|
|||
НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УСТОЙЧИВОСТЬ БРАКА ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УСТОЙЧИВОСТЬ БРАКА Как известно, удовлетворение материальных и духовных потребностей личности является необходимым условием ее нормального функционирования, условием трудовой и другой активности, В случае, если те или иные потребности личности не удовлетворяются или удовлетворяются в минимальной степени, могут происходить различные нарушения в системе жизнедеятельности личности. Социально-экономические, психологические и физиологические последствия хронического неудовлетворения потребностей могут быть самого разнообразного плана. К сожалению, в научной литературе остались без внимания и анализа те жизненные ситуации, в которых потребности членов семьи не удовлетворяются или удовлетворяются недостаточно. В подобных ситуациях члены семьи испытывают лишения, нужду, острую нехватку средств. Возникает вопрос: в какой мере подобные лишения разрушают устойчивость брака, как они влияют на супружеские взаимоотношения, что происходит с человеком, когда не удовлетворяются его разнообразные потребности? Отсутствие возможностей удовлетворения тех или иных потребностей личности создает чрезвычайную ситуацию, так как порождает самые разнообразные отрицательные чувства, состояние социального и психологического дискомфорта, напряжения, лишения. Например, соматические и психические изменения, связанные с хро- ническим голодом, известны не только медикам, но десяткам и даже сотням миллионов людей, живущих на Земле. Во многих жарких и засушливых районах мира обеспечение пресной водой без всякого преувеличения является вопросом жизни и смерти. В этом отношении нет никакой нужды описывать психические состояния и ощущения человека, испытвтающего жажду. Ощущения голода и жажды — наиболее яркие примеры психических следствий при неудовлетворении жизненно важных потребностей личности. Неудовлетворение других потребностей личности, особенно так называемых социогенных, возможно, и не так катастрофично, как удовлетворение потребностей в пище и воде, но тем не менее последствия могут быть самые тяжелые и мучительные для психического здоровья личности. Если в браке не удовлетворяется сексуальная потребность хотя бы одного из супругов, то возможны различные отрицательные последствия: измена, половая холодность женщины, появление мыслей о расторжении данного брака и др. Таким образом, устойчивость семейных отношений ставится под угрозу. Любой человек в жизни сталкивается с ситуацией, когда удовлетворение его желаний и потребностей затруднено или блокировано. Можно сказать, что всем нам хорошо известно состояние ли1ления, дефицита или, другими словами, депривации. Социальная депривация — это прежде всего те лишения и трудности, которые испытывает человек в общественно-экономическом бытии. Иными словами, депривация — такое состояние, в результате которого сформировавшиеся в прошлом потребности личности (семьи, коллектива и т. п.) не удовлетворяются или удовлетворяются в минимальной степени. Блокирование удовлетворения потребностей вызывает состояние психической напряженности и часто может приводить к весьма отрицательным последствиям как для самого объекта депривации, так и для среды его ближайшего окружения. Итак, если члены семьи не могут удовлетворить свои материальные или эмоционально-психологические потребности, то возникает семейная депривация. Под ней мы понимаем объективно выраженную и субъективно оцененную резкую нехватку или отсутствие средств для удовлетворения потребности. Естественно, что при отсутствии той или иной потребности наличие блокирующих условий ее удовлетворения (наличие депривационной ситуации) не может вылиться в депривацию. Так, например, возросший дефицит на места в детские ясли не отразится на поведении людей, не имеющих ребенка, хотя сама по себе деприва-ционная ситуация будет налицо. Она будет существовать в виде информированности о дефиците и определенного отношения к нему. Однако в данном случае и знание, и отношение, существуя как таковые, не значимы для .личности, они не повлекут за собой изменения ее поведения. Таким образом, очевидно, что возможность удовлетворения несформированной потребности не может привести к депривации. Следует отметить, .