Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Человек требует у Неба и Земли наград за свои труды.



Человек требует у Неба и Земли наград за свои труды.

Он ищет радостей, наслаждений. Каждый по-своему понимает наслаждение:

один — в борьбе, труде, преодолении препятствий; другой — в награде за этот труд, в похвалах, почестях, славе, признательности; третий — в наслаждениях тела; четвертый — в деятельности ума и т.д. до бесконечности. Но Человек ищет, и ждет, и вожделеет этих разных наслаждений.

Наконец, Человек никогда не успокоитсяна достигнутом(« с душой не будет сладу, к чему бы поиски ни привели»). Всегда и везде он будет идти и идти дальше и дальше, бесконечно и неуспокоенно.

Со времен Сократа, провозгласившего призыв «Познай самого себя!», люди искали ответы на вопросы, что есть Человек, зачем живет, каковы его главнейшие качества. Древние греки даже на своих храмах писали терзающее воззвание своего великого философа. Христианские проповедники говорили о греховности человека, испорченности и порочности его, но в то же время видели в нем «свет божества», ведь он сотворен Богом по образу и подобию своему. Гуманисты Ренессанса восславили человека, они пели ему восторженные гимны, его уму, его физической красоте. В движениях подобен ангелу, в мыслях — Богу. «Венец природы!» — восклицал Шекспир устами Гамлета. Монтень посвятил человеку свою книгу «Опыты», многое раскрыв в нем, в его психологии для историка, политика и художника.

Одни видели в человеке изначальное зло (Макиавелли, Гоббс), другие — добро (Шефтсбери, Руссо). Третьи считали его продуктом влияния среды и воспитания (Локк). Гете отметил в нем вечные качества, благотворные и необходимые прогрессу.

Его вечная неуспокоенность, вечный поиск нового, вечная неудовлетворенность достигнутым и неиссякаемая энергичная активность, влекущая в бой, страсть преодолевать трудности, брать преграды — вот инстинкты, заложенные в человеке природой!

Мефистофель убежден, что Фауст отличается от прочих людей лишь своими причудами, что внутренне он так же слаб и беззащитен, как все остальные, что его можно без всякого труда совратить с пути поисков истины, погасить в нем разум и погубить его душу, другими словами, убить в Фаусте все высокие помыслы и стремления. Мефистофель предлагает Богу пари, а тот принимает вызов. Почему?

Это вера самого И. В. Гете, вера просветителя в могущество разума, в конечную победу сознательного гуманного начала. Но победу надо завоевать. Спор не разрешен. Пусть ищет человек, пусть через страдания и сомнения приходит к истине.

В «Прологе на небе» Гете раскрыл свою философию, свои взгляды на человека, общество, природу.

Борьба за раскрепощение от оков феодализма и церкви во времена И. В. Гете была невозможна без разоблачения христианского учения о греховности, беспомощности и бессилии человека, без утверждения беспредельных возможностей его разума и творческой энергии. В этом и заключается главный смысл «Пролога на небесах». И весьма любопытно, что все эти идеи поэт развивает, оперируя образами из самой христианской мифологии.

• Вернемся к эпиграфу и проблемному вопросу урока.

• Актуальны ли для современного читателя вопросы, поднятые Гете в «Прологе на небе»? Определите свою позицию.

ДА?-|НЕТ ?

Запишите в ее поддержку не менее двух аргументов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.