Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Балет и виды сценического танца



Балет и виды сценического танца

Балет — высшая «театральная» форма хореографического искусства, в которой оно поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Главное выразительное средство балета — система европейского классического танца. В исторически сформировавшейся программе подготовки артистов балета классический танец является базой, формирующей комплекс из следующих дисциплин сценического танца: дуэтноклассический танец, характерный танец (др. наим. — народно-характерный), исторический танец, современный танец и актерское мастерство.

В основе выразительных средств балета лежит сценический танец — один из основных видов хореографического искусства, предназначенный для зрителей и предполагающий создание хореографического образа на сцене. К разновидностям сценического танца в балете относятся: дуэтно-классический танец, характерный танец (др. наим. — народно-характерный), исторический танец, а также используемые в балетах виды современного танца.

Танец и виды танцевального искусства]

Танец — форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела.

Современный танец

Современный танец (Contemporary Dance) — направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX — начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.

Свободный пластический танец — новый вид танца рождается на рубеже XIX—XX веков и благодаря, прежде всего, Айседоре Дункан. Айседора выдвигает новую философскую и художественную, основанную на античном идеале гармонического развития человека, концепцию «танца будущего». Дункан стремится сделать танец выражением личности, отражением неповторимой человеческой индивидуальности, инструментом самопознания. Дункан ценит в танце изначальную экспрессию человеческого тела, выражающуюся во взаиморасположении различных его частей — отсюда эпитет пластический. Дункан реформировала искусство танца, что заключалось в гармоничном слиянии всех его компонентов — музыки, пластики, костюма. Она разработала многие идеи и приемы танца, лучшие из которых вошли в сокровищницу мирового хореографического искусства.

Танец Модерн (Modern Dance) — направление искусства танца, развивавшееся в Европе и США в начале XX столетия, ведущими представителями которого являются Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Мери Вигман, Анья Хольм, Хосе Лимон, Лестер Хортон, Эрик Хоукинс, Анна Соколоф, Лои Фуллер, Марта Грэм, Айседора Дункан, Рут Сен Дени, Тед Шон.

Материал к урокам 1 класса (8 лет обучения) по предмету «Прикладное творчество»

Чернышенская игрушка

Деревня Чернышено — один из загадочных и малоизвестных игрушечных центров в России. Долго считалось, что промысел в Чернышено прекратил свое существование в тридцатых годах двадцатого века, на самом деле игрушки в деревне Чернышено лепили вплоть до конца пятидесятых годов.

Живописная деревенька, расположенная не далеко от города Новосиля (одного из древнейших на Орловской земле) издавна славилась своими мастерицами—игрушечницами. В д. Чернышено жили крепостные, барские крестьяне, и к своему основному доходу они добавляли заработок от какого либо промысла. По сложившейся традиции крестьянка ничего не получала на свои расходы от мужа и пользовалась средствами от продажи молочных продуктов, пряжи, холста, игрушек. Это был женский промысел, мужчины никогда не делали игрушек.

Глина в этих местах необычная, вязкая. Брали ее ранней весной хранили в погребе или в других холодных местах. После изготовления игрушки долго сушили на верхушках печей. Обжигали в общем горне, для каждого обжига готовился новый горн. Раскрашивали игрушки минеральными и анилиновыми красками птичьим пером из хвоста петуха. Продавали их только на двух весенних ярмарках, во время праздников Преполовения и Троицы.

Сюжеты чернышенских игрушек традиционны: женщины, коньки, птицы. Мужчины встречаются редко, в основном как придаток к коню. Мастериц птиц называли "кукушками", за что в народе их прозвали "тетерошннками".

Образ кукушки тесно связан с обычаями и поверьями наших далеких предков. Кукушка — "божья" птица, вещая — предвещала сроки жизни смерти, а также судьбу не только человека, но и природных явлений. Кукушка представляла собой птичий образ женского божества, наделенного тайной силой пророчества, что приводит изначально к культу бога Рода.

Чернышевский игрушечный промысел тесно связан с верованиями и обрядами новосильских крестьян. Домашних птиц они не лепятся, сама роспись игрушек напоминает оперение живой кукушки. Возможно, культ кукушки оказал влияние на роспись остальных игрушек этого промысла — коньков — свистунъков, коровок, барашков, всадников, куклы — все они также обильно украшены чередующимися полосками.

