Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГЛОССАРИЙ



ГЛОССАРИЙ

Авангардизм, или авангард – название ряда «левых» течений в искусстве, порывающих с существовавшими до того реалистическими нормами и традициями, считая их недостаточными для выражения новых, бунтарских чувств.

Автоцензура– условное определение самоограничения художника, который понимает, что создаваемое произведение либо те или иные его фрагменты не могут быть опубликованы в наиболее органичном для автора варианте, и сознательно искажает замысел, свою писательскую позицию в допустимых для него пределах.

Аллюзия(от лат. allusio - намек, шутка) - отсылка к известному высказыванию, факту литературной, исторической или политической жизни, к известному художественному произведению.

Андеграунд(анг. underground - подземелье, подполье) - понятие, применявшееся в России с конца 1960-х до середины 1980-х годов к произведениям литературы и искусства, подчеркнуто расходившимся с преобладавшими нравственно-этическими, идейными установками и поэтому ориентировавшихся на узкий, «подпольный» круг потенциальных потребителей. В эстетическом плане к андеграунду могли относиться работы как авангардистского, так и натуралистически-реалистического плана.

Архетип (от греч. archetypos - первообраз) - обозначение наиболее общих и фундаментальных изначальных мотивов и образов, имеющих общечеловеческий характер и лежащих в основе любых художественных структур.

«Вторая волна» эмиграции – выходцы из России, оказавшиеся за ее пределами во время Великой Отечественной войны.

Декадентство (от лат. decadentia – упадок) – общее наименование кризисных явлений в культуре конца ХIХ – начала ХХ века, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни. Характерен отказ от гражданственности в искусстве, провозглашение культа красоты как высшей цели.

«Ди-Пи» - переселенные лица; здесь – советские военнопленные и «остарбайтер», оставшиеся на территории бывшего третьего рейха после окончания Второй мировой войны.

Диссидент – лицо, отказавшееся от господствующей идеологии.

Импрессионизм – направление в искусстве, прежде всего в живописи, основанное на том, что целостное впечатление от предмета передается с помощью выразительных деталей или же он предстает в опосредованном условиями его восприятия виде. В литературу элементы импрессионизма – импрессионистичность – проникли на переходе от натурализма к символизму. Это фрагментарность сюжета, преобладание образов-деталей, ассоциативный характер образной системы.

Интеллектуализм – в литературе особый способ художественного мышления, основанный на преобладании интереса писателя к жизни человеческого разума, к философско-концептуальному анализу метафизических проблем бытия.

Интертекстуальность(фр. interntеxtualite', англ. intertextuality) - термин постструктурализма. В постмодернизме употребляется как обозначение основного вида создания текста на основе «чужих текстов», цитат, сюжетов, реминисценций, как средство анализа литературного текста или описания специфики существования литературы, а также для определения миро- и самоощущения человека, воспринимающего «мир как текст».

Коллаж (фр. collage - приклеивание) - термин из словаря художников; в литературе - смесь цитат, документов, намеков, упоминаний о чем-либо.

Концепт– в соц-арте идея, которая не способна соответствовать реальному содержанию, выражает только свою знаковость, что вызывает иронический или гротескный эффект.

Концептуализм, концептуальное искусство - искусство идеи, когда художник демонстрирует не столько художественное произведение, сколько определенную художественную стратегию, концепцию, которая в принципе может выражаться любым артефактом, или просто артистическим жестом, «акцией». В России осознается как особое направление в неофициальном искусстве 1970-х годов.

«Лагерная проза» - произведения бывших узников ГУЛАГа, открывающие правду об этом, долгое время табуированном мире.

Маргинальность - периферийность, пограничность какого-либо явления социальной жизнедеятельности человека по отношению к доминирующей тенденции своего времени или общепринятой философской или этической традиции.

Маска авторская - способ сокрытия писателем собственного лица с целью создания у читателя иного (отличного от реального) образа автора, в отдельных случаях основополагающий прием литературной мистификации.

Мемуары – автобиографические произведения о лицах и событиях, участником или свидетелем которых был автор.

«Метафорический реализм» - направление в литературе конца ХХ века, отражающее стремление к универсализации художественных образов. Характерны усиление условного начала, соединение реальности с мифом, знаковость характеров, использование аллегорических образов, совмещение различных пространств и времен, использование сюжетно-композиционных структур притчи, параболы, легенды.

Модернизм – общее название для целого ряда явлений художественной культуры, характерных для рубежа ХIХ-ХХ веков, объединенных особым умонастроением, связанным с утратой устойчивых представлений о мире и человеке. На первый план выходит идея непознаваемости и относительности всего и вся. Это ведет к поиску новых форм, противопоставленных гармоничным формам классического искусства.

Молодежная проза – феномен литературы периода «оттепели», творчество молодых писателей, для произведений которых характерны: молодой герой, открывающий для себя новые горизонты; сюжет путешествия, нередко начинающегося с побега из дома; конфликт отцов и детей, старого и нового; сближение позиций автора и героя, исповедальность стиля; романтическая тональность в изображении героев, идеализация их бунтарских устремлений.