что, говоря о депривационной ситуации и о социальной депривации как таковой, мы относим их к блокированию определенной, конкретной потребности, а не к общему состоянию личности. Совокупность тех или иных неудовлетворенных или минимально удовлетворенных потребностей личности постоянно влияет на степень удовлетворенности человека жизнью вообще и семейной жизнью в частности. Более того, комплекс неудовлетворенных потребностей, создавая мощное психическое напряжение, является питательной почвой для развития депривационной ситуации относительно комплекса других потребностей. Указанную .взаимозависимость условий удовлетворения потребностей можно проследить на примере конфликтов, возникающих между супругами и родителями, детьми из-за острого дефицита времени на общение и хронических напряжений, которые в свою очередь были вызваны чрезмерной загрузкой на работе или решением бытовых вопросов. Соотношение, комбинация потребностей, удовлетворяемых в различной степени, дифференциация влияния частных депривации на общий уровень состояния личности — вопрос следующего, более высокого уровня изучения, анализ которого мы приведем несколько позже. При наличии той или иной потребности возникает необходимость в ее удовлетворении, с позиции которой рассматриваются различные ситуации, представляющие собой условия реализации потребности. Условия реализации— объективные возможности удовлетворения потребности. Но для депривационной ситуации характерно не только наличие объективно неудовлетворительных 62 условий, но также и признание их таковыми личностью, супружеской парой. Проиллюстрируем сказанное примером. Степень удовлетворения целого комплекса потребностей — будь то физиологические, психологические или социальные — находится в зависимости от размера душевого дохода. В данном случае критерием оценки условий реализации потребностей является разница между индивидуальным доходом и прожиточным минимумом. Если разница отрицательная, т. е. доход меньше прожиточного минимума, то реализация одних потребностей затрудняется, других блокируется. И наоборот, чем больше положительная разница, тем более благоприятные условия создаются для удовлетворения потребностей. В данном случае величина душевого дохода выступает объективным фактором депривационной ситуации. Субъективным фактором является степень удовлетворенности личности, супружеской пары данным уровнем обеспеченности, т. е. оценка достаточности уровня дохода для реализации потребностей. Одной группой лиц ежемесячный душевой доход в размере 120 руб. может расцениваться как вполне удовлетворительный, другой — как минимально достаточный, третьей — как совершенно неудовлетворительный. Таким образом, самые, казалось бы, благоприятные жилищные или, допустим, материальные условия могут выступать и как достаточные и как недостаточные для реализации тех или иных потребностей. Таким образом, одним из наименее изученных и, на наш взгляд, весьма перспективных направлений социоло-го-демографических исследований семьи является проблема семейного восприятия, оценки разнообразных условий жизнедеятельности. Возможно, что при углубленном анализе данного раздела мы сможем ответить на вопрос, почему при равных социально-экономических условиях одним парам удается сохранить семью, а другим нет. Теория социальной депривации, позволяющая ответить на вопросы, какая степень ограничения и каких именно потребностей приводит к дезорганизации деятельности семьи, теснейшим образом связана с концепцией устойчивости брака. Строго говоря, семейная де-привация является составной частью концепции устойчивости брака, так как последняя рассматривает систему факторов, влияющих на степень оптимальности функционирования семейной структуры. Заметим, что по- добная трактовка устойчивости брака возникла из попытки дифференциации браков не только по критерию сохранения или несохранения официального брачного статуса, но и с точки зрения удовлетворенности супругов в целом семейной жизнью. 'Когда мы говорим об устойчивости брака, мы выделяем две основные системы факторов, ее определяющих. Первая — система социально-экономических факторов (жилье, материальное положение, бюджет времени, условия труда и т.