Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





билет. 2 вопрос. Причины бума исламского экстремизма



27 билет. 2 вопрос. Причины бума исламского экстремизма

В последнее время российские и западные политологи все чаще обращаются к теме исламского экстремизма, одной из самых сложных проблем современной действительности.

В течение последних десятилетий в разных районах мира формируются зоны возрастающей многоуровневой нестабильности - социально-политической, этнополитической, военно-политической - с активной вовлеченностью в дестабилизационные процессы и акции радикальных исламских организаций, движений, группировок и режимов, образующих в своей совокупности радикальное исламское движение (РИД).

Предпосылки к зарождению современного радикального исламского движения следует искать в начале 1920-х годов в Египте.

Проблема экстремизма, проявление крайностей в отстаивании своих интересов, идей и т.д., в том числе и путем применения насилия, известна миру с давних времен. Экстремизм по своей сути является имманентной чертой человеческой цивилизации. В рамках исследования генезиса экстремизма надо отметить, что для каждого конкретного общества и государства причины возникновения экстремизма могут быть разными в зависимости от ряда субъективных и объективных обстоятельств. Тем не менее, существуют базисные условия возникновения и распространения экстремизма, применимые практически для любого общества. К примеру, можно выделить следующие основные факторы возникновения и распространения экстремизма в современных условиях: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня значительной части населения, деформация политических институтов и структур власти, их неспособность решать назревшие проблемы общественного развития, тоталитарный характер политического режима, подавление властями оппозиции, преследование инакомыслия, национальный гнет, стремление отдельных групп ускорить решение своих задач, политические амбиции лидеров и т.д. Учитывая масштабность и всеохватность данного явления, существует множество разновидностей экстремизма: политический, идеологический, религиозный, этнический, экологический и т.д.

Среди всех разновидностей экстремизма на современном этапе мирового развития, учитывая масштабы, степень воздействия, количественные и качественные параметры, религиозно-политический экстремизм сегодня явно превосходит в своей деятельности остальные разновидности экстремизма. Исходя их основных характерных признаков этого вида экстремизма, его субъектами, как правило, выступают религиозные, националистические, сепаратистские организации различной конфессиональной принадлежности, использующие в своей экстремистской деятельности религиозную платформу с целью достижения конкретных политических целей. В контексте изучения разновидностей современного религиозно-политического экстремизма следует отметить, что самым заметным событием минувшего XX века стал беспрецедентный процесс возрождения и распространения исламского направления экстремистского религиозно-политического движения.

В рамках исследования основных причин можно говорить о том, что религиозно-политический экстремизм, выступающий от имени ислама, - это внутренний продукт человечества, вызванный, главным образом, дисгармоничным социально-экономическим, политическим, культурно-цивилизационным развитием мира. Для превращения данной угрозы в силу глобального масштаба необходимо было стечение целого ряда факторов. Ни один из них в отдельности не смог бы стать решающим. В целом, распространение исламского религиозно-политического экстремизма в современном мире напрямую связано с процессом модернизации традиционных исламских обществ, мировыми геополитическими процессами и феноменом глобализации.

Религиозно-политический экстремизм, выступающий от имени ислама, нельзя объяснить только причинами социально-экономического, политического и геополитического характера, то есть, образно говоря, причинами мирского характера. Объясняя причины появления данного явления в привычной, сложившейся форме через социально-экономические, внутриполитические и внешнеполитические факторы, мы, тем самым, значительно упрощаем сложнейшую проблему. Развитие исламского религиозно-политического экстремизма берет свое начало с момента зарождения ислама. Часто выдвигаемый в академических кругах тезис о том, что исламский экстремизм необходимо рассматривать как ответную реакцию на воздействие европейской цивилизации, в целом, некорректен. История ислама показывает, что полемика по ряду вопросов, в первую очередь, в вопросах соотношения традиций и новаций, правоверия и отхода от правоверия, зачастую принимавшая крайне жесткие, насильственные формы, возникла еще в ранние века исламской цивилизации. Данный процесс нарастал в своем развитии, однако, на современном этапе под влиянием ряда факторов имеет место его значительное ускорение. Вместе с тем, религиозно-политический экстремизм, выступающий от имени ислама, хотя и не невозможно рассматривать вне контекста этой религии, не проистекает от Божественного Откровения (Корана и Сунны Пророка), а является прямым результатом их человеческой интерпретации. Таким образом, мы четко проводим границу между самой религией и толкованием религии, т.е. Божественную правовую основу отличаем от человеческого нормотворчества в исламе, на основе Корана и Сунны (так называемого института иджтихада).

