Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение



 

 

Приложение

 

 

Приложение 1.

Занятие 1. Тема: «Художники-иллюстраторы детской книги»

Цель: познакомить детей с художниками-иллюстраторами детских книг.

Задачи:

- показать детям выразительные средства, индивидуальную манеру передачи образа художников-иллюстраторов детских книг (Е. Чарушина, Е. Рачёва);

- познакомить детей с графическими изобразительными материалами, возможностями их использования в собственной деятельности;

- формировать у детей устойчивый интерес к творчеству художников-иллюстраторов, эстетическое отношение к окружающему миру и эмоциональную отзывчивость на художественные произведения;

- развивать творческую активность в создании собственных сюжетных композиций;

- воспитывать внимательное и бережное отношение к книге, желание постоянно общаться с ней.

Материалы и оборудование: портреты художников Е. Рачёва, Е. Чарушина.и их иллюстрации.

Ход образовательной деятельности:

1. Вводная часть.

Воспитатель: ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся с ними. А теперь, давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. Улыбнитесь мне, теперь своим друзьям, и конечно же, нашим гостям.

Сегодня, нас, наверное, ждет что-то очень необычное. Да и гости к нам пришли не случайно. Так, в чем же дело?

Раздается стук. Воспитатель вносит посылку в группу. Вот так сюрприз! Ребята, давайте посмотрим, что там? (воспитатель открывает посылку и достает оттуда книгу). А кто знает, что это? (это книга). Посмотрите, какая она красивая! Это книга о животных. А для чего нам нужны книги? (чтобы читать, из книг мы узнаем много нового и интересного, в книгах много ярких картинок их можно рассматривать). Воспитатель открывает книгу, а там пустые страницы.

Воспитатель: ребята, посмотрите, а книга то незавершенная. А что в книге должно быть? (картинки, текст, оглавление). Посмотрите, здесь есть еще письмо, послушайте: Здравствуйте, меня зовут Татьяна Валентиновна. Я работаю художником-иллюстратором и очень люблю рисовать. Мне поступил срочный заказ и в данный момент я работаю над созданием книги по рассказам Евгения Чарушина. Книгу надо закончить сегодня, а у меня еще много работы. Вы не могли бы мне помочь? Ребята, поможем Татьяне Валентиновне? (да). Я вижу, что вам интересно, вы очень любите книги. И чтобы у нас с вами получилась красивая книга, я предлагаю вам отправиться в библиотеку и узнать, какая должна быть книга.

2. Основная часть.

А чтобы попасть в библиотеку, давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:

В ладоши мы хлопнем 1,2,3

В страну книг нас перенеси,

Сердце свое для добра распахни!

Дети с воспитателем оставляют книгу на подставке, произносят волшебные слова и оказываются в библиотеке.

Воспитатель: Посмотрите, какая замечательная книжная выставка, сколько красивых, ярких книг. А как вы думаете, кто создает рисунки в книгах?

Дети: рисунки в книгах создают художники.

Воспитатель: верно. А как называют художников, которые передают свои впечатления о героях сказок? (художники-иллюстраторы).

Воспитатель: молодцы. А как вы думаете, чем занимаются художники? (рисуют, фантазируют).

Воспитатель: хорошо. А теперь подумайте, и ответьте мне, а как правильно называют картинки в книге? (Иллюстрации).

Воспитатель: верно. Для чего же нужна иллюстрация в книгах?

Дети: иллюстрация нужна для того, чтобы помочь понять содержание книжки. Она наглядно рассказывает о том, какие герои, нравятся ли они художнику, как они поступают.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, какими профессиональными качествами должен обладать художник-иллюстратор?

Дети. уметь рисовать, быть добрым, понимать детей, представлять сказку.

Воспитатель: молодцы, ребята. Какой материал нужен для работы художнику-иллюстратору?

Дети: краски, кисти, бумага, вода, карандаш, палитра, краски гуашевые или акварельные, резинка.

Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам размяться, сделаем сказочную разминку.

Стоит в поле теремок, теремок, (поднять руки над головой, кончики пальцев обеих рук соединить – это крыша).

Он не низок, не высок (приседают, встают).

На двери висит замок, да замок (сцепить пальцы рук в замок)

Кто бы тот замок нам открыть помог?