п.), которая является ведущей. Вторая— система социально-психологических факторов, которая определяет степень успешности выполнения супружеской парой всех многообразных семейных функций, степень, успешности семейного сотрудничества и кооперации, степень удовлетворенности семейной жизнью. Устойчивость брака зависит от взаимосвязанных действий факторов обоих порядков. В том случае, когда возможность удовлетворения потребностей одной или сразу двух систем ограничена (блокирована), возникает дестабилизация брачно-семей-ной жизни. Таким образом, в отношении семейной де-привации логично выделить те же две системы. Социально-психологическая депривация — ограничение многообразных потребностей, связанных с семейным общением, сотрудничеством, и в первую очередь — с Дефицитом эмоционально-психологических потребностей. Любые потребности личности могут удовлетворяться социально-приемлемым путем, в рамках сложившихся культурных норм, правил, традиций, обычаев. В условиях социального дефицита потребности могут удовлетворяться антисоциальным путем. Например, материальное благосостояние семьи можно обеспечить честным трудом в общественном производстве, но оно может быть обеспечено и через спекуляцию, хищение, другие противоправные поступки. Социальные лишения и трудности, социальный дефицит средств и возможностей удовлетворения потребностей раскрывают нам путь к анализу и пониманию различных социальных отклонений в поведении людей. Социальные лишения, трудности, постоянный дефицит средств и возможностей удовлетворения потребностей может вызывать в поведении людей агрессивность, наступательность, жадность, жесткую борьбу за свое «место под солнцем», карьеризм, делячество и т. д. Таким образом, концепция социальной депривации дает нам систему социальных факторов, определяющих и объясняющих совершенно, казалось бы, различные социальные явления: хищения социалистического имущества, карьеризм, вещизм, аморализм и многое другое. Данная концепция имеет широкие эвристические возможности: с ее помощью легко перебрасывается «мостик» от социологических и экономических наук к сугубо медицинским проблемам, а именно социальным проблемам психического здоровья населения. Ибо неудовлетворенные потребности различного содержания, плана, характера влияют на психическое здоровье человека, на его уравновешенность или неуравновешенность. Итак, социальная депривация вызывает различную по степени и интенсивности физиологическую, психологическую, социальную напряженность и дискомфорт. Она связана с целым рядом различных отрицательных эмоций,ч которые и приводят то ли к депрессии, то ли к чувству по-* давленности и угнетенности. В других обстоятельствах лишения, нужда, связанные с неудовлетворенными или частично удовлетворенными потребностями, вызывают гнев, раздражение, ненависть. Вполне-естественно, что с помощью концепции социальной и психической депривации мы можем по-новому взглянуть на проблемы устойчивости семьи, более четко и ясно сознавая все те многочисленные трудности, с которыми сталкиваются мужчины и женщины в семейной жизни. О ЖИЗНЕННЫХ ТРУДНОСТЯХ И КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ Анализ мотивов разводов показывает, что в них отражается субъективная оценка бракоразводного процесса глазами каждого из супругов. Как правило, виновником несчастья является другая сторона. Поэтому нельзя сделать никаких объективных выводов о самих трудностях супружеской жизни. Создается ложное впечатление, что у семьи их просто нет. Мотивы разводов— это скорее всего субъективное обоснование для себя и для суда предпринятого решения расторгнуть брак с конкретным человеком. Для создания более или менее объективной картины неблагополучных процессов в супружеской жизни необходимо проанализировать те трудности, с которыми они встречаются в семейной жизни. По-видимому, следует исходить из простого и почти 65 самоочевидного положения, что жизнь сама по себе трудна, т. е. связана с постоянным преодолением тех или иных препятствий. Любая деятельность, учеба, овладение профессией •также связаны с преодолением бесчисленных трудностей. Сам труд неизбежно связан с определенным усилием, нервным напряжением, какими-то препятствиями, сложностями, значительными затратами физических сил и психофизической энергии. Пока неясно, что появилось первым в нашем языке: слово «труд» или «трудно», но их глубокая смысловая связь несомненна. Малышу трудно научиться ходить, очень трудно научиться держать ложку в руках и самому одеваться. Очень трудно, особенно в первые дни, в первые недели, быть в детском саду вдалеке от мамы. Трудно научиться писать, читать, решать