Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА



ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Подростковый возраст является сензитивным для формирования психологической культуры личности. Специфика феномена отчуждения в подростковом возрасте и психологические особенности возраста позволяют решить проблему отчуждения в подростковом возрасте посредством целенаправленного развития Я-концепции.

В этом возрасте дети особенно восприимчивы к психологическим знаниям и психологическим тренингам, направленным на развитие базовых навыков общения.

1. Физическое и психическое развитие подростка

 

Хронологические рамки (возрастные границы). 10 (11) – 13 (14) лет.

Дляфизического развитияхарактернаактивизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов, которые вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Происходит увеличение роста и веса, что сопровождается изменением пропорций тела, появляются вторичные половые признаки. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, что вызывает перепады сосудистого и мышечного тонуса, а это, в свою очередь, быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.

Социальная ситуацияхарактеризуется тем, чтопоявляется устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни. В то же время ближайшее окружение (прежде всего родители и другие взрослые) относятся к подростку как к ребенку.

Ведущая деятельность ‑ особая деятельность, предметом которой является другой человек (Д.Б. Эльконин). Содержание деятельности – построение взаимоотношений и действований в них.

Общение со сверстниками – установление эмоциональных контактов с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены во взаимодействии с взрослыми.

Психическое развитие. Восприятие.Происходит интеллектуализация восприятия, которая зависит от усложняющегося обучения.

Формируется произвольное внимание. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом, приобретает характер увлекательной деятельности.

Происходит интеллектуализация памяти. Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. Подростком активно осваиваются мнемические приемы.

Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление.Операции становятся формально-логическими. Подросток способен рассуждать гипотетико-дедуктивно, умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Происходит осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими. Формируется установка на развитие мышления. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др.

Происходит сближение воображения с теоретическим мышлением, что дает импульс к развитию творчества. Также на активное развитие воображения влияют потребности, эмоции, чувства, переполняющие подростка, все это выплескивается в воображаемые ситуации. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Более контролируемой и управляемой становится речь. Расширяется богатство словаря. Легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи. Обнаруживает нарушение правил письменной и устной речи. Интересуется значением незнакомых слов. Подросток способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростка важен авторитет культурного носителя языка. Понимание подростком значения и смыслов языка, индивидуализирует самосознание подростка.

В подростковых субкультурах особый смысл имеет сленг. В подростковом возрасте развиваются различные формы речи, в том числе и письменная.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.