Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 11 страница



1Тим.4:6– Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.Сие – что же именно? То, что есть великая тайна, что удаляться таким образом от брака и брашен есть дело бесовское, и прочее, о чем Апостол сказал выше. А что значит: внушая? То же, что и «советуя». Не сказал: приказывая, ибо здесь он нигде не обнаруживает своей власти. Сказал: сие предлагай другим. Теперь говорит: но и сам ты будь питаемтеми же истинами, вращая их в уме своем и как бы переживая. Ибо непрестанное к ним внимание внушая, сказал он: питаемый.Подобно тому, как мы каждый день принимаем пищу, так и словами о вере всегда питаться должно.

1Тим.4:7 – Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии.То есть напоминай своим о том, что я сказал, с развращенными же не вступай в состязание, ибо им нельзя принести пользы, кроме разве того случая, когда зародится соблазн, будто по нашему бессилию мы отказываемся от состязания с ними. БаснямиАпостол называет иудейские наблюдения, или потому, что они измышлены, или потому, что несвоевременны. Ибо представь, если бы человек лет тридцати прильнул к сосцам, как он был бы достоин посмеяния за безвременность? Бабьиминазывает потому, что это уже устарело. Скверными и нечистыми – потому, что составляет препятствие для веры. Ибо подчинять страху душу, которая стала выше всего этого, свойственно нечистым правилам.
Приучай себя к вере чистой и жизни праведной, потому что в этом состоит благочестие. Итак, нужно упражняться и постоянно трудиться, ибо кто упражняется в телесной гимнастике, тот без всякого состязания подвизается в этом до пота.

1Тим.4:8– Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.Некоторые полагают, что под постом разумеется телесное упражнение. Это неправда: пост есть духовное упражнение. Но под телесным упражнением он разумеет то, которое хотя требует больших трудов, однако мало приносит пользы и притом на время. Здесь, говорит, помогает человеку благочестие. Ибо не обличаемый совестью ни в чем худом и здесь веселится духом, имея верные обетования будущих благ, там же самым делом заживет истинной жизнью. Чрез сравнение Апостолов показывает превосходство благочестия.

1Тим.4:9 – Слово сие верно и всякого принятия достойно.То есть слово сие истинно и достойно того, чтобы все принимали его, как несомненное. Какое же это слово? То, что благочестие и здесь, и там полезно. Всюду в послании Апостол указывает на это, не имея нужды подтверждать, а просто возвещая, ибо слово было к Тимофею.

1Тим.4:10 –Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.Показывает, каково есть благочестие, в котором упражнялись сами Апостолы, и удостоверяет, каким образом он имеет надежду на будущую жизнь, говоря: для того, вместо: посемуи трудимся и поношение терпим. Ибо для чего нам изнурять себя, если бы мы не ожидали будущих благ, которые Бог живый даст нам после смерти? Здесь воины царские, перенесшие многие труды и опасности, часто не получают должного воздаяния, когда случится умереть царю; а наш Царь всегда жив, всегда и воздаст. То есть всех Он хочет спасти – и здесь, и там. Большее же попечение Он прилагает здесь о верных. Если бы Он не был Спасителем их, то как они устояли бы против всех нападений? Этим Апостол побуждает Тимофея к перенесению опасностей. Не унывай, говорит, имея такого Бога, и не проси себе помощи у других, но надейся на Него: жив Бог, и Он есть Спаситель.

1Тим.4:11 – Проповедуй сие и учи.Одни дела требуют учения, а другие – приказания. Так, что не должно красть, этому следует не мягко учить, а приказывать, то есть запрещать с особенной силой. Если же говорит о раздаянии имущества, или о девстве, или о том, как должно веровать, то этому необходимо учить. Поэтому Апостол и употребляет оба выражения: проповедуй и учи. И иначе, когда мы делаем что-либо, зная, что это зло, – мы нуждаемся в приказании; когда – не зная того, нуждаемся в учении.

