Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ НЕУСПЕВАЕМОСТИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ, ИМЕЮЩИХ СЛАБУЮ МОТИВАЦИЮ К УЧЁБЕ



 

Одна из основных проблем в современной школе – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. Большая ошибка родителей – полагать, что ребёнок готов к школьному обучению только на основании того, что он много знает для своего возраста.     Интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, т.е. умением ребёнка подчиняться определённым правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что необходимо делать. Конечно, ребёнку поначалу трудно усидеть в течение 45 минут, напрягаться, выполнять задания учителя. Если в дошкольном возрасте ребёнка приучали делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо, у него проявляется умение преодолевать себя. Многие дети не посещают детский сад, что сказывается на их становлении. А ведь именно в контакте с ровесниками рождается произвольное поведение. В современной игре ребёнок учится следованию определённым правилам, выработке деловых контактов – подчинению, умению считаться с чужим мнением и желанием. Для успешной учебной деятельности детей необходимо учить их жить в коллективе. Отсутствие мотивации к обучению часто ведёт к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведёт к отклонениям в поведении.

Основные факторы отрицательного отношения школьников к учёбе –это:
-заниженная мотивация к обучению;

-интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу;

-отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности;

-несформированность учебной деятельности;

-неумение действовать по инструкции взрослого;

-отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия.

Сформировать мотивацию к обучению – это не просто «заложить» готовые цели и мотивы в головы детей, а создать для них такие условия, обстановку, в которых им самим захочется учиться.

Причины низкой мотивации к обучению можно разделить на две группы:
1.Неумение учиться

2.Ошибки воспитательного характера

Взрослые внушают ребёнку при поступлении в школу, что учиться надо для того, чтобы получить в будущем специальность и вырасти настоящим человеком. Эта далёкая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребёнка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно. Трудности в учёбе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Вот как раз такие дети могут учёбу и невзлюбить.
С точки зрения взрослого – всё просто, а с точки зрения начинающего школьника – всё трудно: и стихи учить, и палочки писать, и таблицу умножения запоминать. Отсутствие учебных навыков – это следствие несформированности тех психологических механизмов, которые необходимы для успеха.

Ошибки воспитательного характера допускают и родители, и учителя. Можно выделить следующие:

-неблагополучие в семье (регулярно вовлекаемый во взрослые переживания в семье ребёнок привыкает к эмоционально отрицательному накалу взрослой жизни – что после этого для него переживания по поводу оценок и учёбы вообще);
-отсутствие чёткой организации жизни ребёнка, безнадзорность в быту;
-нарушение единства требований к ребёнку;
-неправильные методы воспитания – подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивание, чрезмерная опека;
-завышенные требования без учёта объективных возможностей ребёнка; усматривание злого умысла, лени, в то время как могут быть объективные причины для этих проявлений;

-«убивание» мотивации к обучению учительским коллективом (высмеивание, некорректные высказывания, сравнения, «загон» ребёнка в ситуацию неуспеха и пр.)

 Рекомендации родителям:

-абсолютно бесполезно ругать и наказывать ребёнка за отсутствие навыков учебной деятельности и произвольного поведения. Коль их нет, то их надо вырабатывать, вместо того чтобы «пилить» ребёнка и читать ему нотации. Это опасно, ибо может вызвать лишь отторжение от учёбы и школы.
-новая и непривычная деятельность, в которой ребёнок не застрахован от таких ошибок, которые педагоги иногда предугадать не могут. Если на ошибки не обращать внимания, они могут закрепиться. Вот почему детям необходимо уделять повышенное внимание.

-прививайте детям уважение к умственному труду

-приучите ребёнка готовить домашнее задание. Это самая главная мера, предупреждающая нежелание учиться

-время приготовления уроков должно быть постоянным.
Классный руководитель играет одну из основных ролей в данной системе, потому что занимает такие позиции, как:
-  «контролер», обеспечивающий включение учащегося в учебно-воспитательный процесс; «проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться ;

 - «нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами, работающими в классе;

 - «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс;

 -  «социальный педагог», который способствует решению различных социальных проблем учащихся ;

 -  «старший товарищ», который помогает включиться в различные виды деятельности, берет на себя часть заботы об учащихся.

Алгоритм работы классного руководителя по профилактике неуспеваемости учащихся. Каждый классный руководитель должен:

- составить план работы по профилактике неуспеваемости с учащимися, которые систематически пропускают занятия, в котором должны быть обязательно включены: индивидуальные и групповые профилактические беседы, родительские собрания, посещения на дому, педагогические диагностики и т.д.;

- вести дневник классного руководителя, где фиксируется вся работа, проводимая с ребенком и его родителями.- организовывать досуговую деятельность

 - внеклассная деятельность: посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами); внеклассную деятельность в школе; экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и т. д.; туристические походы; участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др.

Для формирования активной позиции школьника классный руководитель может использовать:

 - словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе;

 - необходимо обеспечить ситуации личного выбора задачи, упражнения; степень сложности задачи (легкая или интересная); число задач (сколько задач берешься решить: одну или две?);

 - создать ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (дети сами разбиваются на пары и выполняют предложенные задания).
Для формирования положительного отношения к учению:
*заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;
*создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;
*опираться на игру, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;
*использовать интерес учеников к наглядности;

*целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, мо­нотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности; возбуждать интеллектуальные эмоции - удивления, новизны, сомнения, достижения; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.

 

 

Памятка для родителей по повышению мотивации обучения у подростка.

1. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

2. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

3. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

4. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).

5. Предъявляйте посильные требования к подростку. (Зато ты можешь …).

6. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

7. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

8. Формируйте положительный стимул. Наказание положительных эмоций не вызывает

а) выучишься- поступишь в ВУЗ;

б) «ты же не хочешь огорчить родителей»;

в) «ты же хочешь, чтобы тебя уважали»;

г) «ты способен» (сдать, выучить, написать ).

9. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
10. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.

 

 

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ НЕУСПЕВАЕМОСТИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ, ИМЕЮЩИХ СЛАБУЮ МОТИВАЦИЮ К УЧЁБЕ

 

                                            Подготовила
                                                                                     кл.руководитель 5 класса
                                                                        Господынич А.У.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.