«Остарбайтер» – восточные рабочие; здесь – граждане Советского Союза (в основном, молодежь), вывезенные фашистскими захватчиками на территорию третьего рейха для работы на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве, в обслуге и т.д.

«Повторная эмиграция» - вынужденное переселение представителей «первой волны» русской эмиграции с уже обжитых мест под влиянием расширения нацистского движения в Германии и начала второй мировой войны, а также под влиянием советской экспансии на Восток.

«Первая волна» эмиграции – выходцы из России, покинувшие родину (или высланные из страны) в первые годы после Октябрьской революции.

Постмодернизм– многозначный комплекс философских и эмоционально-эстетических представлений, особое мировосприятие и направление в искусстве, культуре и науке, которое формируется с начала 1980-х годов как феномензападной культуры. Опирается на теорию и практику постструктурализма и де-конструктивизма. Для постмодернизма характерен кризисный характер сознания,подрыв веры в какие-либо авторитеты, скептицизм и релятивизм, дегуманизация, размывание всех границ и ограничений. Мир предстает как хаос, единственной реальностью признается культура, причем утрачивается ощущение дистанции между высоким и низким, элитарным и массовым, своим и чужим. Художникживет с сознанием, что все слова уже сказаны, поэтому ему остается лишь вечноподражать тому, что было сказано прежде. Творчество превращается в игру, ккоторой приобщается и читатель, игру без границ.

Поток сознания – композиционный прием, используемый в основном в литературе модернистских направлений. Область его применения – анализ сложных кризисных состояний духа человека.

«Религиозная проза» - прозаические произведения разных видов и жанров, содержащие религиозные мотивы и / или описывающие религиозную жизнь в бытовом и психологическом ракурсах.

Релятивность – относительность, неустойчивость; принцип организации текста, при котором различные его элементы оказываются нестабильными, все время немотивированно изменяются.

Реминисценция - (лат. reminiscentia - воспоминание) - содержащаяся в произведении неявная, косвенная отсылка к другому тексту, напоминание о другом художественном произведении, факте культуры. В отличие от цитаты может быть не осознанной автором.

Соц-арт – одно из явлений советского неофициального искусства 1970 – 80-х го-дов. Возникло как реакция на всепроникающую идеологизацию советского общества и искусства, избрав путь иронического противостояния. Пародируя также европейский и американский поп-арт, использовало в литературе приемы гротеска, сатирического эпатажа, карикатуры.

Социалистический реализм – творческий метод литературы и искусства ХХ века, познавательная сфера которого ограничивается и регламентируется задачами отражать процессы переустройства мира в свете коммунистического идеала. Официально признанный метод советской литературы и искусства, цель которого - запечатлеть этапы строительства советского социалистического общества. Эстетические принципы: партийность, народность, исторический оптимизм, социалистический гуманизм, интернационализм.

«Соцреализм наоборот» - условное наименование творческого метода прозаиков «второй волны» русской эмиграции, которые, с одной стороны, использовали характерный стиль соцреалистических текстов, с другой – утверждали пафос отдельной личности, героя-индивидуалиста, нередко обращались к религиозной образности и символике.

Сюрреализм – авангардистское направление в искусстве 20-х годов ХХ века, провозгласившее источником вдохновения подсознание человека (его инстинкты, сновидения, галлюцинации). Основан на разрыве логических связей, замене их субъективными ассоциациями. Характерно создание фантастических сочетаний реальных и нереальных предметов и явлений.

«Третья волна» эмиграции – выходцы из России, покинувшие родину (или высланные из страны) в период «сворачивания» «оттепели».

Фантастика – разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел от изображения странно-необычных, неправдоподобных явлений простирается до создания особого – вымышленного, нереального, «чудесного» мира.

Фарс– легкая комедия грубоватого содержания.

Центон- (лат. cento - одежда или одеяло, составленное из цветных лоскутков) - текст, состоящий из чужих цитат.

Шестидесятники– обозначение генерации советских людей 1960-х годов; выразители новых идей, нового чувства жизни, возникшего в период хрущевской оттепели; участники литературной борьбы, в особенности на страницах толстых журналов.

Шестидесятничество – комплекс политических, гражданских, нравственных установок, включающих в себя: активность гражданской позиции, антисталинский дух, гуманизм, установку на внутреннюю свободу.

Экзистенциализм(лат. existentia – существование) – направление в искусстве середины ХХ века. Личность изображается в замкнутом пространстве, где царят тревога, страх, одиночество. Человек, прозревая в пограничных ситуациях борьбы, катастрофы, смерти, познает самого себя, становится свободным. Отрицается детерменизм, интуиция утверждается как главный, если не единственный способ познания произведения искусства.

Экспрессионизм (лат. expressio – выражение) – разновидность авангардизма, провозгласившая единственной реальностью духовный мир личности. Характерен особый акцент на укрупненных выразительных деталях и психологическом перенапряжении, которое создается за счет нарушения реальных пропорций, вплоть до придания изображаемому миру гротескной изломанности, доходящей до абстракции.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.