1Тим.4:12 –Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.Так как юность вследствие общего предрассудка сделалась чем-то легко презираемым, то ты, говорит Апостол, повелевай властно, и никто не будет тебя презирать; ибо учитель не должен находиться в пренебрежении. Где же, таким образом, кротость? Там, где сам подвергается оскорблениям, он должен быть кротким; а где необходима строгость для спасения других, там он должен повелевать с полной властью. Или: покажи жизнь благоукрашенную добронравием, и не будет презираема юность твоя, а напротив, будет привлекать общее удивление. Поэтому Апостол прибавляет и следующее. То есть будь образцом в жизни, правилом наилучшей жизни, чтобы говорить с удобством, иметь слово наготове или приготовленным. В обычной жизни и в церковном чине. Любовью, объемлющей всех. Или духовным настроением, или даром благодати, дабы не превозноситься этим даром. Верой правой и не колеблющейся, когда кто верит Богу и в том, что невозможно в естественном порядке. В чистоте.То есть в девственной чистоте и целомудрии.

1Тим.4:13– Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.Если Тимофею Апостол повелевает заниматься чтением Священного Писания, то не должно ли и нам это делать? Сам Павел, несомненно, до конца жизни занимался чтением, внушая это и другим. Апостол утешает Тимофея, сказав: доколе не приду, ибо это давало надежду, что он скоро увидит учителя, так как, осиротев, он, конечно, искал сердцем Павла. И вот еще для чего он сказал: доколе не приду – так как св. Тимофей, будучи молод, многого, конечно, не знал и имел нужду в присутствии учителя, чтобы узнать то от него; то Апостол Павел говорит ему: пока не приду, читай Писания, и там найдешь нужные законоположения. А когда приду, передам тебе и прочее. Наставлением.То есть уговорами и ободрением чувствующих в себе упадок нравственной энергии. Учением.Обращенным ко всем и о всяком деле.

1Тим.4:14 – Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.Здесь Апостол говорит о даре учительства, который получил избранный епископ.По пророчеству, то есть по повелению Святого Духа, как выше сказано. С возложением рук священства.То есть епископов. Ибо не священники рукополагали епископа. Смотри, какую удивительную силу имеет возложение священнических рук.

[И.Л. – Святитель Тихон Задонский говорит так: «Пастыри должны тщательно поучать людей, порученных им, как их увещевает святой Петр: «пасите Божие стадо» (1Пет.5:2). Пасется же Божие стадо Словом Божиим и Его Святыми тайнами. И Павел святой к тому же их побуждает: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28). И снова написал Тимофею, и в его лице к святому пастырю: «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим.4:2). Ибо пастыри вступили в должность апостольскую и непременно должны им следовать. Те по всей вселенной проповедовали слово Божие, а пастыри каждый на своих местах должны это духовное сокровище открывать людям. Ибо погрешают пастыри, которые забывают этот долг».

«Немалый ущерб готовит себе пастырь, который спит вне овчего двора, потому что сон пастырей – радость волкам» прп. Ефрем Сирин.]

1Тим.4:15– О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.Часто наставляет его в одном и том же, желая показать, что епископу больше всего должно стараться об этом. Не в жизни только, но и в слове учительском. Смотри, как великим и дивным желает он быть ему даже и в этом.

1Тим.4:16 – Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.То есть будь внимателен к самому себе и других учи. Тот, кто питает себя словами учения, прежде сам извлекает пользу, потому что, уча других, он и себя приводит в умиление.

 

ГЛАВА ПЯТАЯ

1Тим.5:1 – Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев.Не о том говорит Апостол, кто имеет в Церкви звание пресвитерское, а о всяком престарелом человеке. А если он имеет нужду в исправлении? В таком случае, говорит, ты поступай с ним, как с отцом.

1Тим.5:2 – Стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.Так как обличение тяжело переносится, особенно когда молодой человек обличает старого – тогда оно становится втройне безрассудным, поэтому, говорит, ты смягчай его кротостью. Молодых, как сестер.Так как этот возраст отличается большой смелостью и не переносит обличений, поэтому, говорит, должно смягчать их снисходительностью. Со всякою чистотою.Так как беседы с молодыми женщинами порождают подозрения, а между тем епископ должен беседовать и с ними, то ты, говорит, должен не только остерегаться греховного соединения, но не должен подавать и никакого повода к подозрению. Апостол заповедует это Тимофею не ради него, а ради нас, последующих епископов, чтобы мы остерегались подозрений.

