Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Р о н д о. Старинное куплетное рондо



Р о н д о

Рондо как жанр – подвижная пьеса жизнерадостного характера с песенно-танцевальной ведущей темой.

Рондо (от франц. «круг») восходит к французской хороводной песне по кругу и куплетным возвращением музыки («рефрен» с франц. – «припев»).

Рондо как форма – форма, основанная на чередовании неоднократно возвращающейся главной темы (рефрена) с различными эпизодами. Основная схема рондо: А В А С … А. Минимальное число частей – 5, известное максимальное – 17. Рефрен проводится в главной тональности, эпизоды – в подчинённых.

Повторяющаяся часть называется «рефрен»; новые части – эпизоды.

 

С течением времени откристаллизовалось 2 типа рондо:

а) рондо народного типа: запев + припев (рефрен), с чётным количеством частей;

б) рондо в профессиональной музыке:

1. старинное куплетное рондо (рондо французских клавесинистов);

2. классическое рондо (рондо венских классиков);

3. послеклассическое рондо (XIX – XX в.в.).

 

Старинное куплетное рондо

(рондо французских клавесинистов)

Широкое распространение получило в клавесинной музыке XVII – 1й половины XVIII в.в. в творчестве фр. клавесинистов. Характерно сочетание простейшей народной песенно-танцевальной основы с изысканностью стиля рококо (обилие мелизмов, украшений).

/Куперен «Жнецы», «Сестра Моника»

/Рамо «Курица», «Тамбурин»

/Дакен «Кукушка» и др.

Основные черты: 1. между частями практически нет контраста (образного, тематического, фактурного, ладотонального);

2. большое количество частей (обычно 7 – 9);

3. рефрен и эпизоды написаны в форме простого периода;

4. при повторении рефрен не варьируется;

5. между частями обычно нет связок и коды.

Классическое рондо(рондо венских классиков)

Возникло и сформировалось в творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена во 2й половине XVIII в., однако используется и в музыке более поздних эпох.

Основные черты: 1. яркий контраст между частями (образный, тематический, фактурный, ладотональный);

2. сокращение общего числа частей до 5;

3. части стали масштабнее (простая 2х или 3х-частная форма, реже период);

4. между частями обычно есть связки, что придаёт целеустремлённость, цельность развитию; наличие коды.

Рефрен:

· тематизм – танцевально-песенного характера;

· тональность – главная во всех проведениях;

· форма – простая 2х или 3х-частная форма; при повторениях рефрен может быть сокращён или фактурно варьирован.

1й эпизод:

· тематизм – неконтрастный муз. материал;

· тональность – в другой тональности, например – D;

· форма – чаще свободного строения, меньше по протяжённости.

2й эпизод – центральный раздел формы:

· тематизм – яркий образно-тематический контраст;

· тональность – чаще в тональности S;

· форма – простая 2х или 3х-частная форма.

Применение классического рондо:

1. в финалах сонат, концертов, реже в других частях сонатного цикла:

/Бетховен Соната № 25 (III ч.)

/Бетховен Соната № 8 (II ч.)

2. в самостоятельных сочинениях:

/Бетховен «Рондо о потерянном гроше»

3. в оперных номерах:

/Моцарт Ария Фигаро «Мальчик резвый»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.