|
|||
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ НЕУСПЕВАЕМОСТИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ, ИМЕЮЩИХ СЛАБУЮ МОТИВАЦИЮ К УЧЁБЕ
Одна из основных проблем в современной школе – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. Большая ошибка родителей – полагать, что ребёнок готов к школьному обучению только на основании того, что он много знает для своего возраста. Интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, т.е. умением ребёнка подчиняться определённым правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что необходимо делать. Конечно, ребёнку поначалу трудно усидеть в течение 45 минут, напрягаться, выполнять задания учителя. Если в дошкольном возрасте ребёнка приучали делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо, у него проявляется умение преодолевать себя. Многие дети не посещают детский сад, что сказывается на их становлении. А ведь именно в контакте с ровесниками рождается произвольное поведение. В современной игре ребёнок учится следованию определённым правилам, выработке деловых контактов – подчинению, умению считаться с чужим мнением и желанием. Для успешной учебной деятельности детей необходимо учить их жить в коллективе. Отсутствие мотивации к обучению часто ведёт к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведёт к отклонениям в поведении. Основные факторы отрицательного отношения школьников к учёбе –это: -интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу; -отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности; -несформированность учебной деятельности; -неумение действовать по инструкции взрослого; -отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия. Сформировать мотивацию к обучению – это не просто «заложить» готовые цели и мотивы в головы детей, а создать для них такие условия, обстановку, в которых им самим захочется учиться. Причины низкой мотивации к обучению можно разделить на две группы: 2.Ошибки воспитательного характера Взрослые внушают ребёнку при поступлении в школу, что учиться надо для того, чтобы получить в будущем специальность и вырасти настоящим человеком. Эта далёкая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребёнка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно. Трудности в учёбе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Вот как раз такие дети могут учёбу и невзлюбить. Ошибки воспитательного характера допускают и родители, и учителя. Можно выделить следующие: -неблагополучие в семье (регулярно вовлекаемый во взрослые переживания в семье ребёнок привыкает к эмоционально отрицательному накалу взрослой жизни – что после этого для него переживания по поводу оценок и учёбы вообще); -«убивание» мотивации к обучению учительским коллективом (высмеивание, некорректные высказывания, сравнения, «загон» ребёнка в ситуацию неуспеха и пр.) Рекомендации родителям: -абсолютно бесполезно ругать и наказывать ребёнка за отсутствие навыков учебной деятельности и произвольного поведения. Коль их нет, то их надо вырабатывать, вместо того чтобы «пилить» ребёнка и читать ему нотации. Это опасно, ибо может вызвать лишь отторжение от учёбы и школы. -прививайте детям уважение к умственному труду -приучите ребёнка готовить домашнее задание. Это самая главная мера, предупреждающая нежелание учиться -время приготовления уроков должно быть постоянным. - «нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами, работающими в классе; - «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс; - «социальный педагог», который способствует решению различных социальных проблем учащихся ; - «старший товарищ», который помогает включиться в различные виды деятельности, берет на себя часть заботы об учащихся. Алгоритм работы классного руководителя по профилактике неуспеваемости учащихся. Каждый классный руководитель должен: - составить план работы по профилактике неуспеваемости с учащимися, которые систематически пропускают занятия, в котором должны быть обязательно включены: индивидуальные и групповые профилактические беседы, родительские собрания, посещения на дому, педагогические диагностики и т.д.; - вести дневник классного руководителя, где фиксируется вся работа, проводимая с ребенком и его родителями.- организовывать досуговую деятельность - внеклассная деятельность: посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами); внеклассную деятельность в школе; экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и т. д.; туристические походы; участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др. Для формирования активной позиции школьника классный руководитель может использовать: - словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе; - необходимо обеспечить ситуации личного выбора задачи, упражнения; степень сложности задачи (легкая или интересная); число задач (сколько задач берешься решить: одну или две?); - создать ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (дети сами разбиваются на пары и выполняют предложенные задания). *целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, монотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности; возбуждать интеллектуальные эмоции - удивления, новизны, сомнения, достижения; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.
Памятка для родителей по повышению мотивации обучения у подростка. 1. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать. 2. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу). 3. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?). 4. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы). 5. Предъявляйте посильные требования к подростку. (Зато ты можешь …). 6. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию. 7. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания. 8. Формируйте положительный стимул. Наказание положительных эмоций не вызывает а) выучишься- поступишь в ВУЗ; б) «ты же не хочешь огорчить родителей»; в) «ты же хочешь, чтобы тебя уважали»; г) «ты способен» (сдать, выучить, написать ). 9. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ НЕУСПЕВАЕМОСТИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ, ИМЕЮЩИХ СЛАБУЮ МОТИВАЦИЮ К УЧЁБЕ
Подготовила
|
|||
|