1Тим.5:3 –Вдовиц почитай, истинных вдовиц.Почему ничего не говорит о девах? Может быть потому, что тогда еще не было их там. Почитать же вдовиц он повелевает потому, что они не имеют мужей, которые бы заступались за них, а самое состояние их казалось зазорным и достойным порицания. Поэтому они должны пользоваться у священника большим уважением и больше всего, потому, что они достойны этого, какистинные вдовицы. А какие это вдовицы? – увидишь дальше. Следовательно, можно не иметь мужа и еще не быть вдовой. Выражение почитайстоит вместо: будь к ним милосерден и доставляй им потребное.

1Тим.5:4 – Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.То есть да учатся дети и внучата почитать свою мать, доставляя ей покой и содержание. Ибо «благочестиво относиться» здесь означает – покоить мать или бабку на старости дет. Достоинство родителей есть божественное достоинство, так что покоить их значит быть благочестивым, и напротив, не покоить их на старости есть нечестие. Воздать родителям, то есть матери или бабке. Обрати внимание на благоразумие Павла, как он трогает доброе чувство, именно чувство воздаяния родителям за их воспитание и возращение. К этому он прибавляет и основание:ибо сие угодно Богу.

1Тим.5:5 – Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь.Сказав выше: почитай тех вдовиц, которые суть истинные вдовицы, а не тех, которые не истинные, то есть у которых есть кому заботиться о них, теперь он говорит, кто есть истинная вдовица: та, говорит, которая никого не имеет, кто бы о ней пекся, не имеет ни сына, ни внука, и на Бога возложила все упование. Вот о какой следует иметь попечение, вот о какой милосердовать, доставляя ей всё потребное. И справедливо. Ибо, не имея никого другого, она прибегает к Богу. Так как, вероятно, они печалились вследствие того, что совершенно не имели покровителей, то Апостол утешает их тем, что взамен всего они имеют Бога. Если имеет награду та, которая воспитывает своих детей, то не умалено и твое достоинство тем, что ты не имеешь детей.

1Тим.5:6 – А сластолюбивая заживо умерла.Так как многие женщины избирают вдовство для того, чтобы с большей независимостью делать приятное себе, то он говорит: сластолюбивая женщина, хотя она по видимости и живет этой чувственной жизнью, по духу же умерла. Но если женщине непозволительно предаваться наслаждениям, где во всяком случае и природа и возраст часто оказываются немощными, то что скажут сластолюбивые мужчины?

1Тим.5:7– И сие внушай им, чтобы были беспорочны.Видишь, что он желает, чтобы это было законом. Не на произвол оставляет, поблажать утехам или нет, но запрещает это как грех. Ибо такое значение имеет слово внушай, оно стоит вместо: со всею строгостью запрещай дерзать на это.

1Тим.5:8 –Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.Сластолюбивая женщина, говорит, потому уже умерла и погибла, что всю заботу употребляет на себя. Между тем должно заботиться о своих,то есть верных, и особенно о домашних, то есть принадлежащих к роду, – разумеет всякую заботу: и о душе, и о теле. Тот отрекся от веры.Почему? Потому что дела его такие не суть дела верующего. Если бы он веровал в Бога, то слушался бы слов его: от единокровного своего не укрывайся(Ис.58:7). Говорят, что они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются(Тит.1:16). И хуже неверного.Потому что последний если и презирает чужих, то по крайней мере не презирает близких себе, конечно, побуждаемый природой; А он нарушает и закон Божий, и закон природы, и поступает несправедливо. Кто же поверит, что такой человек может быть милостивым к чужим? А если он действительно милостив к чужим, то не тщеславие ли это? Поразмысли: если хуже неверного тот, кто не заботится о домашних, то куда причислить того, кто обижает своих? Ведь всякому для спасения недостаточно своей собственной добродетели, если он, сам будучи добродетелен, не учит и не убеждает быть таковыми своих родственников.

1Тим.5:9 – Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа.Так как выше Апостолов сказал, что сластолюбивая женщина и не заботящаяся о своих домашних недостойна быть в числе вдов, то теперь он учит нас, что она должна иметь. На первом месте Апостол ставит определенно ее лета, а причину этого указывает после. Впрочем, он не просто за один возраст одобряет шестидесятилетнюю; ибо и таковая может оказаться недостойной. Потом Апостол требует от нее единобрачия, как знака ее степенной честности и любви к целомудрию.

