Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Про временные затраты



 

 Здравствуйте!  Меня зовут Сахончик Екатерина Сергеевна, я директор языковой школы «СибТайм», которой в этом 2020 году исполняется уже 16 лет. На протяжении всего времени, что работает наша школа, я постоянно слышу от наших взрослых учеников,  или от родителей детей, которые у нас учатся, вопрос, суть которого сводится к следующему: «Почему я» или «Почему мой ребенок еще на заговорил свободно на английском языке, ведь ходим мы к вам уже…» – и далее возможны варианты «целый месяц», «целых пол года», или  - о ужас! «уже целый учебный год»? «Вот мы ходим-ходим, а песню перевести то он с английского языка не может!»  Или «Уже с сентября учим, а на новый год поехали - ни в гостинице ничего не спросил, ни в ресторане еду заказать не смог, вообщем, выходит, зря ходили!». Чтобы ответить  нашим клиентам, которые ждут высоких результатов через короткое время, я и решила написать эту статью. Тем, кто дочитает до конца, надеюсь, станет понятен ответ на этот животрепещущий и актуальный вопрос.   

 Действительно, есть способы быстро – за год, или даже меньше, если речь идет о маленьком ребенке – свободно заговорить на иностранном языке. Для этого нужно  уехать в страну изучаемого языка и жить там. Причем общаться не с соотечественниками, а с носителями языка. Смотреть местные телепрограммы, общаться и дружить  с местным населением, то есть полностью окружить себя иностранным языком. Конечно, детям это сделать проще, потому что они, как правило, легче заводят друзей среди сверстников, процесс коммуникации у них налаживается быстрее, чем у взрослых, поэтому чем в более раннем возрасте человек попадает в страну и начинает контактировать с языком в режиме нон-стоп, тем быстрее он достигнет способности свободно на языке общаться.  Еще один способ (это на самом деле разновидность первого способа, но подходит он только взрослым, и тут уезжать не обязательно) -  выйти замуж за иностранца (для мужчин - жениться на иностранке, соответственно). Но важно, чтобы иностранный супруг/супруга общались с вами на своем языке, не пытаясь переключаться на русский. Еще отличный способ начать без усилий общаться на языке – жить в двуязычной семье, когда у ребенка один из родителей, например,  англичанин, или американец:  в этом случае, если родители говорят с ребенком каждый на своем языке, тот совершенно естественным путем освоит оба языка: это дети – билингвалы, владеющими обоими языками на уровне носителя (повезло им, что говорить!)

 Все эти способы объединяет одно: постоянное, ежедневное, многочасовое общение с носителями языка. 

 Если же вышеперечисленные варианты вам не доступны, остается не менее эффективный способ хорошо, основательно выучить иностранный язык:  учить его с хорошими профессиональными педагогами, от простого к сложному, приготовившись потратить на обучение не один год. И оптимальный вариант – когда ребенок начинает изучение языка в дошкольном возрасте и продолжает заниматься им до окончания средней школы. В этом случае, если языковая школа хорошая, с выстроенной многоступенчатой системой обучения, при которой уровень языка растет постепенно и каждая ступень ведет к все более совершенному владению всеми аспектами языка – а это говорение, понимание речи на слух, чтение и письмо – многолетние занятия иностранным языком приведут к качественному глубокому овладению языком, к способности им пользоваться во всех ситуациях, начиная от свободного общения с носителями языка заканчивая возможностью при необходимости - в более взрослом возрасте -  пользоваться специальной литературой на этом языке.

Дальше приведу отрывки из книги известного шведского полиглота, лингвиста, писателя, Эрика Гуннемарка «Искусство изучать языки». Эти отрывки я поместила под разными заголовками, чтобы было нагляднее и удобнее изучить и осмыслить эту информацию, хотя все факторы, описанные каждый под своим заголовком, неизменно связаны между собой, и их ни в коем случае нельзя игнорировать, когда мы говорим о том, сколько нам понадобится, чтобы дойти до уровня, позволяющего свободно (именно свободно!) пользоваться языком.

1. Про временные затраты

«Время – это один из важнейших факторов при изучении языков. Существует некоторый минимум времени, который необходим нормальному человеку для овладения любым языком. Его нельзя еще сократить без существенных потерь. Время нужно и для того, чтобы собрать воедино свои умения и навыки. Умение более или менее свободно общаться на иностранном языке требует вполне определенного времени. Можно сказать, что язык должен «созреть».

 Ребенок сначала ползает и только потом встает на ноги. То же можно сказать и об изучении языков. Сначала мы продвигаемся еле-еле – зато потом овладеваем более сложными навыками.

Вот небольшой перечень сроков, которые можно назвать реалистичными. Он построен для учащихся, которые начинают изучение языка с «нулевого уровня» и хотят достигнуть уровня минимальноговладения разговорной речью. Все приводимые цифры выведены для шведов, однако в них нетрудно внести коррективы, обусловленные родным языком читателя (для этого достаточно учесть «коэффициент прозрачности», о котором говорилось в конце предыдущей главы).