математические задачи. Следовательно» необходимы усилия, постоянная тренировка для выработки тех или иных навыков и умений. Понятие «жизненная трудность» для нас важно для того, чтобы полнее и точнее охарактеризовать психологическую и социальную зрелость личности. Подготовленность человека, его способность преодолевать любые жизненные трудности — один из важнейших показателей зрелости. Трудности брачной и семейной жизни самые разнообразные. В совместной деятельности супругов они вполне преодолимы. Поэтому, когда мы анализируем проблемы брака и семьи, то для нас особенно важным является способность и умение супругов преодолевать различные жизненные трудности. Само собой разумеется, что различное материальное и жилищное обеспечение семьи может совершенно по-разному отражаться в сознаний супругов. Например, заработок в размере 180—200 руб. может казаться одному весьма приличным и достаточно высоким, а другому — низким. Поэтому любые жизненные трудности, субъективно отражаясь в психике супругов, создают неодинаковую психическую напряженность, различное отношение, которое и отражается в реальном поведении. То, что для одного из супругов может быть предметом тяжелых переживаний, для другого — заурядный житейский случай, который хотя и вызывает отрицательные эмоции, однако небольшого накала. По-видимому, относительно самостоятельным вопросом является степень, так сказать, тренированности человека, т. е. как он подготовлен к преодолению трудно-66 стей всей предшествующей жизнью. Именно данным обстоятельством определяется часто необыкновенная жизнестойкость особо талантливых деятелей науки и искусства, которые «сделали сами себя», преодолев различного рода препятствия и трудности. Таким примером является Мартин Идеи в романе Джека Лондона. Он преодолел, казалось бы, непреодолимые препятствия. Сама жизнь подготовила его к преодолению все новых и новых преград на пути к своей мечте. Итак, с психологической точки зрения мы говорим о стрессоустойчивости человека, а в простом житейском плане — о его жизнестойкости. Сам процесс жизни становится для человека «университетом». Чтобы достичь задуманного, ему необходимо научиться преодолевать трудности, которые в жизни практически неизбежны. Преодоление трудностей обязательно связано с психическим напряжением. Люди с разной силой нервной системы могут выдержать и разные психические напряжения. В данном случае речь идет о различных возможностях индивида успешно или неуспешно справляться с трудностями и препятствиями. Итак, когда мы говорим о способности человека преодолевать те или иные жизненные трудности, то следует учитывать: а) силу нервной системы; б) состояние нервно-психического здоровья; в) субъективное восприятие трудностей; г) усилия, напряжения, необходимые для преодоления трудностей; д) степень социального научения в преодолении трудных жизненных ситуаций. Будет вполне логичным обычные житейские трудности отделять от таких, когда важные проблемы для данного брака или семьи на определенном этапе просто неразрешимы (например, невозможность получения жилья, очень низкий материальный достаток). Их можно обозначить как критические жизненные ситуации. Именно они являются наиболее опасными для брака и семьи, так как создают ситуацию постоянного неудовлетворения основных потребностей супругов, что в свою очередь приводит к хроническому психическому напряжению. Критические жизненные ситуации различаются по временной длительности (например, жилищная проблема неразрешима для супругов в течение многих лет). Естественно, что содержание и характер критической жизненной ситуации зависят от того, какая именно потребность не удовлетворяется. У супругов могут возникать и одновременные трудности самого различного характера: материальные, жилищные, конфликты с родителями той или другой стороны, разнообразные трудности на работе, дефицит времени, болезни детей и собственное нездоровье, невозможность или трудность с устройством ребенка в детский сад и др. Следовательно, психика человека должна быть готова выдержать одновременные трудности и лишения. В сложившейся ситуации все опять зависит от степени психического напряжения, создаваемого жизненными трудностями, их длительностью, с одной стороны, и, с другой — от состояния психического здоровья данной личности, от типа нервной системы и темперамента. Здесь надо оговориться, что