Слева зайка, справа мишка – отодвиньте-ка задвижку, (кивнуть головой по разу влево и вправо, протянуть руки в разные стороны, пальцы в замке)

Слева ёжик, справа волк

Нажимайте на замок!

Зайка, мишка, ёжик, волк (сильнее сжимают пальцы).

Открывают теремок, теремок (разводят руки в разные стороны).

Художники-иллюстраторы рисуют различными художественными материалами: это краски, уголь, пастель, а еще они любят рисовать цветными карандашами.

Воспитатель: ребята, а сейчас я вам напомню, как работает иллюстратор над рисунками в книге.

Обычно художнику нравится рисовать что-то одно: или про животных, или про детей, или иллюстрировать сказки. Он сначала внимательно читает несколько раз, затем представляет себе героя, пытается понять какой он: добрый или злой, хвастливый или простодушный, сердитый или веселый, где он живет, как одевается. Затем делает много рисунков – набросков.

Каждый художник по-своему видит мир, его красоту, каждый по-своему видит героев, о которых рассказывает писатель.

Художник-иллюстратор придумывает и конструкцию книжки, ее оформление от начала до конца. Иллюстрации в книге могут располагаться с левой стороны, с правой, вверху страницы, внизу.

Евгений Михайлович Рачёв (показываю портрет) иллюстрировал сказки о животных. Он одевал своих героев-животных в русскую народную одежду, рисовал гуашью, акварелью и углем. В его иллюстрациях отражена русская природа. Все его рисунки, пронизаны русским духом.

Евгений Иванович Чарушин (показываю портрет) очень любил животных и в доме у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, птицы. Вместе с родителями будущий художник лечил, выхаживал уток. Родные часто дарили ему животных и птиц. Он всегда за ними наблюдал и зарисовывал понравившиеся случаи из их жизни.

Посмотрите на его замечательные иллюстрации. Кто на них изображен?

Дети: животные (собачка, котенок, рысь, зайчики)

Воспитатель: а какие по характеру эти животные?

Дети: игривые, добрые, ласковые.

Вот как много интересных книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.

Воспитатель: в чём заключается работа художника-иллюстратора?

Дети. он читает стихотворение или сказку, представляет героев, делает эскиз, раскрашивает или сразу рисует штрихами.

Воспитатель: что становится результатом труда художника-иллюстратора? (красивая книжка).

Воспитатель: в чём польза его работы?

Дети. дети, которые не умеют читать, смогут по картинкам рассказать историю. С картинками история интереснее.

Воспитатель: мы сегодня много с вами вспомнили о художниках-иллюстраторах, о том, как они создают книги и рисуют в них иллюстрации. И сейчас я предлагаю вам вернуться в детский сад и доделать нашу книгу о забавных животных. Для этого давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:

В ладоши мы хлопнем 1,2,3

В детский сад нас верни!

Дети с воспитателем оказываются в детском саду.

Воспитатель: ребята, сейчас вы на некоторое время станете художниками-иллюстраторами. Вам нужно будет дорисовать красивые иллюстрации к нашей будущей книге о животных. Посмотрите внимательно на обложку книги. В какой технике она выполнена? И сейчас, каждый будет рисовать любое понравившееся ему животное методом тычка. Я заготовила шаблоны, выберете кого вы будете рисовать. Займите свои места. Показ образца. А перед работой давайте подготовим наши руки к работе (разминка с кисточкой).

Держим кисточку вот так. (Рука на локте. Кисточку держат тремя пальцами выше ее металлической части).

Это трудно? Нет, пустяк (движения кистью руки по тексту)

Вправо-влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом (кисточку держат вертикально, бежит кругом)

Кисточка бежит кругом.

Закружилась, как волчок. (выполняют тычки на листе)

За тычком идет тычок!

3. Заключительная часть.

По окончанию работы, ребята выходят к воспитателю, становятся полукругом, в руках держат свои работы.

Воспитатель: ребята, как красиво вы дорисовали иллюстрации в нашей будущей книге. А расскажите мне, каких животных вы рисовали.

Ребята рассказываю про то, что и как они сейчас рисовали.

Воспитатель собирает книгу и кладет ее в посылку. Думаю, Татьяна Валентиновна будет очень рада и благодарна вам!

Игра «Аукцион».

Детям предлагается организовать выставку-аукцион по продаже произведений книжных иллюстраций. Для этого они должны нарисовать и разложить иллюстрации и взять на себя роль продавца. Продавец должен знать всё о своём товаре, суметь рассказать о нём так, чтобы посетитель захотел приобрести у него иллюстрации.

