Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Восстановите реплику Ромашова.



9) Восстановите реплику Ромашова.

«Бить солдата ________________. Нельзя бить __________________, который не только не может тебе________________________ , но даже не имеет права _______________руку к лицу, чтобы________________________ от удара».

· бесчестно

· несправедливо

· человека

· солдата

· ответить

· дать сдачи

· поднять

· поднести

· защититься

· отвернуться

 

10) Заполните пропуски слов в тексте.

«Между ними ходили разводящие и ставили часовых; производилась смена _____________; унтер-офицеры проверяли посты и испытывали познания своих солдат, стараясь то ______________________выманить у часового его винтовку, то заставить его сойти с места, то всучить ему на сохранение какую-нибудь вещь, большею частью собственную________________________ »

Слова:

· караулов

· постов

· хитростью

· обманом

· фуражку

· кепку

 

11) Соотнесите героев повести «Поединок» по группам.

Подсказка: «Осадчий славился, как и полковник Шульгович, не только в полку, но и во всей дивизии своим необыкновенным по размерам и красоте голосом, а также огромным ростом и страшной физической силой. Был он известен также и своим замечательным знанием строевой службы. Его иногда, для пользы службы, переводили из одной роты в другую, и в течение полугода он умел делать из самых распущенных, захудалых команд нечто похожее по стройности и исполнительности на огромную машину, пропитанную нечеловеческим трепетом перед своим начальником»

1.Осадчий

2. Бек-Агамалов

3. Ромашов

 

А) Один из секундантов Ромашова на дуэли с Николаевым

Б) Герой воплощает провинциальное мещанство

В) Ощущает «мучительное сознание одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей»

 

   
   
   
   

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Александр Иванович Куприн — удивительный мастер художественного слова, реалист и правдоискатель, которого «всегда влекли люди, нравы, обычаи, ремёсла, песни, словечки…», человек со сложной и трагической судьбой, биография которого тесно переплетена с событиями его времени.

Он родился в 1870 году в городке Наровчате Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Отец будущего писателя рано умирает. В 1874 году мальчик с мамой переезжают в Москву и живут в общей палате вдовьего дома. В шесть лет Александр попадает в сиротское училище, куда Любовь Алексеевна, мать Куприна, вынуждена отправить сына. После этого его зачисляют во Вторую московскую военную гимназию, в кадетский корпус. О своей учёбе автор рассказывает в повести «Кадеты»: «… воспоминание о розгах в кадетском корпусе осталось у меня на всю жизнь». Далее он поступает в Третье Александровское юнкерское училище в Москве, из которого выходит в чине подпоручика. В этот период молодой человек начинает писательскую деятельность и в 1889 году публикует свой рассказ «Последний дебют» в журнале «Русский сатирический листок».
С 1890 года писатель служит в пехотном полку. Затрагивая тему армии, разоблачая муштру, побои, трансформацию офицерской этики, он пишет: «Душа… была уже навеки опустошена, мертва и опозорена». Об этом писатель говорит в рассказах «Дознание», «Ночлег», «В казарме», «Ночная смена», и в полной мере раскрывает в «Поединке». Замысел повести Куприн вынашивает более 10 лет, а в 1905 году публично зачитывает отдельные главы из будущего произведения. Автор поясняет: «Меня влечёт к героическим сюжетам. Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлились, а о торжестве человека, о силе власти его», «… Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте выражается индивидуальность. Но в любви…».

Александр Иванович показывает ужасающее состояние бесправной, опустившейся солдатской массы. Офицеры в повести жестокие, грубые, равнодушные, нравственно бедные и не любящие свою профессию: «За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя её».

События в «Поединке» охватывают период всего в два месяца – с начала апреля до начала июня. Это время практического изучения устава гарнизонной службы и бесконечных смотров: «…Готовились к майскому смотру и не знали ни пощады, ни устали. Ротные командиры морили свои роты по два и по три лишних часа на плацу. Во время учений со всех сторон, изо всех рот и взводов слышались беспрерывно звуки пощёчин…».
Многие офицеры ревностно выполняют военную обрядность. Один из них, Василий Назанский, говорит о службе: «Я ненавижу, например, военную службу, но служу. Почему я служу? Да чёрт его знает почему! Потому что мне с детства твердили и теперь все кругом говорят, что самое главное в жизни — это служить и быть сытым и хорошо одетым».

Другой герой, капитан Слива, «представлял собою грубый и тяжёлый осколок прежней, отошедший в область предания, жестокой дисциплины. У него «во всём мире остались только две привязанности: строевая красота своей роты и тихое, уединённое пьянство по вечерам».
Молодого офицера Юрия Ромашова, главного героя повести, Куприн создаёт гуманным, но слабым и тихим человеком, который не борется со злом, а страдает от него. Даже фамилия героя — Ромашов — и та подчеркивает мягкость и незлобивость. Он размышляет: «Каким образом может существовать сословие, которое в мирное время, не принося ни одной крошечки пользы, поедает чужой хлеб и чужое мясо, одевается в чужие одежды, живёт в чужих домах, а в военное время – идёт бессмысленно убивать и калечить таких же людей, как они сами?».

Он не может и не хочет бить и унижать солдат, так как видит в них прежде всего личность. Позиция капитана Сливы, напротив, прямолинейна: «Нет-с, в прежнее время никаких личностей не было, и лупили их». На что Ромашов отвечает: «Бить солдата бесчестно. Нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу чтобы защититься от удара».

Автор показывает нам, как на протяжении повести растёт нравственная позиция героя, как отношение к солдатам перерастает в глобальные мысли об актуальности армии в том виде, в котором она запечатлена в повести. Ромашов открывает для себя, «что существуют только три гордых призвания человека: наука, искусство и свободный физический труд… Его тянуло написать повесть или большой роман, канвой к которому послужили бы ужас и скука военной жизни». Он вдруг приходит к выводу о ненужности армии, но понимает это очень наивно. Ему кажется, что стоит всему человечеству сказать «не хочу!» — и война станет немыслимой. Молодой офицер погибает на поединке. Любя своего героя, Куприн скорбит и ясно указывает на тех, кто повинен в этом, говорит честно и прямо, потому что и сам он не раз жестоко страдал от людского равнодушия. Писатель пишет: «Ромашов – это я».

Константин Георгиевич Паустовский отмечает: «Появление повести стало «тяжелейшей пощёчиной политическому строю царской России». Произведение можно воспринимать как документ, демонстрирующий безнадёжную трансформацию офицерской касты из российской элиты в её гниющую сердцевину. Перед читателями предстаёт армия, которая держится на страхе и унижении солдат. Армия, которая рискует быть разбитой при первом же сражении. Автор раскрывает сущность того состояния общества, которое вело к взрыву, по сути, указывает на причины поражения России в войне с Японией.

Тезаурус

Новелла – небольшая повесть, рассказ.

Нравственный идеал – представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.

Повесть – литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.

Реализм – направление в литературе и искусстве, ставящее основной целью правдивое воспроизведение объективной действительности в её типических чертах.

Романтизм – направление в литературе и искусстве начала XIX в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств, противопоставленных окружающей действительности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.