1Тим.5:10 – Известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Это и есть то, что делает ее достойной в числе вдов. Затем Апостол перечисляет, в частности, ее дела. Воспитание детей не в том состоит, чтобы просто кормить детей, а воспитать, как должно, подобно тому, как и выше сказал: если пребудет в вере и любви и в святости (1Тим.2:15). Видишь ли, что благодеяния своим он ставит выше благодеяний к чужим людям? Сказав прежде: если она воспитала детей, потом уже прибавляет: принимала странников. Хотя бы какая-нибудь вдовица и имела недостаток в чем-либо, все же она имеет дом, живет не на открытом воздухе. Умывала ноги святым.Сказал это потому, что многие вдовицы хотя и принимают странников, но не служат им сами, а служат их служанки. Поэтому, желая, чтобы вдовица была деятельна и не ленилась, он повелевает ей служить самой: леность свойственна женщине более изнеженной. Кроме того, чтобы какая-нибудь вдовица, по нежеланию принимать странников, не оправдывалась совершенной бедностью, будто у нее нет никаких средств для этого, Апостол говорит: для того, чтобы умыть ноги, нет нужды в больших издержках и богатстве. А святые– все те, которые имеют правую веру и живут благочестиво, хотя бы и не творили знамений. Помогала бедствующим.Деньгами, заступлением и посредничеством. Например, если сама не могла сделать, по крайней мере принимала участие в делах другой, прислуживала. Апостол побуждает вдовицу нести телесное послушание – постелить, например, постель, успокоить, к чему наиболее способны женщины.

1Тим.5:11– Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.Почему Апостол ничего не заповедует относительно возраста дев, не смотря на то, что подвиг этот был гораздо важнее? Несомненно потому, что такой подвиг есть подвиг возвышенного душевного настроения и великого усердия. Напротив, когда Апостол требует от дев непрестанного служения Господу в безмолвии и попечения о Господнем, тут он предъявляет и требует от них великой тщательности. Отсюда же становится очевидным и самое определение возраста жизни. Притом молодые вдовицы сами подали повод к такому постановлению тем, что не выдержали вдовства; между тем среди дев ничего подобного не было. Когда обесчувствеют, расслабеют и возгордятся против Христа, не желая иметь Его своим Женихом, тогда, наконец, они вступают в брак, ибо избрали вдовство легкомысленно. Обрати внимание на то, что и вдова также имеет Христа своим Женихом, как и дева.

1Тим.5:12 – Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру.Верой Апостол называет обет. Нарушили, говорит, договор со Христом, и за то подлежат осуждению.

1Тим.5:13– Притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.Кроме упомянутого уже осуждения за грехи, они виновны еще в другом, именно в том, что приучаются к праздности, потому что ходят по домам. А праздность научает всякому злу. Следовательно, праздность неприлична не только мужчинам, но и женщинам. Справедливо. Ибо, ходя по домам, они ничего другого не делают, как переносят сплетни от одной к другой, от этой к той, и, выведывая обо всем, необходимо впадают в любопытство, а говоря всем обо всем, впадают в болтливость.

1Тим.5:14 – Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию.Преимущественно, говорит, я желал чтобы они не нарушали обетов. Так как они сами желают брака, то и я, снисходя им, хочу этого. Ибо лучше им управлять домом,то есть иметь попечение о своем доме и нести труды и заботы о нем, чем, ходя по домам, болтать и проводить время в праздности. Сказав:рождали детей,Апостол показал, что для чадородия должно вступать в брак, чтобы многих привести к Богу.

1Тим.5:15 –Ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.Так как сказал: чтобы управляли домом, то, чтобы не показалось, что он дает им свободу предаваться сластям житейским, прибавил: не подавали никакого повода к злоречию.Так, говорит, заботься о доме, чтобы не повредить душе. Сверх того, здесь Апостол совершенно ясно указывает цель, для чего делает молодым вдовам такое снисхождение. Для того, говорит, чтобы не дать диаволу повода насмеяться над ними, если они, став невестами Христовыми, потом, по свойственному молодости непостоянству, впадут в нечистые дела. Для того веду их под иго брака, чтобы, не имея времени и покоя, они не имели возможностей наделать кучу вышепоказанных недобрых дел.