тот или иной человек может уметь преодолевать трудности в одиночку, организуя всю свою деятельность и поведение для достижения поставленной цели. Однако тот же человек иногда не может это делать совместно с кем-то, т. е. у него нет навыков совместного, кооперативного поведения, которое характерно для семейного взаимодействия. Следовательно, имеется специфический ряд трудностей, связанных с человеческими взаимоотношениями, с навыками и умениями действовать сообща, коллективно. Собственно говоря, речь идет о трудностях совместной деятельности, где существуют нормы и правила, права и обязанности, разделение труда, общие цели и задачи. Подобная совместная деятельность также характерна для семейной жизни. Трудности и критические жизненные ситуации могут вызывать у одного или одновременно у обоих супругов стресс, кризис, которые характеризуются различной силой и степенью психического напряжения. С точки зрения медицинской психологии и психиатрии различные жизненные трудности и критические жизненные обстоятельства интерпретируются как психотравмирующие факторы. Таким образом, в семье создается сугубо отрицательная психологическая обстановка. В подобных условиях ссоры и конфликты между супругами приобретают особую разрушительную силу. В этой связи следует принципиально по-новому оценивать мотивы разводов как сугубо субъективное отражение всех тех трудностей и критических ситуаций, с которыми столкнулись супруги в совместной брачной жизни. За теми мотивами, которые фигурируют в бракоразводных процессах, стоят 68 скрытые глубинные социально-экономические и социально-психологические факторы, которые могут разрушать семейную жизнь. Она объективно связана с самыми разнообразными трудностями и критическими ситуациями. Очень часто напряжения, вызванные объективными трудностями семейной жизни, становятся хроническими, а отрицательные эмоции — постоянными и устойчивыми. У каждого из супругов накапливается чувство неудовлетворенности супружеской жизнью. Характер совместной жизни таков, что невольно в сознании супругов все трудности связываются с личностью другого брачного партнера. Таким образом, постепенно он как бы становится «виновником» тех неблагоприятных условий, в которых оказалась семья. Вспомним традиционные, стереотипные обвинения жен в адрес мужей: «Ты не можешь обеспечить семью». Вполне естественно, что тот, кому выдвинуты те или иные несправедливые обвинения, предпринимает попытки себя оправдать. Таким образом, основа для ссор и конфликтов налицо. Так возникает «явление снежного кома», когда один конфликт порождает нескончаемую цепь других. Супруги переходят на критику личностных особенностей друг друга," в эмоциональных ссорах начинаются оскорбления и унижения, которые болезненно задевают чувство собственного достоинства, самую болезненную и самую чувствительную часть нашего «Я». ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СУПРУГОВ Термин «ценность» широко используется в социологической и философской литературе. Все многообразие предметов и явлений окружающего человека мира оценивается им с точки зрения полезности, необходимости для обеспечения жизнедеятельности. Ценностью, как правило, наделены как лица, так и предметы, идеальные состояния вещей, действия, ситуации, моральные нормы, принципы. Ценностями также являются мировоззренческие взгляды, представления, идеалы, понятия о равенстве, братстве, свободе, демократии и др. В круг ценностей могут входить отдельные качества человека: доброта, отзывчивость, заботливость, нежность. Система ценностей, сформировавшись у человека в процессе всего периода воспитания и социализации, по- могает легко и просто классифицировать многообразие явлений и предметов действительности с точки зрения их полезности, необходимости. Она позволяет организовать, систематизировать самую разнообразную информацию, которую человек получает от окружающего мира для удовлетворения своих собственных потребностей, желаний, намерений. Поэтому можно утверждать, что ценностные ориентации личности (система ее ценностей) не являются чем-то произвольным. Они прежде всего базируются на сформировавшихся потребностях личности, ее желаниях, стремлениях. Из системы ценностей личности вытекает и мотивация деятельности, которая является сознательным обоснованием необходимости свершения тех или иных действий. Ценностные ориентации