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Занятие 2. Тема: Иллюстрации Ю.А. Васнецова к сказке «Три медведя» Л. Толстого.

Цель: развивать у детей интерес к книжным иллюстрациям на примере творчества Ю.А. Васнецова. Учить замечать выразительные средства в рисунках Васнецова, сказочность и декоративность.

Задачи:

- вырабатывать умение называть основную эмоцию героя (радуется, испугался), давать обобщенную характеристику (добрый, хитрая) по иллюстрациям; формировать умение воспринимать содержание иллюстрации;

- развивать внимание, воображение, память, мышление, умение слушать речь воспитателя; развивать эстетическое отношение, внимание к деталям художественного текста; развивать кругозор, словарный запас и интерес к изобразительному искусству.

- воспитывать любовь к сказкам, эмоциональную отзывчивость, интерес к книжной иллюстрации. Воспитывать желание прийти на помощь друг другу.

Материал: иллюстрации Ю.А. Васнецова к сказке «Три медведя», Л. Толстого. Бумага для рисования. Наборы цветных карандашей, гуашь, кисти, ёмкость для воды.

Ход образовательной деятельности:

1. Вводная часть.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас в мастерскую художника Ю.А. Васнецова. А вы его уже знаете, мы с ним знакомились. Юрий Васнецов – художник-иллюстратор. (Показывает портрет). Он нарисовал много картин к сказкам. Ребята, а вы любите рассматривать книжки с картинками или без картинок? (с картинками).

Воспитатель: слово «картинка» по-другому называется иллюстрация. Иллюстрации занимают очень важное место в книге, без них нам будет неинтересно читать. Как вы знаете, книжки бывают разные и иллюстрации к ним тоже разные. Каждый художник рисует по-своему. Сегодня мы рассмотрим иллюстрации художника Юрия Васнецова к знакомой вам сказке. Я сейчас вам загадаю загадку, а вы отгадаете, что это за сказка.

Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

Дети: «Три медведя»

Воспитатель: а как их зовут? (Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка). Посмотрите на эту картину. Кто на ней нарисован? (девочка Маша).

Воспитатель: девочка Маша идет одна по лесу, она заблудилась, ей страшно, кого она боится? (диких зверей). Что еще нарисовано на картине? (Избушка). Кто в ней живет? (Медведи). Где находится избушка? (В лесу).

Посмотрите какими темными красками нарисован лес, какие высокие деревья, у елочек стволы высокие, пушистые ветки смотрят вниз. Слышите, кто-то плачет? (появляется кукла Маша). Да это же Маша.

- Здравствуй, Маша – Здравствуйте. Ты почему плачешь?

Маша: медведи пригласили меня в гости, а я боюсь идти по темному лесу к их избушке

Воспитатель: не волнуйся, Маша, мы с ребятами можем тебе помочь. Правда ребята? (Да. Поможем).

2. Основная часть.

Воспитатель: мы нарисуем для тебя веселые ярко-зеленые елочки, среди которых тебе будет весело и не страшно идти.

Показ воспитателем рисование елочек методом тычка.

Воспитатель: посмотрите, какая получилась одна пушистая веселая елочка, а в лесу их много. Давайте вместе отправимся в нашу мастерскую и нарисуем каждый по одной елочке, чтобы получился лес. Только сначала, мы немножко поиграем. Физкультминутка «Три медведя».

Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх) Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди)

А сынок-малютка просто. (Присесть)

Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи).

С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки).

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками).

- Молодцы ребята, славно поиграли! А теперь приступим к работе.

Дети приступают к рисованию. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь и поддержку в случае необходимости.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Маша, посмотри сколько ярких пушистых елочек ребята нарисовали (рассматривание всех елок). Когда они высохнут мы с ребятами наклеим их около тропинки.

Маша: спасибо вам, ребята. Теперь мне не страшно будет идти в гости к медведям. До свидания!

Воспитатель: молодцы ребята, славно потрудились! Скажите, пожалуйста, с иллюстрациями какого художника мы сегодня познакомились? (Юрия Васнецова). Ещё раз скажите, что делал художник Юрий Васнецов? (Рисовал для детей картинки). Как ещё можно назвать слово «картинки»? (Иллюстрации). Вам понравилось сегодня в гостях у художника? (Да).