1Тим.5:16 –Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.Ибо вдовы верных не должны были получать пропитание от неверных, чтобы не казалось, будто имеют в них нужду. Выражением должны их довольствовать Апостол указал на достаточное удовлетворение нужды, а не на роскошь. Таким образом, верные, питающие своих вдов, вместе помогают и вдовам церковным, именно тем, что Церковь не обременяется и вследствие этого лучше может довольствовать тех, которых она питает, именно истинных вдов, то есть совершенно беззащитных и одиноких.

1Тим.5:17 – Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.Кто достойно начальствует – этому учит Господь, говоря: пастырь добрый полагает жизнь свою(Ин.10:11), ничего не щадя ради попечения об овцах. Честью Апостол называет доставление всего необходимого, как видно из последующего. Ибо учители в изобилии должны иметь необходимое, дабы, ничем не развлекаемые, заботились об учении. Так жили и левиты в Ветхом Завете. Сугубуючесть, или по отношению к вдовицам, или по отношению к диаконам, или просто – сугубую честь, то есть великую. Где же говорящие, будто не нужны слова, а нужна жизнь? Пусть они послушают теперь Павла, как он слово ценит больше всего, говоря: сие нужно нам, равно как и другое. Ибо когда речь идет о догматах, тогда какую имеет тут силу жизнь? Слова же Апостол требует не хвастливого, но исполненного силы Писания и разума, хотя бы оно и просто произносилось.

[И.Л. – Не случайно в русском народе есть поговорока: «Попа узнаешь и в рогожке». Т.е. поведение и речь выдают человека, хотя бы он был одет и не по форме. У военных – это походка и выправка. У священников – особый, присущий только им снобизм всезнания. Знание – это действительно хорошее дело. Но священник – это не энциклопедия знания, он должен быть рупором Божиим. Пастыри сумели так приучить свою паству, что к ним обращаются как к конечной инстанции, как к Самому Господу Богу. «Слова же Апостол требует не хвастливого, но исполненного силы Писания и разума, хотя бы оно и просто произносилось». Ос.4:6 – «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих». Перед тем как рукополагать в диаконы и в пресвитеры, на эту ответственнейшую должность, особая комиссия из опытных проповедников, хорошо знающих Писание, должна проверять избранных народом из своей среды, на глубокое знание Священного Писания. И всякий ответ пастырей в дальнейшем, данный не по Писанию, и, Боже упаси, вопреки Писания, должен рассматриваться как тяжкое преступление против Бога и против своих пасомых. И если это случилось трижды, должна быть наложена на пастыря епитимия, запрещающая его в служении, доколе он не будет хорошо знать Писание. Мал.2:7 – «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа». Ис.8:20 – «[Обращайтесь] к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света». «Слова же Апостол требует не хвастливого, но исполненного силы Писания и разума, хотя бы оно и просто произносилось».]

1Тим.5:18 –Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.Приводит свидетельства – одно из закона, другое – свидетельство Христа. В том и другом смотри, какой труд требуется от учителя. Молотить – это самый тяжелый труд, и учитель также должен быть готов ко всякого рода трудам, нуждам и огорчениям. Выражением трудящийсяАпостол показывает, что не должно искать неги и покоя. Трудящийся достоин награды своей, или пищи. Этими словами Апостол указывает на благосостояние, ибо если трудящийся достоин награды, то тем более пищи. Но нетрудящийся – недостоин.

1Тим.5:19 – Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.Неужели на молодого должно принимать обвинение, а на другого кого-либо нет? Напротив, Апостол как бы так говорит: ни на кого, а особенно на пресвитера. Не сказал: не обвиняй, но: даже совсем не принимай обвинения. Ибо по самому возрасту они погрешают меньше юношей. Пресвитером Апостол называет здесь человека, достигшего старости. Так как многие обвиняются по подозрению, то по древнему закону должно, говорит, чтобы были свидетели, обличающие виновного. Но что, если они солгут? Это редко случается, и на суде это может быть обнаружено. Хорошо бы иметь по крайней мере двух свидетелей, потому что грехи совершаются тайно. А что, если грехи будут явны, свидетелей же не будет, а только худое мнение? Об этом выше Апостол сказал: надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних(1Тим.3:7).

