Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Наумовская основная общеобразовательная школа



 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение              Наумовская основная общеобразовательная школа

администрации  Арзамасского муниципального района

Нижегородской области

Детские Рождественские чтения

 

Тема: «Православие как источник истинного патриотизма и великой культуры»

 

Покровители семьи:

«Святые благоверные Муромские –

чудотворцы Петр и Феврония»

                                                                      

 

                                                                      Романова Татьяна, 6 класс                 

                                                                      МБОУ Наумовская ООШ          

                               Руководитель:

                                   учитель истории

                                                           I квалификационной категории

                                 Романова А.В.                               

 

 

 

Содержание:

1. Муром – старинный город России

2. Святые, ярчайшие личности Святой Руси

3. Поэтичная повесть о мудрости и любви

4. Помощь благоверных супругов

5. Приложение

6. Литература

 

1. Муром – один из древнейших городов России. Он расположен на берегу реки Оки. Славилась Муромская земля богатырями, и первый среди них – Илья Муромец. Свое название город получил от финно-угорского племени - мурома. В современном Муроме сохранились памятники архитектуры XVI – XIX века - церкви и соборы. Мне посчастливилось несколько раз посетить этот город. Я была в соборах, историческом музее, а недавно в этом городе появился новый памятник -Святым Благоверным Петру и Февронии Муромским. Мне захотелось про них узнать. Я посетила Троицкий Собор, в котором покоятся мощи Муромских чудотворцев. В церковных лавках продается много православной литературы.  Я купила книгу про Петра и Февронию. Прочитав её, я узнала легенду об этих святых чудотворцах.

 

2. Петр и Феврония Муромские - супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. История жизни этих чудотворцев, благоверных и преподобных супругов  много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония,  скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию,  княживших в Муроме в XIV в.

3.Записал повествование о благоверных  Петре и Февронии в XVI в. священник Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви - дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.
Петр был младшим братом княжившего в городе Муроме князя Павла. Однажды в семье Павла случилась беда - по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Прознав об этом, князь Петр тотчас решился убить врага, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось   незаживающими   болезненными струпьями и язвами (проказой).

Никто не мог исцелить Петра от тяжелой болезни.

Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю, село Ласково. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь «древолаза», бортника (добывавшего дикий мед), имевшую дар прозорливости и исцелений.

Она была красивой, благочестивой и мудрой девушкой, имела дар прозорливости и исцеления, ее, даже, слушались дикие животные. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!».
Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, - большую награду. «Я хочу его вылечить, - без обиняков ответила Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак.  

Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.
Петр провел лечение так, как сказала девушка, оставив один струп не смазанным.
Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Повторно исцеленный ею, Петр теперь сдержал свое слово – женился и тем получил себе всецелое исцеление. Венчание их состоялось в соборной церкви Рождества Богородицы.

Постепенно князь понимает, что Феврония – его единственная любовь, а их союз – благословение Божие. И святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания!

После смерти брата в 1203 году, Петр стал самодержцем в Муроме. Феврония же «храм Божий усердно посещала, странников кормила и поила, нагих одевала, больных призирала, в темницах сидящих посещала, милостыню нищим раздавала». Однако, надменные боярские жены невзлюбили Февронию. Не желая иметь правительницей над собой крестьянку, они «подучивали своих мужей недоброму». И те всякие наветы пытались возводить на княгиню, а однажды, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня же ничего, кроме своего супруга, не желала. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание, сказав слова Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек не разлучает». Собрав несколько приближенных, изгнанные супруги на двух судах поплыли по Оке куда Бог пошлет. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.                     Недолго продолжалось их странствование. Вскоре приехали гонцы из Мурома с мольбой вернуться Петру для княжения. Оказалось, что любовь Петра и Февронии была не только их личной святыней, а святыней всего Мурома, утратив которую город потерял и осенявшую его благодать. Бояре затеяли настоящую бойню за княжеский титул, кровопролитие и раздор. Настроения и междоусобные распри достигли такой силы, что народ был просто вынужден с почетом вернуть святых супругов обратно. Не стали супруги поминать боярские угрозы и оскорбления, вернулись в родные края, где продолжали княжить по-прежнему, в народе говорили «Сила любви Петра и Февронии победила коварство и ненависть».