личности играют ведущую роль в процессе принятия подавляющего большинства решений. Например, решение о вступлении в брак или же о его расторжении прежде всего вытекает из системы ценностей личности, которая сама базируется на системе потребностей. Принимая решение о расторжении брака, человек прежде всего мотивирует его тем, что не удовлетворяются, с его точки зрения, важные потребности. Система ценностей — один из важнейших компонентов внутренней структуры личности. С ее помощью человек легко отграничивает важное от неважного, существенное от несущественного, полезное от бесполезного с точки зрения своих индивидуальных потребностей, влечений, интересов. Это придает поведению человека определенную стабильность, устойчивую направленность, организованность. Более того, если мы хорошо знаем систему ценностей конкретного человека, то в принципе мы можем предвидеть его поведение в тех или иных жизненных обстоятельствах. Система ценностей личности определяет направленность поведения, деятельности. Зная систему ценностей данного индивида, т. е. то, что ему дорого, значимо,, необходимо в жизни, мы можем предвидеть, как человек будет реагировать на поступки в межличностных отношениях в семейной жизни. Супруги в принципе хорошо знают систем/ ценностей друг друга и могут предвидеть поведение партнера. Когда молодые люди вступают в брак, то у них в 70 принципе существуют одинаковые общечеловеческие ценности. Примерно одинаковыми будут и их групповые ценности, если они принадлежат к одной и той же социальной группе. Однако это еще не означает, что их представления и взгляды совпадают, так как индивидуальные особенности, жизненный опыт, личная судь'ба каждого неизбежно дают такие вариации, которые бывают весьма далеки друг от друга. Поэтому разногласия, расхождения, споры между супругами, особенно молодыми, просто естественны и закономерны. Должен пройти какой-то период времени, и не малый, чтобы наступила взаимная притирка взглядов. Мы называем данный процесс взаимной адаптацией в области индивидуальных систем ценностей. Одежда, жилище, домашний комфорт, карьера, успех, любимая работа, здоровье, семья, дети в нашем субъективном восприятии выступают как определенные ценности. В качестве ценностей может выступать буквально все, что связано с удовлетворением самых разнообразных потребностей: материальных, психологических, физиологических, эстетических, нравственных. Ценностная система личности — сложное идеальное образование нашего сознания и самосознания. Социологам и психологам еще предстоит многое изучить в данной области. Отметим, что в социологии принято говорить не о системе ценностей личности, а о системе ценностных ориентации, но мы полагаем, что это одно и то же. Система ценностей дает возможность личности решить, что для нее значимо и важно в брачной и семей- • ной жизни. Такими ценностями могут быть: дети, их здоровье и благополучие; любовь, ласка, нежность, заботливость со стороны партнера; материальное благосостояние семьи и удовлетворительные жилищные условия; удовлетворенность сексуальной жизнью в браке; здоровье как свое собственное, так и другого партнера; хорошие взаимоотношения с родителями и родственниками той и другой стороны; возможность всецело отдаваться любимому творчеству, любимой профессии, профессиональный успех и карьера. Ценности личности организованы в определенную иерархическую структуру по степени их важности, актуальности, необходимости в данный период жизни человека. Подобная иерархическая структура не является застывшей. Напротив, она достаточно гибка и динамична. Так, для молодого человека, только что закончившего школу, предел мечтаний — поступить в любимый вуз и приобрести желанную профессию. В данный период потребность в получении образования и выборе профессии является самой важной ценностью, занимающей первое место в системе ценностей. Когда мечта осуществилась, эта ценность уходит на третий или четвертый план. Например, через некоторое время молодой человек влюбляется в красавицу-сокурсницу. Теперь его высшую ценность представляет ее внимание, ее ответное чувство. Молодые люди поженились, и со всей остротой перед ними встал жилищный вопрос. Квартира в данный период у молодоженов является ведущей ценностью. Как мы убедились, одна и та же ценность может занимать разное порядковое место по значимости в различные периоды жизни