1Тим.5:20 – Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.То есть тех, которые упорствуют в грехе и которых найдешь по тщательном исследовании, обличай сильно и строго, не для удовлетворения своему гневу, но чтобы прочие страхом вразумлялись. Ибо епископу должно быть и страшным. Ибо как бывает вредно осуждать необдуманно, так гибельно и не обличать виновных, потому что чрез это распространяется греховная болезнь на многих. Как же Господь сказал в Евангелии:если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним (Мф.18:15)? Но Господь же повелевает и обличать пред обществом упорствующего во грехе. Итак, что же? Не произведет ли обличение пред обществом соблазна? Напротив, больше бывает соблазна, когда не обличают всем известного грешника. Поэтому и Бог, выставляя как бы на вид, наказал фараона (Исх.гл.14), Навуходоносора (Дан.гл.4) и многих других, с целью вразумить живущих на земле людей.

1Тим.5:21 –Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.Сказав о многом в вышеприведенных словах, теперь начинает говорить в суде и при этом весьма страшно заклинает Тимофея. Он не постыдился даже и Тимофея охранить таким увещанием. Ибо если о себе сказал: чтобы, проповедуя другим, самому не оказаться недостойным(2Кор.9:27), то тем более не постыдился сказать сие о Тимофее. Призывает же он во свидетели Отца и Сына для того, чтобы в грядущий судный день, если бы что-нибудь совершилось вопреки долга, ему остаться правым, так как он строго увещевал его. Для чего он присоединяет еще Ангелов? Для того, что в день суда Ангелы будут торжественно сопровождать Господа. И у нас есть обычай брать во свидетели и важных, и незначительных лиц. И Иаков берет во свидетели Бога и холм. И Моисей говорит: свидетельствуюсь небом и землею(Втор.4:26). Ибо так милостив к нам Бог, что принимает и рабов, приводимых вместе с Ним во свидетели. Избраннымиже Ангелов назвал потому, что и демоны – ангелы, но отверженные. Будь ровен к тем, о коих идет суд, чтобы не было предварительного решения, то есть чтобы никто не предубедил тебя и, наперед привлекая тебя к себе, не расположил тебя произнести суд и постановить решение. Ничего не делай по пристрастию,склоняясь на одну сторону. Как бы так говорилось: приглашает тебя одна сторона помочь ей; так ты не делай по сему приглашению.

1Тим.5:22– Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.Апостол дошел и до главнейшего, чем преимущественно держится церковь, то есть до хиротонии и говорит: не возлагай поспешно,то есть не по первом и не по третьем испытании, но неоднократно и тщательно исследовав, так как это дело не безопасно. А каким образом? – Так как ты виновник того, что совершит он в будущем, то поэтому ты становишься участником как благих его дел, так и греховных. Но ты виновен и за прежние его грехи, потому что презрел их и сделал тьму светом, а не дал ему оплакать их и придти в состояние сокрушения. Храни себя чистым.Здесь о целомудрии дает ему урок.

1Тим.5:23– Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.Видишь ли, что, имея сколько недугов, Тимофей еще истощал себя употреблением воды? Научись же и ты не огорчаться, когда кто-нибудь дает наставления относительно воздержания, ибо и Тимофею, который столько времени употреблял воду, так что часто стал подвергаться недугам, Павел дает заповедь о воздержании, и не просто сказал: употребляй вино, но ограничил сие употребление, прибавил: немного.Для здоровья, говорит, а не для удовольствия. Ибо юность горяча, и от вина скоро приходит в движение. Почему же не исцелил его Павел, который платкамисвоими воскрешал мертвых (Деян.19:12)? Чтобы мы, когда и теперь видим святых людей, подверженных недугам, не соблазнялись и не думали, будто древние выше нашего естества, но верили, что и они люди, подобные нам; наконец, чтобы и сам Тимофей не возгордился своей добродетелью. Об этом пространнее сказано у святого Иоанна Златоуста, в начале так называемой книги проповедей «О статуях». Но, кажется, Тимофей от природы был болезненный человек, подвергался недугам не желудка только, но и других частей, поэтому Апостол и прибавил: и частых твоих недугов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.