Форма коньков — свистуньков (так называли всех животных) весьма условные: приземистые, неуклюжий вытянутый корпус, маленькие ножки — бугорки, вытянутые шеи и крошечные упрощенные головки, скорее напоминающие доисторических динозавров.

Особенно хороши Чернышенские куклы—барыни, кормилки. Головные уборы, роспись одежды напоминает костюмы XIX началаXX веков. Но несмотря на эти более поздние подробности, ей удалось сохранить, пронести сквозь тысячелетия древнейший символ, связанный с культом плодородия—четко выставленные питающие груди. Этот признак говорит опять-таки о языческом происхождении Чернышенской игрушки, когда она была не предметом забавы, а предметом культа корни которого уходят в древний матриархат и в славянское родововое почитание Рожениц.

Весь мир животных и птиц сопровождал понятие "небо—солнце" и кормимльца земли Великой Матери. "Очевидно эту центральную фигуру славянского Олимпа изображала когда-то глиняная женская фигурка — богиня—покровительница в сопровождении коней, козлов, птиц" (В.В Харуздина). Все это в полной мере относится к чернышенской игрушке.

В музеях нашей страны и за рубежам хранятся работы чернышенских мастериц.

В самом начале нашего столетия этим промыслом было занято в деревне Чернышено значительное количество женщин, но как только появилась фабричная игрушка, местное производство стало снижаться. В тридцатые годы игрушку лепили женщины: Чумичева П.П, ее дочери — Фомина МЛ., Клинина П.П., Аленкина Т.П. После войны продолжали делать игрушку Афанасова А.Х. и Шеляева ЕД.до50—х годов.

В настоящее время возрождением чернышенского промысла занимается народный мастер Фролова Наталья Николаева (1955 г.) и ее дочь Аня (1983 г.р.) вновь начала лепить игрушки Афанасова Анна Харитоновна.

Работы Фроловых были представлены на выставках и фестивалях у нас в стране, а также в Германии, Франции, Италии, Норвегии и США.

 

 

 

Материал к урокам 2 класса (8 лет обучения) по предмету «Прикладное творчество»

 

 

Материал к урокам

4 класса (5 лет обучения) и 7 класса  (8 лет обучения)  по предмету «История изобразительного искусства»

«Творческие объединения конца XIX – начала XX века» 

Многие исследователи, изучая в том или ином ракурсе ситуацию в России на рубеже XIX-XX веков, отмечают, что в этот период происходили бурное обновление и смена эстетических идеалов во всех областях общественной жизни; расширялся круг людей, приобщавшихся к образцам высокого интеллектуального содержания. Свидетельством тому выступают многочисленные дискуссии, собрания, съезды, разного рода творческие союзы, объединения и т. д., образованные в это время. Этому способствовала активная просветительская деятельность многочисленной группы русских музыкантов: А. Глазунова, А. Лядова, С. Танеева, А. Скрябина, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Н. Метнера, И. Стравинского, В. Нувеля; художников: А. Бенуа, И. Репина, И. Левитана, Л. Бакста; литераторов и поэтов: А. Белого, Н. Гумилева, А. Ахматовой, Б. Пастернака, З. Гиппиус, К. Бальмонта; философов: А. Мережковского, В. Розанова, Н. Бердяева, С. Соловьева; меценатов: С. Мамонтова, М. Беляева, М. Тенишевой; крупных общественных деятелей: С. Дягилева, А. Волынского и многих других.

Характерной чертой времени стало выдвижение различного рода площадок, на которых было возможно общение деятелей культуры и представление образцов нового искусства. Чаще всего это происходило на основе общности эстетических идеалов. В этой связи могут быть названы журнальный проект «Мир искусства», артистические кабаре — первым открылось кабаре «Бродячая собака», позже — «Привал комедиантов», «Летучая мышь», «Художественное бюро Н. Добычиной».