человека. Естественно, что значительные расхождения в индивидуальных системах ценностей и приводят к многочисленным конфликтам различной разрушительной силы для брачного союза. Итак, расхождения супругов во взглядах и представлениях весьма многолики. Для большей точности научного осмысления мы их называем расхождениями в индивидуальных системах ценностей. Они порождают особую группу конфликтов между супругами. К сожалению, подобные конфликтные ситуации раньше не изучались, и мы не имеем конкретной социологической информации по этому вопросу. Сейчас, можно лишь утверждать, что анализ мотивов разводов, увлечение которым мы и сами пережили, ничего не дает для понимания конфликтов супругов на базе несовместимости их ценностей. СУПРУЖЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ: ОСОБО ОПАСНЫЕ СЛУЧАИ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СУПРУЖЕСКУЮ ЖИЗНЬ Наш опыт консультативной работы с разводящимися супругами привел к выводу, что эгоистические черты характеров супругов, их концентрация на своем «Я»'— один из факторов дестабилизации брачной жизни. Эгоизм и эгоцентризм супругов приводят к крушению брачного корабля. Парадоксальность ситуации заключается в том, что супруги, как правило, видят эгоизм своего партнера, но не видят собственный. При консультировании разводящихся супругов социологу, психологу или психотерапевту больше всего бросаются в глаза дефекты нравственного развития супругов, чрезмерная концентрация внимания и всей психической энергии на собственном «Я». Если мы проанализируем всю так называемую нашу душевную жизнь, то заметим, какое огромное место мы отводим размышлениям о самих себе. Как правило, в подобных размышлениях мы занимаемся крайним самовосхвалением, самопочитанием, возведением себя на различные нравственные пьедесталы. Самовозвеличивание— очень страшная нравственная болезнь, так как мы часто забываем всякую меру. Путь к собственному культу личности самый простой, бесхитростный и примитивный, если безоговорочно следовать своим страстям и желаниям, если исключить всякие волевые усилия. Наше «Я» всегда стремится к главенству, старшинству, лидерству, превосходству над другими людьми. «Я» — практически всегда диктатор и повелитель, что является одним из главных источников конфликтных ситуаций. 78 Концентрация на своем «Я» мешает занять необходимую и, объективную позицию, проанализировать собственные поступки несколько отвлеченно, беспристрастно. «Борьба» с другими вытекает из ложной жизненной позиции, из ложного противопоставления «Я» и «Они», из ложного понимания нравственных отношений с другими людьми. Эгоистическая направленность личности чаще всего воспитывается стихийно, без каких-либо сознательных намерений родителей, учителей. Эгоизм и эгоцентризм в определенной мере связ-аны с формированием автономного, независимого и самостоятельного «Я», но здесь не соблюдено чувство меры и не усвоены социальные нормы ответственности, долга по отношению к другим людям. Основной дефект нравственного воспитания такой личности и состоит в том, что она воспитана на раздутых, крайне преувеличенных претензиях ко всем окружающим людям, с одной стороны, и крайней нравственной безответственности — с другой. Эгоистическая личность требует для себя от других по максимуму, а отдает другим по минимуму. Между тем семейная жизнь всегда требует учета интереса других членов семьи и проявления о них заботы. Однако эгоцентризм одного или обоих супругов исключает такой учет интересов и тем более настоящую заботу о других близких людях. Источник эгоцентризма следует искать в детских годах, когда в родительской семье ребенок, с одной стороны, был центром внимания всех ее членов, а с другой— он не был приучен заботиться о маме, папе, дедушках и бабушках, братьях и сестрах. Особенно сильный эгоцентризм характерен для единственных детей в семье. К сожалению, в семейной педагогике упускается важнейший аспект нравственного воспитания личности ребенка: способность заботиться о близких и дорогих нам людях, а также о людях вообще. Почему-то и в научной, и в научно-популярной литературе по педагогике не делается упор на эту, прямо скажем, основополагающую способность. Без наличия такой способности вряд ли будет плодотворно и эффективно сотрудничество в любых социальных группах. Как часто на бракоразводных процессах за внешним 74 нагромождением взаимных претензий бывших супругов приходится наблюдать жесточайшую борьбу двух эгоистов, не желающих ничего видеть и слышать, не способных ни о чем думать, кроме как о своих корыстных интересах. По нашему мнению,, забота о близких: детяхг родителях, муже, жене, брате, сестре и т. д.