Художник Юрий Васнецов нарисовал ещё много-много других работ. С ними вам предстоит познакомиться. Я думаю, что вы поняли, что иллюстрация и цвет рисунков играют важное значение для книги и для детей. Я вас благодарю за внимание, вы были очень внимательны!

 

 

Приложение 3.

Занятие 3. Тема: рисование по картине Е. Чарушина «Ёж».

Цель: формирование у детей умения изображать Ёжа по картине Евгения Чарушина.

Задачи:

Образовательные: обучать ритмичному нанесению штриховки; отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов – «колючесть».

Развивающие: развивать художественные способности, внимательность, слуховую и зрительную память.

Воспитательные: воспитывать эмоционально-положительное отношение к рисованию, бережное и внимательное отношение к животным.

Предварительная работа:

воспитателя: изучение методической литературы, разработка конспекта занятия по изобразительной деятельности, подготовка необходимых материалов;

с детьми: чтение рассказов М. Пришвина «Ёж», отгадывание загадок, рассматривание картины «Ёж» Е. Чарушина.

с родителями: родителям рекомендовали прочитать популярную литературу, журнальные статьи о лесных животных, побеседовать об их содержании с детьми.

Организация развивающей предметно-пространственной среды: занятие проводится в групповой комнате, вводная, основная часть проводится за столами, заключительная часть проводится на ковре.

демонстрационный материал: картина Е. Чарушина «Ёж»;

раздаточный материал: листы бумаги по количеству детей, краски, непроливайки по количеству детей.

Особенности группы детей и их учет в ходе образовательной деятельности: исходя из того, что в группе выявлено три уровня изобразительных способностей детей, данное занятие целесообразно при делении на подгруппы сформировать следующим образом – одну подгруппу из детей имеющих высокий и средний уровень развития, а другую из детей имеющих средний и низкий уровень развития изобразительных способностей. При работе со второй подгруппой больше оказывать индивидуальную помощь, указания, советы, индивидуальный показ на рисунке воспитателя.

Индивидуальные особенности детей и их учет в ходе образовательной деятельности: в связи с тем, что в группе имеются дети (Дина М., Ваня С.) с низким уровнем развития изобразительных способностей, необходимо активизировать их художественные способности и оказывать помощь при рисовании.

Методы и приемы:

Игровые методы: сюрпризный момент (приход героя Ежа), физминутка «Ёж».

Практические: показ способов рисования, выполнение рисования детьми.

Наглядные: рассматривание иллюстрации «Ёж».

Словесные: беседа, вопросы, пояснения, указания, поощрение.

Ход образовательной деятельности:

1.Вводная часть.

Воспитатель: ребята, давайте сядем на стульчики, выпрямим спины, поприветствуем друг друга, улыбнемся своим соседям. Все улыбнулись?

К нам в гости пришел один интересный гость. А кто к нам пришел, вы узнаете, отгадав загадку:

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек.

Это наш приятель. (Ёжик).

Воспитатель: ребята, правильно, это Ёжик! (показываю игрушку Ежа). Ребята, Ёжик пришел к нам не просто так, Ёжик пришел к вам за помощью. Он хочет, чтобы вы нарисовали ему друзей-Ежей. Нарисуем Ёжику друзей? (да).

2.Основная часть.

Но перед тем как нарисовать, нам нужно рассмотреть Ежа. Вы, наверное, все видели этого зверька на рисунках, в мультфильмах, кто-то, наверное, видел в живую. И так, ребята, внимательно посмотрите на картину известного детского художника и писателя Евгения Чарушина. Кого вы видите на картине? (мы видим Ежа). Да, на картине изображен Ёж. Где он находятся? (в лесу). Да, правильно, Ёж находится в лесу. Скорее всего он вышел на прогулку.

Сначала рассмотрим голову Ёжика. Посмотрите, какая у Ежа мордочка? (мордочка вытянутая). Мордочка у Ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. А что еще есть у Ёжика на голове? (глаза, нос, уши). Да, у Ёжика есть чёрные, как бусинки, глаза, они кажутся внимательными и умными, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный! А еще есть чуткие уши. Ребята, посмотрите, а какой формы туловище у Ежа? (Овальное). Да, верно, туловище у Ежа овальное. А чем покрыто туловище Ежа? (иголками). Ну, конечно. На спине носит ёж колючие иголки. А как же Ежу без иголок? Они спасают его от врагов. Ребята, а что мы ещё забыли? Что еще есть у Ежа на туловище? (лапы). Да, лапы. Посмотрите, какие у Ежа лапы? Длинные или короткие? (короткие). Лапки у него короткие с маленькими коготками. Ребята, скажите, а какого цвета Ёж? (серого). Да, Ёж серого цвета.

