Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Симфоническое творчество Франца Шуберта.



 

6 учебная неделя IV четверти (11-17 мая 2020 года)

 

Конспект урока

Симфоническое творчество Франца Шуберта.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

· Жанр симфонии в эпоху раннего романтизма;

· Симфоническое творчество Франца Шуберта;

· Разбор симфонии №8 си-минор Шуберта.  

 

Дополнительные материалы и электронные ресурсы.

1. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран (глава о биографии Шуберта и его симфоническом творчестве – стр. 60-62, 68-70).

 

Дорогие ребята, мы продолжаем наш разговор о симфонической музыке. Позади осталось симфоническое творчество композиторов венской классической школы. Мы перемещаемся в 19 век. В истории искусства этот век проходит под знаком романтизма. В этого столетия практически во всех европейских странах складываются самостоятельные национальные школы, в том числе и в России:

Þ Россия – Глинка;

Þ Чехия – Дворжак, Сметана;

Þ Норвегия – Григ;

Þ Германия – Шуман, Брамс;

Þ Италия – Россини, Паганини;

Þ Венгрия – Лист;

Þ Франция – Берлиоз, Сен-Санс;

Þ Польша – Шопен;

Þ Австрия – Шуберт.

 

Франц Шуберт прожил очень короткую жизнь и был мало востребован как композитор, хотя и отличался необычайной плодовитостью. Он оставил творческое наследие практически во всех музыкальных жанрах: писал песни, инструментальные миниатюры, музыку к театральным спектаклям, камерные ансамбли, а также симфонии. В творчестве Шуберта насчитывается 9 сочинений этого жанра, причем наиболее интересны две последних симфонии. В ранних произведениях он очень близок традициям венского классицизма и с точки зрения драматургии цикла (тональные соотношения тем в частях, количество частей в цикле), и с точки зрения развертывания симфонии как жанра.

Симфония №8 (си-минор) часто называется «Неоконченной». Внешне причина вроде бы проста – в этой симфонии Шуберта всего 2 части. После смерти композитора были найдены наброски третьей части. Но сейчас музыковеды сходятся во мнении, что Шуберт не написал третью часть цикла не потому, что не успел, а потому, что ему как автору была ясна завершенность симфонии из двух частей.

У романтической симфонии, одним из основоположников которой является Шуберт, есть свои отличительные свойства. Перечислю наиболее важные из них.

1. Количество частей в цикле определяется авторским замыслом, оно может быть как меньше 4, так и больше.

2. Между темами может отсутствовать резкий контраст, обе они могут носить сходный характер (в случае Шуберта, например, в первой части Восьмой симфонии обе темы имеют ярко выраженную кантиленную природу).

3. Тональные соотношения между темами могут быть более далекими. У венских классиков существовало своего рода неписаное правило: в сонатной форме побочная тема в экспозиции излагается либо в параллельной тональности, либо в тональности доминанты (главная тема ВСЕГДА показывается в основной тональности). У романтиков это могут быть терцовые (то есть более далекие) соотношения. Пример: у Шуберта 1 часть Восьмой симфонии написана в сонатной форме. Главная тема изложена в си-миноре. Побочная тема в экспозиции показана в соль-мажоре (тональность VI ступени).

4. В романтической симфонической музыке (в том числе и в симфонии №8 Шуберта) используется прием ВТОРЖЕНИЯ. Вторжение – это резкая смена музыкального материала, которая происходит непредвиденно, без предупреждения, и очень хорошо ощущается на слух. Прием вторжения Шуберт использует в конце экспозиции первой части симфонии в показе побочной темы.

 

Восьмая симфония представляет собой циклическое сочинение из двух частей.

1 часть написана в сонатной форме, основная тональность - си-минор.

2 часть написана в сонатной форме БЕЗ РАЗРАБОТКИ, основная тональность – ми-мажор.

 

Музыкальный материал (обе части «Неоконченной» симфонии) размещены в беседе нашего класса. Прошу вас их послушать. Для закрепления изученного материала по биографии и творчеству Шуберта предлагаю вам самостоятельно составить кроссворд. Тема вашего кроссворда – «Творческий путь и произведения Франца Шуберта». Для удобства оформления кроссворда и удобочитаемости текста рекомендую при его составлении воспользоваться интернет-сервисами для генерации кроссвордов – любыми по вашему выбору, например, сервисом «Кроссген». Объем кроссворда – 10-12 понятий. Ответы обязательны (можно как в самой сетке кроссворда, так и на отдельном бланке – по желанию).

Ссылка для работы на сервисе для генерации своего кроссворда:

http://cross.highcat.org/ru_RU/#

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.