— основное нравственное качество личности. Вряд ли дружеские, любовные и супружеские взаимоотношения смогут долго просуществовать без наличия подобного качества. Забота о другом человеке прежде всего предполагает, что мы отождествляем свои интересы с интересами партнера, его потребности и желания мы рассматриваем как собственные. В подобных случаях наше «Я» неотделимо от «Я» другого человека. Слияние двух «Я» — необходимейшее условие настоящей дружбы, любви — основного фундамента супружеских отношений. Максимальный учет интересов, желаний, намерений, потребностей и ценностей брачного партнера — одно из важных и существенных условий брачной и семейной жизни. Разумеется, здесь необходимо учитывать еще и другое условие: сформировано ли в человеке с детских лет чувство сострадания, милосердия, сочувствия, умения войти в психический мир другого человека. Это второй важнейший показатель нравственной воспитанности человека, его психологической зрелости. Существует так называемая линейная шкала, крайним полюсом которой, по определению психиатров, являются «бесчувственные психопаты», т. е. люди с полным отсутствием чувства милосердия, сострадания, сопереживания; на другом полюсе линейной шкалы находятся люди с необычайно развитыми противоположными качествами, которые чужие боли и страдания, радости и успехи воспринимают как свои собственные. Чувства эмоционального сопереживания,'способности проникнуть в эмоциональный мир другого человека * различны по своей силе и глубине для каждого отдельного человека, тем не менее всех людей можно разместить на подобной шкале и таким образом определить уровень эмоциональной теплоты. Более того, зарубежные и отечественные психологи создали специальные тесты-вопросники, с помощью которых можно также выявить степень развитости чувства эмпатии (синтонии) у конкретного человека. * В медицинской психологии и психиатрии совокупность этих чувств называется эмпатией или синтонией. 75 Отношение человека к человеку — одна из центральных проблем психологии, этики и нравственной философии. Итак, в данном случае мы имеем тот мостик, который связывает сугубо этические проблемы отношения одного человека к другому с психологическими проблемами, т. е. речь идет о том, насколько общечеловеческие этические ценности, нормы, правила стали внутренним достоянием человека, вошли органической составной частью в его внутренний психический мир. В межличностных семейных отношениях очень многое зависит от того, с каким нравственным, культурным, духовным и психологическим опытом человек вступил в брак. Здесь важно то, в какой степени и в какой мере личность усвоила общечеловеческие этические нормы и правила, т. е. в аналитическом плане важно знать, как происходило воспитание личности, как развивался процесс ее социализации под влиянием семьи, школы и всего социального окружения. Каждая личность в процессе своего становления испытывает массу отрицательных влияний, многие из которых являются настоящими психическими травмами. Найдется немного счастливцев, которые воспитывались в достаточно гармоничных социальных условиях. Кроме того, следует учитывать, что человек — сугубо противоречивое существо, в натуре которого смешаны в самой причудливой форме положительные и отрицательные качества: мораль и аморальность, честь и бесчестие, щедрость и жадность и так до бесконечности. В европейской мысли противоречивость человеческой природы превосходно описал Блез Паскаль: «Мы не довольствуемся нашей подлинной жизнью и нашим подлинным существом,— нам надо создать в представлении других людей некий воображаемый образ, и ради этого мы стараемся казаться. Не жалея сил, мы постоянно приукрашиваем и холим это воображаемое «я» в ущерб «я» настоящему. Если нам свойственно великодушие, или спокойствие, или умение хранить верность, мы торопимся оповестить об этих свойствах весь мир и, дабы украсить ими нас выдуманных, готовы отнять их от нас подлинных; мы даже не прочь стать трусами, лишь бы прослыть храбрецами. Неоспоримый признак ничтожества нашего «я» в том и состоит, что оно не довольствуется
|
|||
|