Воспитатель (от имени ёжика):

Я, как ёлка, Весь в иголках,

Ловлю смело я мышей.

И хотя я очень колкий,

Обижать меня не смей.

Я в лесу живу,

Но в дома я тоже вхож.

Это я – забавный ёж.

Воспитатель: а вот теперь мы познакомились. Ребята, а вы знаете где живет Ёж? (в лесу). Да, все верно, Ёжик живет в лесу. Его можно назвать лесным жителем? (Можно). Да, можно, ребята. А как вы думаете, мы можем ежа забрать домой? (нет). Правильно, ежей нельзя трогать руками, и нельзя забирать домой. К ежам, и ко всем жителям леса нужно относится бережно. А вы знаете, как нужно вести себя в лесу? (да, знаем). Можно ли громко кричать? (нельзя). Нет, нельзя кричать. А можно ли ломать деревья? (нет). Конечно же нельзя ломать деревья. Нельзя мусорить и разводить костры. Природу нужно беречь и охранять её.

Ну что ж, а теперь я предлагаю вам изобразить ежа.

Показ приемов рисования:

Ребята, я возьму лист бумаги и зеленую краску. Как вы думаете, зачем мне зеленая краска? (нарисовать траву). Да, сначала внизу листа бумаги я нарисую травку. Здесь Ёжик будет гулять. Посмотрите, как я рисую травку. Промоем кисть. Затем нам надо нарисовать туловище Ежа. Оно у нас серого цвета. Ребята, а вы знаете как нам получить серый цвет? (смешать черный с белым). Какие вы молодцы! А теперь я смешаю черный и белый цвет. Таким образом у нас получится серый цвет. Рисуем туловище Ежа. Туловище какое? (овальное). Да, туловище овальное. Закрасим туловище серым цветов круговыми движениями. Затем нарисуем вот такую голову. Посмотрите, как я нарисую голову и закрасим вот так. На голове нарисуем маленькие ушки. Промоем кисть. Возьмем черную краску и нарисуем две маленькие точки. Это будут глаза. Нарисуем кругленький нос. Что еще надо нарисовать ежу? (лапки, иголки). Да, лапки. Посмотрите, как я нарисую лапки Ежу. А теперь нарисуем ежу колючие иголки, их лучше всего изобразить штрихами. При рисовании иголок для Ежа можно использовать разные по длине штрихи, длинные и короткие. Одни штрихи расположены густо, а другие редко. Вот и готов рисунок Ежа!

Ребята, вы, наверное, устали, давайте немного отдохнём. Выходите из-за столов, встаньте в круг, смотрите на меня и повторяйте за мной.

Физминутка «Ёж».

Маленький Ёжик четверо ножек по лесу идет (шаги на месте).

И песенку поет (идем по кругу, останавливаемся, поворачиваемся лицом в круг).

Фуф-ты фуф-ты фуф-ты фу (руки на поясе, по очереди выставляем вперед и опять на пояс).

Сладко яблочко несу (ладони вверх, руки вперед).

Фуф ты фуф ты фуф ты фу.

Ребятишек угощу (ладони вверх, руки вперед, приседаем).

Физминутку повторяем 2-3 раза.

А теперь, ребята, рассаживаемся по своим местам. Я вам раздам листы бумаги, краски. И мы начнем рисовать Ежа.

Ребята, у всех хорошее настроение? (да). Никто не грустит? (нет). Давайте улыбнемся еще раз друг другу. Хорошее настроение нам необходимо, чтоб наш рисунок получился красивым и удачным.

Воспитатель: ребята, чтоб у всех получились рисунки Ежей с колючими иголками, нам надо потренироваться. Сейчас я раздам вам силуэты Ежей, свернутых в клубок. Вам необходимо нарисовать Ежу колючие иголки. Рисуем иголки легко, свободно. Рисуем и длинные, и короткие иголки. Вот какие молодцы!