Когда Петр и Феврония достигли преклонных лет, они приняли монашество. Существовал тогда на Руси благочестивый обычай заканчивать свою земную жизнь в монастыре, чтобы приготовить свою душу для жизни вечной. Петр, нареченный Давидом, жил в мужской обители,  Феврония, нареченная Ефросинией, – в женской. Будучи разделены монастырскими стенами, они просили Бога умереть им в одночасье и быть положенными в одном гробу, который давно приготовили для себя. Завещанием этим, в сущности, разрешается неразрешимое будто бы противоречие между браком и монашеством. Супруги, даже и облаченные «во монашеские ризы», желают умереть одновременно не только потому, что они продолжают любить друг друга, но еще и потому, что браком, согласно воззрениям Церкви, муж и жена соединяются «в одно существо – в одного человека с одной душой, но в двух лицах». Ну а если смерть отсекает от единого существа одну часть, одну половину, то как же возможно оставаться при этом в живых второй половине?
Господь, как и всегда, услышал их молитвы. Когда Петр почувствовал приближение смерти, то предупредил через гонца Февронию быть наготове. А она в это время золотым шитьем вышивала в соборный храм воздух (покрывало Святых Даров) и попросила передать, чтобы тот подождал ее. Через некоторое время опять прибежал послушник с сообщением, что умирает ее супруг. Заторопилась Ефросинья, уж очень ей хотелось закончить священную работу. Но, когда в третий раз переступил порог кельи гонец, инокиня воткнула иглу в ткань, прикрутила нитку и ответила: «Скажи ему: «И я иду с тобой в сей час». Вот так, благочестивые супруги преставились в один и тот же час, в один и тот же миг, каждый в своей келье. Они остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом.                                         Это случилось 25 июня (8 июля по н.ст.) 1228 года.

Нарушив завещание, их похоронили в разных гробах – потому что посчитали непристойным хоронить монаха и монахиню в общем гробу. Но на следующий день их тела чудом оказались в одной гробнице. Снова и снова пытались разлучить уже мертвых супругов – но наутро их тела обретались вместе. Тогда только стало всем понятно, что на это есть особое Божие благоволение, и Сам Господь принял их любовь под Свое покровительство. После этого уже никто не дерзнул разлучать их. С тех пор покоятся мощи этой «святой двоицы» в едином гробу, источая благоухание и помогая всем, с верою к ним приходящим.   

В XVI веке Русская Православная Церковь причислила Петра и Февронию к лику святых. А в 1552 году царь Иоанн Грозный, во время похода на Казань, отслужил в Муроме молебен Петру и Февронии, пообещав в случае победы над Казанью воздвигнуть над их мощами каменный собор. И свое обещание царь исполнил: вскоре над могилой святых вознесся красивый храм, а затем царь прислал в храм икону святых Петра и Февронии, «писанную на золоте». К сожалению, этот храм не сохранился. После революции гробница Петра и Февронии была передана Муромскому музею. В 1989 году рака с мощами святых была возвращена Церкви и в 1993 году торжественно перенесена в Троицкий женский монастырь города Мурома.


4.Как бесценное сокровище, чтят православные люди чудотворные мощи этих святых. Благоверные супруги щедро помогают всем, кто с верой в их заступничество приезжает к ним помолиться о даровании доброй невесты (хорошего жениха), семейном мире и благополучии, единомыслии и вразумлении неверующего или нецерковного супруга. Но и те, кто не имеет возможности поклониться их святым мощам, могут с верой и покаянием призывать их в молитве на всяком месте. Во многих городах им поставлены памятники.

Сергей Александрович Тимошенко написал стихотворение

 «Святые Петр и Феврония навсегда»


Они лежат в гробу одном,
Их души вечно вместе,
Мощи, что в Муроме родном,
В России всем известны.
И каждый, с верой кто придет
К раке на моленье,
Успокоение найдет,
Получит исцеленье.
Они в один и тот же день
Ушли, чтоб встретить Вечность.
Их тени бродят и средь стен —
Зовет родная местность.
Как прежде Муром носит грусть,
В церквях, в старинных зданьях —
Везде незримо дремлет Русь,
Храня воспоминанья.


Память святых благоверных князей Петра и Февронии совершается в день их «купного» преставления 8 июля (по н.ст.). В России 8 июня празднуют Всероссийский день семьи, любви и верности.

 


        


 

Приложение

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.