Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ролло Р. Мэй 18 страница



(обратно)

 

Rilke R.M. Letters to a Young Poet. N.Y.: W.W.Norton, 1934. P. 35.

(обратно)

 

Camus A. The Rebel. N.Y.: Harcourt Brace Javonovich, 1970. P. 6–7. Русск. перевод: Камю Л. Бунтующий человек. М.: Республика, 1990.

(обратно)

 

New York Times, May 19, 1970.

(обратно)

 

Мы встречаемся здесь с очевидными гомосексуальными элементами, но они ни в косм случае не первичны, и будет слишком большим упрощением делать их причиной происшедшего. Я рассматриваю их в качестве одного из аспектов общей неспособности Клэггерта выносить Билли Бадда в своем мире, не забывая, что наряду с этим аспектом есть и другие.

(обратно)

 

Эту фразу Мелвилл заимствует у Платона. Я думаю, читатель не попадется в ловушку бесплодных споров о том, действительно ли его испорченность была "врожденной и появилась на свет вместе с ним", что очевидно противоречит всему, чему учит современная психология. Скорее, о "дурной натуре" стоит думать, как об архетипе, с которым нельзя адекватно работать, просто меняя окружение.

(обратно)

 

Bronowski J. The Face of Violence: An Essay with a Plav. Cleveland: World, 1967. P. 2.

(обратно)

 

Там же. Р. 2.

(обратно)

 

Ibid. P. 3.

(обратно)

 

Ibid. P. 166.

(обратно)

 

Суть идеи, которую я развиваю в этой главе, можно найти у довольно многих психологов. Вот, к примеру, отрывок из книги Фрэнка Бэррона (Barron F.X. Creativity and Psychological Health: Origins of Personal Vitality and Creative Freedom. Princeton: Van Nostrand, 1963. P. 144): "…Восстание — сопротивление аккультурации, отказ "приспосабливаться", непреклонное отстаивание ценности индивидуальности и своего "Я" — часто является признаком здорового характера. Если правила лишают вас какой-то части самого себя, то лучше быть неправильным. Социально неодобряемое выражение этого — отклоняющееся поведение, которое чаще всего, разумеется, представляет собой простое замешательство или же слепое и вредное сражение с ложным врагом; однако некоторое отклоняющееся поведение имеет позитивное оправдание, и мы не должны чересчур поспешно негативно оценивать то, что создает для нас трудности. Люди, внесшие большой вклад в развитие человечества, часто несли в своей душе гордое "нет", и приходили в ярость от той лжи, показухи и несправедливости, которые общество производит в огромных количествах. Общество упрямо в своих обычаях, так что неудивительно, что те, кто изо всех сил борется с ним, оказываются "упрямыми парнями". Я думаю, что большая часть исследований и социальной работы в области отклоняющегося поведения стали бы мудрее, если бы признали потенциальную ценность своенравных характеров, ответственных за такое поведение. Человек, который не был в юности ни застенчивым, ни дерзким, в свои зрелые годы, скорее всего, не будет стоить ни фартинга ни для себя самого, ни для кого бы то ни было еще".

(обратно)

 

Я взял эти определения из Webster's Third New Interna tional Dictionary. Springfield (Mass.): G.&C.Meniam, 1961.

(обратно)

 

Слова Томаса Джсфферсона: "Я поклялся на алтаре Бога в вечной непримиримости к любой форме тирании над умами людей", — являются почти паролем для вступления в ряды бунтарей.

(обратно)

 

Об этом различии ярко и проникновенно написал Альбер Камю в своем "Бунтующем человеке". Основную идею примера с рабами я позаимствовал у него.

(обратно)

 

Thomas D. Collected Poems. N.Y.: New Directions, 1939. P. 128.

(обратно)

 

Bronowski J. The Face of Violence: An Essay with a Play. Cleveland: World, 1967. P. 4.

(обратно)

 

Camus Л. The Rebel. N.Y.: Vintage, 1956. P. 295.

(обратно)

 

Arendt H. On Violence. N.Y.: Harcourt Brace Javonovich, 1970. P. 10.