Вот и потренировались. А теперь можно приступать к работе. Ребята, с чего начнете рисовать? (с травы). Да, сначала мы нарисуем траву зеленой краской. Промоем кисть. Смешаем черную краску с белой, чтоб получить серый цвет. И начинаем рисовать овальное туловище Ежа. Не забудьте раскрасить. Нарисуем круглую голову, мордочку, на мордочке нарисуем маленькие черные глазки и носик. Затем нарисуем четыре лапки, и конечно же, иголки. Чем больше будет колючих иголок, тем объемнее получится Ёжик. Иглы могут быть серыми, а можно добавить штрихи черного цвета.

Все Ёжики имеют хвосты, хотя на рисунках их не изображают. Длина хвоста – всего 3 см и под иглами он совсем не заметен. Хвостик мы рисовать не будем. Рисунок готов!

3.Заключительная часть.

Ребята, какие красивые рисунки у вас получились. Принесите все свои рисунки ко мне на стол. Ребята, посмотрите на рисунки друг у другу, у всех так красиво получилось! А знаете почему?! Потому что вы, ребята, хорошо меня слушали. У всех было хорошее настроение. Молодцы! Нашему гостю очень нравятся ваши работы. Он говорит вам спасибо! Теперь ему не будет грустно, ведь у него много красивых друзей-Ежей.

Ребята, вам понравилось занятие? (Да). Что мы сегодня делали? (рассматривали картину, рисовали). Да, и мне очень понравилось с вами заниматься.

 

Приложение 4.

Занятие 4. Тема: «Иллюстрации В.М. Конашевича к сказкам А.С. Пушкина».

Цель: продолжать знакомить детей с творчеством В.М. Конашевича; учить выделять средства выразительности, передающие характер героя; воспитывать интерес к творчеству художника.

Задачи: познакомить детей с творчеством В.М. Конашевича. Формировать умение создавать иллюстрации к литературным произведениям. Отрабатывать умения красиво строить композицию и закрашивать рисунки красками, создавать оттенки цвета, контур основных частей предметов простым

Материал: книги А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» с иллюстрациями В. Конашевича, портрет В. Конашевича. Бумага для рисования. Наборы цветных карандашей.

Ход образовательной деятельности:

1. Вводная часть.

Воспитатель: ребята, хотите поиграть? Садитесь на подушки, закроем глазки и прислушаемся к звукам (звучит шум моря).

Воспитатель: открывайте глазки. Скажите, пожалуйста, что вы слышали?

Дети: мы слышали шум моря.

Воспитатель: как вы догадались, что это море?

Дети: звук чаек, шум воды.

Воспитатель: скажите, какие у вас ощущения, когда вы слышите шум моря? Опишите, какие звуки вы слышали.

2. Основная часть.

Воспитатель: мы много с вами читаем и знаем много сказок. Вспомните, в каких произведениях действия происходят на море. Назовите эти сказки. Правильно, это сказка «О рыбаке и рыбке».

Воспитатель: кто автор этой сказки? (автор сказки А.С. Пушкин).

Воспитатель: кто был главными героями произведения?

Дети: главными героями были старик, золотая рыбка

Воспитатель: ребята, где мы можем увидеть море?

Дети: море мы можем увидеть по телевизору, в книге, на компьютере, на картине.

Воспитатель: правильно, мы можем увидеть море на картинах. Я бы хотела пригласить вас в картинную галерею.

Воспитатель: посмотрите, на эту картину (дети рассматривают картину В.М. Конашевича)

Воспитатель: какое море изобразил художник?

Дети: художник изобразил неспокойное море, на море небольшие волны.

Воспитатель: правильно. А какие краски использовал?

Дети: художник использовал темные краски.

Воспитатель: какие еще предметы на этой картине говорят о том, что море неспокойное? (тучи, скалы). Какие тучи? (Тучи темные, страшные, тяжелые, грозовые). Какие скалы? (Скалы высокие, острые).

Воспитатель: Как вы думаете, почему скалы, расположенные дальше от берега светлее, а ближе к нему темнее?

Дети: потому что небо, которое ближе к берегу темнее, а которое дальше светлее.

Воспитатель: а как художник изобразил старика?

Дети: старик пришел с поклоном, у рыбки удивление, потому что старик пришел не в первый раз.

Воспитатель: что понравилось вам на этой картине? Предлагаю вам рассмотреть еще одну картину. Какое настроение создает художник? (Дети рассматривают картину В.М. Конашевича)

Дети: художник создает мрачное, грустное, жуткое настроение.

