательно, базовые условия существования общества потребления соблюдены. Сейчас же рассмотрим влияние социального контроля на общество потребления, а именно тренды, задаваемые им.

Итак, первый тренд – скоропортящийся характер вещей массового потребления. В данном случае мы говорим не о продуктовой корзине, в которой пищевые продукты действительно не обладают долгим сроком годности в большинстве своем, а, например, об одежде, предоставляемой людям среднего достатка масс-маркетом, причем возрастает доля онлайн покупок. Так, по исследованиям международной компании «PricewaterhouseCoopers» «объемы онлайн-продаж в мире выросли на 7% в 2017 году по сравнению с 2016 г. В России в месяц на 4,6 покупки в обычном магазине приходится 1,4 покупки в режиме онлайн». Данный факт говорит о том, что люди больше времени проводят в интернете, развивая глобальную информативную сеть, а также тратят больше времени на покупки, поскольку покупают и в интернете и в самих магазинах. Причем стоит отметить, что увеличилась и частота покупок, так на 2017 год частота покупок в России возросла на 7% в целом (в основном онлайн). Что говорит и о том, что требуется постоянное обновление ассортимента, а это сокращает жизненный цикл товара. (https://www.eg-online.ru/article/383902/ )

Следующий пункт – усиление «бьюти» сферы, а именно увеличение пластических операций. Согласно исследованию, проведенному ISAPS и изданию «Vademecum», за период с 2013 по 2017 годы сегмент пластической хирургии на российском рынке «вырос на 33%, до 158 тысяч операций в год, поместив Россию в ТОП15 стран мира по количеству профильных хирургических вмешательств». Данная статистика говорит о том, что стандартизированная красота, навязанная обществом постепенно вытесняет индивидуальность и сводит все к общепринятым идеалам. (https://vademec.ru/article/rossiya_voshla_v_top15_stran_po_kolichestvu_plasticheskikh_operatsiy/)

Следующим пунктом можно назвать информацию и оперирование ею. Так, согласно опросам ФОМ, доверие россиян к государственным СМИ падает. «Если 31 января 2016 года государственным СМИ доверяли 65% опрошенных, то при опросе 18 ноября 2018 года такое мнение выразили только 47%. В то же время доверие к негосударственным СМИ за тот же период выросло на 12%: с 13% до 25%». Данная статистика подтверждает тот факт, что увеличивается число частных СМИ, и публикации в них не подвержены определенным государственным заказам. Также говоря о СМИ, стоит сказать, что идет постоянная гонка за информацией и первенством публикации, поскольку в среднем жизненный цикл новости сокращается не просто до дня, а до нескольких часов. (https://www.gazeta.ru/social/news/2018/11/27/n_12341155.shtml)

Таким образом, можно с уверенностью заявить, что Бодрийяр как бы предсказал условия развития нынешнего общества и тем самым предрек его определенный исход, показав основные черты в потреблении и жизни каждого индивида в целом…

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.