Особенно бурно процессы образования союзов протекали в художественной среде. Наиболее яркие события: в апреле 1894 года прошел I съезд русских художников и любителей художеств, организованный Московским обществом любителей художеств в честь передачи в дар Москве художественной галереи П. и С. Третьяковых; в марте 1895 года Общество художников исторической живописи проводит свою первую выставку, а в мае в Нижнем Новгороде открывается Всероссийская промышленная и художественная выставка; в 1896 году завершает свое оформление Московское товарищество художников и т. д. К Серебряному веку относятся и знаменитые «программные» объединения художников — «Голубая роза», «Бубновый валет», «Голубой всадник» и др.

Организация «Мир искусства» оформилась в самом конце 1890-х годов на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А. Бенуа и С. Дягилевым. Большинство мастеров этого содружества являлись членами Союза русских художников. Основное ядро составили Л. Бакст, М. Добужинский, Е. Лансере, А. Остроумова-Лебедева, К. Сомов, И. Билибин, А. Головин, И. Грабарь, К. Коровин, Б. Кустодиев, Н. Рерих, В. Серов. «Мирискусники» искали пути сближения отечественной культуры с общеевропейской. Взаимообогащению художественной практики России и Запада способствовали и ежегодные выставки, в том числе международные.

Похожая картина, хотя и с меньшей насыщенностью, наблюдается и в других сферах культуры. Появляются объединения литературно-художественные — «Общество свободной эстетики», «Среды» и т. д. Уникальными культурно-музыкальными явлениями рубежа веков были «Беляевские пятницы», а также собрания «Общества камерной музыки». С поисками путей обновления и дальнейшего развития отечественной культуры тесно связана проблема установления диалога между творцом и потребителем художественного продукта. Значительное внимание этой теме уделяли журналы «Аполлон», «Золотое руно», «Весы», «Перевал», «Нива», а также «Мир искусства», «Искусство и художественная промышленность».

Примечательным явлением рассматриваемого периода стали литературно-артистические клубы или просто облюбованные богемой кафе. Самым знаменитым из таких кафе является петербургский арт-подвал «Бродячая собака», богемной атмосфере которого история российского искусства обязана возникновением словосочетания «Серебряный век» для обозначения определенного периода времени.

В 1915 году, после почти четырехлетнего срока функционирования, из-за возникших финансовых трудностей кабаре «Бродячая собака» было закрыто, его преемником стал «Привал комедиантов».

В 1903 г. возникает одно из самых крупных выставочных объединений начала века – «Союз русских художников». В него вошли на первых порах почти все видные деятели «Мира искусства» – Бенуа, Бакст, Сомов, Добужинский, Серов, участниками первых выставок были Врубель, Борисов-Мусатов.

«Союз» стал приверженцем русского искусства и даже противопоставлял себя «мирискуссникам», считая, что последние слишком поклоняются западным традициям. Не случайно, одним из основных жанров художников «Союза» стал национальный сельский пейзаж, в котором своеобразно выразил себя «русский импрессионизм».

В 1907 г. в Москве была устроена выставка под названием «Голубая роза». В ней приняли участие П. Кузнецов, М. Сарьян, Н. Сапунов, С. Судейкин, К. Петров-Водкин. «Голуборозовцы» ближе всего оказались к символизму. Им характерна де-материализация живописи, неожиданные цветовые соотношения, использование приемов древнерусской иконописи. Художники создают свой, чаще всего весьма далекий от реальности мир.

Фактически до 1917 г. просуществовало объединение «Бубновый валет», куда вошли П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, Р. Фальк, А. Куприн. В отличие от символизма «Голубой розы», «бубнововалетовцы» увлеклись материальностью, «вещностью» мира. Для них важна была форма, интенсивность цвета.

Их картины сродни народному лубку, народной игрушке, вывеске. При этом они стараются рассмотреть модель с разных точек зрения одновременно, отсюда – «сдвиг» форм, динамика, как в картине А.В. Лентулова «Звон. Колокольня Ивана Ве­ликого».

К 1913 г. относится возникновение русского авангарда, одним из родоначальников которого былК.С. Малевич(«Черный квадрат»). Беспредметность в живописи – главное открытие Малевича. На этом же были построены эксперименты В.В. Кандинского и других художников абстракционистов.

Создание таких «творческих точек», потребность в обмене информацией, безусловно, являются показателями активности культурных слоев общества. Их деятельность имела достаточно широкий отклик, она способствовала активизации процессов в России, вступившей в революционный период.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.