Воспитатель: почему вы так думаете? Какие оттенки использовал художник? (Холодные).

Воспитатель: какой краски больше? Темной или светлой?

Дети: больше темной краски.

Воспитатель: ребята, посмотрите, какие высокие, большие волны. Вы бы хотели оказаться на этих волнах?

Дети: нет, потому что бушующее море страшно и опасно для нас.

Воспитатель: напомните мне, пожалуйста, как называется состояние, когда море неспокойное? (Шторм). Все верно. Посмотрите, какие высокие, темные скалы. А какие тучи? (Тучи черные, хмурые). Посмотрите на рыбку, готова ли она общаться со стариком?

Дети: рыбка не готова общаться со стариком, она смотрит в другую сторону.

Воспитатель: посмотрите на рубаху старика, что с ней происходит?

Дети: рубаха развивается по ветру, значит, дует сильный ветер.

Воспитатель: да, все верно. Как вы думаете, связано ли состояние моря с событиями, происходящими в сказке? С какими именно?

Дети: рыбка разозлилась, ей не нравится, что попросила старуха.

Воспитатель: молодцы ребята, вы ответили правильно. Ребята, что мы с вами сейчас делали?

Дети: мы рассматривали две картины.

Воспитатель: ребята, а чем отличаются эти картины? (ответы детей).

Воспитатель: а теперь, давайте, рассчитайтесь на первый, второй. Предлагаю вам изобразить действия и события, происходящие на картинах. Каждая команда сначала рассматривает картину, договаривается между собой кто, что изображает. Без слов, пантомимой показывает другой команде.

Воспитатель: молодцы, интересно изобразили картины. А сейчас предлагаю вам угадать сказки. Я буду показывать вам иллюстрации, а вы попробуйте угадать, из какой она сказки. Показываю иллюстрации к сказкам: «Золушка» Шарль Перро, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин, «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин.

Воспитатель: молодцы, правильно назвали сказки! Подойдите, пожалуйста, к нашей мини-выставке. Чем отличается книга от тетради?

Дети: книгу мы читаем, а в тетради пишем.

Воспитатель: а когда мы берем в руки книгу, что первое мы видим?

Дети: мы видим обложку

Воспитатель: правильно обложку. Какую информацию мы видим на обложке? (мы видим название книги, автора).

Воспитатель: ребята, вспоминается ли вам сказка, когда вы смотрите на иллюстрации? (Да).

Воспитатель: а легко представить себе сказку, если бы в ней не было картинок, были бы одни буквы?

Воспитатель: А откуда появились иллюстрации в книгах? Кто может их создавать? (Художник).

Воспитатель: правильно, иллюстрации в книгах появляются благодаря художнику-иллюстратору. Назовите, каких иллюстраторов вы знаете? (Рачев и Капустина).

Воспитатель: ребята, давайте попробуем с вами выложить схему, как создает картинки в книгах иллюстратор. (перед детьми перевернутые схемы работы иллюстратора).

После дети составили алгоритм работы иллюстратора по схемам.

Дети: сначала художник внимательно читает текст несколько раз, затем представляет себе героя, пытается понять характер какой он добрый или злой, хвастливый или простодушный, сердитый или веселый (дети изображают на своем лице), где он живет, как одевается. Далее создает множество рисунков – набросков. Каждый художник по-своему видит героев, о которых рассказывает писатель. Иллюстратор придумывает и конструкцию книжки, ее оформление от начала до конца.

Воспитатель: сегодня мы с вами смотрели много книг и иллюстраций. Все эти книги создал Владимир Михайлович Конашевич (показываю портрет). Владимир Михайлович Конашевич – русский художник, график, иллюстратор. Конашевич иллюстрировал не только детскую литературу, а также взрослую, рисовал картины тушью или акварелью. Конашевич очень любил сказки. Самая первая книга получилась случайно. Владимир Михайлович рисовал своей маленькой дочери разные смешные картинки на каждую букву алфавита. Кто-то увидел эти рисунки, и они вскоре были напечатаны. Книги, которые оформлял Конашевич, были яркими, праздничными. Первая книга «Азбука в картинках».