Глобализация и все более широкая интернационализация мирового экстремистского сообщества - это неоспоримый факт, перед которым сегодня оказался весь мир. Экстремизм и его крайнее проявление — терроризм, перестали быть локальными явлениями и приобрели на переломе XX и XXI веков международный, глобальный характер. Под этим явлением понимается объективное в условиях глобализации снижение контроля со стороны государства в рамках своей территории при одновременном беспрецедентном повышении возможностей влияния на внутренние дела конкретной страны, международного сообщества в целом других субъектов международных отношений, в том числе и экстремистских организаций. В целом, экстремизм, в том числе и в его религиозно-политическом проявлении, стал естественным ответом на вызовы глобализации.

Резкое обострение в глобальном масштабе угрозы экстремизма и терроризма объективно выдвигает задачу поиска новых форм взаимодействия. Вместе с тем, совершенно очевидно, что мировое сообщество при кризисе существующих механизмов предотвращения угроз международной безопасности вошло в затяжной этап нестабильности, неопределенности и пониженной безопасности. Вполне очевидно, что в XXI веке ведущее место в иерархии угроз международной и национальной безопасности займут так называемые угрозы нетрадиционного характера, в том числе и со стороны всевозможных экстремистских и террористических организаций.

Вместе с тем, их разрешение даст возможность существенно снизить проблему исламского экстремизма в мире, а также, несомненно, будет способствовать установлению качественно нового межрелигиозного, цивилизационного диалога. Становится понятным, что важнейшим компонентом сохранения международной безопасности в XXI веке является всемерное приумножение процесса межконфессионального и межцивилизационного диалога. Негативный опыт многих стран мирового сообщества свидетельствует, что насилие — путь тупиковый и крайне опасный. В этой связи, возможно, что данный интеллектуальный труд станет, наряду с другими, попыткой способствовать такому процессу конструктивного диалога.

На сегодняшний день можно констатировать наличие достаточно серьезных долгосрочных угроз региональной и национальной безопасности Российской Федерации. В иерархии основных угроз одну из ведущих позиций занимает религиозно-политический экстремизм, выступающий от имени ислама. Деятельность различных экстремистских исламских религиозно-политических организаций, нацеленная на коренное политическое переустройство государства, в том числе и насильственными, террористическими методами, является перманентным источником напряженности в России.

Потенциал угрозы религиозно-политического экстремизма обусловлен наличием ряда факторов внутреннего и внешнего характера. При этом важно отметить, что при всей существующей региональной специфике факторы развития феномена религиозно-политического экстремизма в России, в целом, являются схожими с причинами распространения данного явления в исламском мире, в частности, в мусульманских государствах Ближнего и Среднего Востока. Как и в глобальном масштабе существующие в странах региона проблемы социально-экономического, политического, характера, слабость официального духовенства, несостоятельность религиозной политики, также наличие близких конфликтных узлов объективно выступают основанием для возникновения и распространения в нашей стране радикальных исламских движений.

С одной стороны, наличие причин внутреннего и внешнего характера служит основанием для сохранения угрозы религиозно-политического экстремизма в долгосрочной перспективе. В зависимости от успехов решения данной проблемы, диапазон развития ситуации в России в контексте распространения религиозно-политического экстремизма весьма широк. Несмотря на сохранение локальности явления религиозно-политического экстремизма, учитывая взаимосвязь и взаимовлияние в обеспечении стабильности страны, любой масштабный конфликт, к примеру, в отдельно взятом государстве Центральной Азии, граничащим с Россией, непременно отразится на ее национальной безопасности.