(обратно)

 

Читая об этих экспериментах, я никогда не мог избавиться от ощущения, что в них происходит гораздо больше, чем улавливает глаз экспериментатора. Как быть с межличностными отношениями между испытуемым и экспериментатором — с тем доверием, с которым испытуемый относится к экспериментатору, и с той ответственностью, которую первый автоматически перекладывает на второго? Тот факт, что испытуемый участвует в эксперименте такого рода, говорит прежде всего о том, что при входе в лабораторию он снимает с себя ответственность. Я вспоминаю, как будучи старшекурсником, я участвовал в психологическом эксперименте, в котором мне указывали, что делать. Я временно подчинился экспериментатору, но при этом у меня были десятки своих собственных мыслей о его эксперименте. Для того, чтобы разобраться в том, что происходит в действительности — в отличие от того, что кажется — необходимо учитывать все субъективные моменты такого рода.

(обратно)

 

Bronowski J. The Face of Violence: An Essay with a Play. Cleveland: World, 1967. P. 64, 65.

(обратно)

 

Я, разумеется, не хочу противопоставлять ценность или сложность труда врача и художника. Я говорю лишь о том, что физиология остается относительно неизменной, в то время как общество и формы его организации — предметы, с которыми имеет дело художник — коренным образом изменяются.

(обратно)

 

Цит. по Nettl P. Power and the Intellectuals Power and Consciousness C.C.O'Brien, W.D.Vanech (Ed.). N.Y.: New York University Press, 1969. P. 32.

(обратно)

 

Camus Л. The Rebel. N.Y.: Vintage, 1956. P. 23.

(обратно)

 

Такое моральное высокомерие было характерно на заре психоанализа: "Мы принадлежим к немногим счастливцам, избравшим правильный путь", — часто заявляли или думали новообращенные.

(обратно)

 

Camus A. The Rebel. N.Y.: Vintage, 1956. P. 301. 292

(обратно)

 

Цит. по Bookin H. The Medium Is the Mirror // Dialogue on Violence / R. Theobald (Ed.). N.Y.: Bobbs-Mcrrill, 1968. P. 58.

(обратно)

 

University of Oklahoma Executive Planning Committee The Future of the University: A Report to the People G.A.Christcnson (Ed.). Norman (Okla.): University of Oklahoma Press, 1969. Эти комитеты были интересны тем, что каждый из них должен был изучать не свою конкретную область, типа свободных искусств или юриспруденции, а любую другую. Организаторы исходили из того, что рабочие группы лучше справятся с теми предметами, в которых они сами не заинтересованы. Тем самым исключили большую часть соревновательности из процесса принятия решения.

(обратно)

 

Buber M. Power and Love / / A Believing Humanism. N.Y.: Simon & Schuster, 1967. P. 45.

(обратно)

 

Bronowski J. The Face of Violence: An Essay with a Play. Cleveland: World, 1967. P. 161–162. И он добавляет: "После многих лет отчаяния не осталось ничего, что могло бы вырасти внутри вас высокой тонкой травинкой, кроме вашей собственной человечности".

(обратно)

 

Complete Poetry and Selected Prose of John Donne and Complete Poetry of William Blake. N.Y.: Modern Library, 1941. P. 598.

(обратно)

 

Berrigan D. No Bars to Manhood. N.Y.: Bantam Books 1971 P. 97.

(обратно)

 

Оглавление

ВОЗВРАЩЕНИЕ СФИНКСА

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава 1. БЕЗУМИЕ И БЕССИЛИЕ

Глава 2. НЕВИННОСТЬ И КОНЕЦ ЭРЫ

Глава 3. ЯЗЫК: ПЕРВАЯ ЖЕРТВА

Глава 4. ЧЕРНАЯ И БЕССИЛЬНАЯ! ЖИЗНЬ МЕРСЕДЕС

Глава 5. СМЫСЛ СИЛЫ

Глава 6. СИЛА БЫТЬ

Глава 7. АГРЕССИЯ

Глава 8. ЭКСТАЗ И НАСИЛИЕ

Глава 9. АНАТОМИЯ НАСИЛИЯ

Глава 10. НЕВИННОСТЬ И УБИЙСТВО

Глава 11. ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ БУНТАРЯ

Глава 12. ПУТЬ К НОВОМУ СООБЩЕСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

 

           



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.