Воспитатель: для того, чтобы нам вспомнить какой материал нужен для работы иллюстратора, а для этого предлагаю вам поиграть в игру «Назови лишний предмет». Посмотрите, перед вами на столах предметы накрыты салфеткой. Вам необходимо выбрать те, которые требуются в работе художника-иллюстратора. (краски, кисти, бумага, карандаш, палитра резинка).

Воспитатель: молодцы, правильно справились с заданием! А теперь давайте встанем в свои команды. Предлагаю создать иллюстрации к сказке. Первая команды будет иллюстрировать начало сказки, а вторая конец. Вспомните, каким море было в начале сказки, каким в конце. Какие краски будете использовать. И будем с вами создавать свои иллюстрации.

Воспитатель: предлагаю начать иллюстрировать (пока дети рисуют, воспитатель наблюдает за работой детей).

3. Заключительная часть.

Воспитатель: какие хорошие иллюстрации у вас получились. Ребята, вам понравилось быть иллюстраторами? (да).

Воспитатель: с каким иллюстратором мы познакомились сегодня?

Дети: мы познакомились с В.М. Конашевичем.

Воспитатель: теперь мы с вами сможем иллюстрировать любые книги. Молодцы! Занятие окончено.

 

 

Приложение 5.

Занятие 5. Тема: «Мои любимые герои сказок»

Цель: пробудить интерес детей к сказочным героям, родным сказкам, природе и зверям, которые показаны на картинках.

Задачи: формировать эмоциональное и эстетическое отношение к сказочным героям. Формировать умение изображать в рисунке характерные особенности положительных и отрицательных сказочных героев, используя различные выразительные средства. Развивать чувство композиции, фантазию и творчество. Воспитывать интерес к книжным иллюстрациям.

Материал: бумага для рисования. Нетрадиционное оборудование: штампы, пластилин, парафиновые свечи, щетки, кисти, краска гуашевая и акварельная, ёмкость для воды.

Ход образовательной деятельности:

1. Вводная часть.

Воспитатель: ребята, послушайте стихотворение:

Сказка в гости к нам стучится

Скажем сказке: «Заходи»

В сказке может всё случится

Что же будет впереди?

Сказка по свету идёт,

Всех нас за руку ведёт

Сказка-умница и прелесть -

С нами рядышком живёт.

- Ребята, как вы думаете, о чём будет сегодня наше занятие?

Дети: о сказках!

2. Основная часть.

Воспитатель: правильно! О сказках и о героях, которые в них живут! Ребята, назовите каких сказочных героев вы знаете.

Дети называют героев сказок.

Воспитатель: молодцы, ребята! А загадки любите отгадывать? (Любим).

Воспитатель: я сейчас вам буду загадывать загадки, и если вы правильно отгадаете, на доске будет появляться картинка-отгадка.

Воспитатель загадывает детям загадки про героев сказок и при правильном ответе на доске появляется картинка этого героя.

И так, слушайте первую загадку.

1. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети? (семеро козлят).

2. Была она артисткой Прекрасной, как звезда,

От злого Карабаса сбежала навсегда (Мальвина).

3. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля).

4. И зайчонок, и волчица -

Все бегут к нему лечиться (Айболит).

5. В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил (Красная Шапочка).

Воспитатель: молодцы ребята! Все загадки отгадали! А сейчас каждый из вас нарисует своего любимого сказочного героя. Только вы не говорите кого вы будете рисовать. По окончании работы все ваши рисунки мы поместим на доске и будем угадывать кто кого нарисовал.

(Дети готовят себе рабочее место и начинают рисовать. Воспитатель наблюдает за работой детей, советуя, помогая методом пассивных действий). Воспитатель показывает приемы работы в разных техниках: для акварельных мелков нужно намочить лист, для восковых – подобрать цвет акварели, для граттажа – натереть лист свечой и т.д. Обсуждаются последовательность работы, композиция, цветовая гамма.

По мере того, как дети заканчивают свою работу, они убирают своё рабочее место и вставляют рисунки.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: молодцы, ребята! Все нарисовали своего любимого героя! В конце занятия рассматриваются детские работы в игре «Найди любимого героя». Педагог упражняет в умении определять по рисунку, кто данный герой, любимый или нелюбимый, из какой сказки или мультфильма. Обсуждает технику, выбранную детьми для передачи положительных и отрицательных внешних качеств, сказочных персонажей.

Дети угадывают сказочных героев и оформляют выставку «Мой любимый сказочный герой!».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.