Факторы внешнего и внутреннего характера свидетельствуют о том, что проблематика религиозно-политического экстремизма, несмотря на предпринимаемые меры, будет сохраняться в качестве угрозы или вызова среднесрочного и долгосрочного характера для национальной и региональной безопасности России. Объективно существующие базисные фоновые факторы — бедность, неэффективная экономическая политика, рост в этих условиях социального напряжения при ограниченных ресурсных возможностях правящих элит - создают отличную почву для деятельности радикальных организаций. Активизация исламской оппозиции, ее радикальной части, возможна, прежде всего, на Кавказе и в Урало

Поволжье. Идея построения исламского государства на территории всей России или отдельной ее части в рамках какого-либо субъекта РФ, несмотря на отсутствие широкой популярности в настоящее время у большинства населения, может оказаться востребованной при стечении ряда обстоятельств и получить распространение среди определенной части общества.

Исторически на Северном Кавказе неоднократно фиксировались определенные формы этнорелигиозного экстремизма и терроризма, обусловленные как историческим региональным опытом, так и другими современными факторами. Особенность экстремизма и терроризма на Северном Кавказе в настоящее время заключается в сращивании на основе идеологии радикального ислама религиозного, этнического и криминального терроризма, поддерживаемого аналогичными международными структурами. Таким образом, северокавказские «исламские» экстремизм и терроризм носят преимущественно квазиисламский характер.

Отличительной чертой политического проекта исламского экстремизма на территории Республики Башкортостан является экспансия в идеологическое пространство, ведение законспирированной подрывной и пропагандистской работы, вербовка в регионе максимального количества членов, получение поддержки большинства населения и инфильтрация мирным путем во властные структуры региона.

Сегодня в мусульманских регионах России разворачивается, по сути, открытое сражение за право влиять на формирование здесь постсоветской идентичности, итог которого во многом предопределит будущее этих регионов. В ходе этого противоборства определяется облик мусульманина, то, какие духовные ценности, социокультурные, а, следовательно, и политические ориентации станут для него приоритетными. Возобладает ли в его мировоззрении собственно российская доминанта или он будет, прежде всего, «исламоцентричен». В первом случае приоритетность местной традиции не будет фактором отторжения мусульманских субъектов от России, а ислам - идеологией сепаратизма. Во втором случае ощущение полноценной включенности в исламскую цивилизацию потребует от мусульманина переоценки собственной идентичности. При этом следует подчеркнуть, что в настоящее время ни традиционный ислам, ни квазиисламские организации и экстремистские течения (неоваххабизм) не смогли успешно взять на себя роль доминантного интегрирующего фактора, однако их конфронтация и противостояние способствовали дальнейшей дезинтеграции мусульманской культуры и росту ксенофобии.

В среднесрочной перспективе локальные радикальные группировки, несмотря на свои объективно скромные ресурсные возможности (финансовые, людские, организационные), недостаточный опыт подпольной деятельности, смогут самостоятельно представлять угрозу правящим элитам России. В ближайшей перспективе реальную опасность локальные исламские организации смогут представлять лишь во взаимодействии с внешними субъектами-спонсорами: транснациональными террористическими организациями типа Аль-Кайды, странами, вовлеченными в геополитические процессы вокруг региона и т.д.

Учитывая сложную международную ситуацию, риск осуществления террористических акций на территории нашей страны, масштабы распространения радикальной идеологии, сегодня в России необходимо осуществление комплексной программы превентивного противодействия данным угрозам современности. Опыт многих стран свидетельствует — опираясь лишь на административные методы, решить ее не просто невозможно, но и опасно. В противодействии этому явлению должны участвовать не только силовые ведомства, но и другие государственные органы, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации. Учитывая, что зона нестабильности подошла вплотную к границам России, существует настоятельная необходимость усиления профилактики угрозы религиозно-политического экстремизма. В целом, учитывая перспективы усиления влияния исламского фактора на общественно-политические процессы в странах региона, в том числе и посредством радикального ислама, в целях эффективного обеспечения национальной безопасности России уже сегодня важно учитывать необходимость повышения эффективности механизмов противодействия угрозе религиозно-политического экстремизма, особенно в рамках построения грамотной религиозной политики.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.