Итак, затрачивая не менее 120 часов в месяц на изучение языка,

– немецкий язык можно освоить за 2–3 месяца;

английский – за 3–4 месяца;

– французский, испанский или итальянский – за 5–6 месяцев;

– русский – за 8–10 месяцев

В случае, если Вы можете заниматься языком менее чем по 120 часов в месяц, то приведенные выше цифры нужно умножить как минимум на 3. Практический опыт показывает, что за более короткий срок язык не выучить. В большой степени сроки зависят и от того, каким временем человек располагает для отработки навыков разговорной речи.

Что же касается более коротких сроков, то к ним следует относиться со скептицизмом. Помню, как в 1970-х годах фирма «Лингафон» объявила, что предполагает разработать программу, которая позволит в течение 60 часов овладеть практически любым языком.

Позднее, время от времени, заявления схожего содержания делали и другие фирмы, нередко называвшие себя институтами. Так, институт Программ обучения иностранным языкам (Programmed Instruction Language Learning, сокращенно PILL) заявил, что использование разработанного им курса позволяет овладеть любым из предлагаемых им языков всего за 24 учебных часа. Как говорилось в рекламе PILL, «Учим французский, немецкий, испанский, итальянский или русский – за мытьем посуды, глажением белья или стоя в транспортной пробке».

На самом деле в рекламе такого рода было бы более реалистично указывать срок не менее чем в 200–300 учебных часов – и то для наиболее легких языков, например таких, каким является немецкий для шведа. Что же касается языков, требующих больших затрат времени на начальном этапе (таких, как французский или русский), то для носителя германского языка тут совсем недостаточно будет прослушать магнитофонный курс.

Не боясь повториться, подчеркнем, что время – это тот фактор, который при изучении языков обойти не получится. Поэтому здесь нужно особенно бояться недобросовестной информации, прежде всего подстерегающей нас в рекламе всяческих курсов интенсивного обучения иностранным языкам. И в Швеции, и в других странах нередко устанавливаются нереалистичные, слишком короткие сроки овладения языком, в особенности в системе интенсивного обучения. Отметим, что очень часто на самом деле речь идет только о времени, необходимом на овладение азами иностранного языка, а оно в норме примерно вдвое короче того времени, которое необходимо для достижения уровня минимального знания. Нужно заметить, что и реклама об овладении языком всего за 60 часов была воспринята отрицательно, по крайней мере в Швеции, и к настоящему времени практически не встречается. Нужно подчеркнуть, что одно дело – выучить язык по-настоящему и надолго, и  совсем другое – «забросить» себе в голову то, что через короткое время скорее всего будет забыто. Настоящим обучением можно называть только такое, в результате которого вы достигаете прочных, фундаментальных знаний, умений и навыков. «Интенсивный курс», материал которого будет забываться так же интенсивно, как был усвоен, представляется достаточно сомнительным предприятием.»

Итак, 120 часов в месяц, 4 месяца! Причем для шведов:  для них английский язык может считаться более легким, чем для нас, русских, в силу особенностей родного языка и географического расположения.  Если 120 умножить на 4, получится 480 часов. Что же имеем мы? При обучении с частотой 60 минут 2 раза в неделю мы получаем всего 72 часа английского за учебный год! Чтобы наработать 480-500 часов, изучать язык при нашей частоте занятий нужно 6-7 лет.

2. Схожесть изучаемого и родного языков: это нельзя не иметь в виду!

«Мы часто говорим, что один язык – «легкий», а другой – «трудный». Обычно под этим подразумевается, что данный язык близок к вашему родному языку или далек от него по словарю или грамматике, по алфавиту и по другим, менее существенным признакам. Чаще всего мы обращаем внимание на словарь, несколько реже – на грамматику или произношение. И разумеется, все знают, что родственный язык учить всегда проще.

К примеру, шведам нужно затратить гораздо меньше труда на изучение английского, чем финнам. Это прямое следствие того, что «прозрачность» английского языка для шведа находится где-то на уровне 50 процентов, близка и грамматическая система.

Если судить по рекламным объявлениям разных курсов, которые предлагают нам изучать иностранные языки, учеба может проходить очень легко и гладко. С сожалением должен сказать, что это не вполне соответствует действительности. Существует целый ряд языков мира, которые представляют для европейца довольно большую сложность. Что касается русских, то проще всего для них изучать другие славянские языки. Германские языки – немецкий, шведский, английский – представляют для них достаточно большие сложности. Вспомним хотя бы о том, как трудно овладеть правилами употребления определенного и неопределенного артиклей носителю языка, в котором их нет.»

На самом деле, мы понимаем, что русский и английский языки не являются родственными, и сложности, с этим связанные, могут быть, но делаем все, чтобы нашим ученикам не было трудно, благо, сейчас доступно большое количество ресурсов, позволяющих разнообразить процесс обучения, сделать его интересным и увлекательным. Но неизменно одно: чтобы выучить, например, новые слова, их нужно учить! Чтобы был результат, необходимы усилия с двух сторон:  обучающего и обучаемого! Если обе стороны усилия объединяют, любые трудности по плечу, и результат обязательно будет! Подход, при котором считают, что главное – прийти на урок, а все остальное должен сделать педагог, неверен! Только совместная работа приведет к желаемой цели! Даже дошкольникам мы даем домашние задания, и конечно, подробно объясняем родителям, как помочь малышам эти задания выполнить…     

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.