Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Руслан АРМЕЕВ



 

                     С МОЛЬБЕРТОМ У ДОМАШНЕГО ОКНА

 

КАЖДЫЙ из нас, конечно, помнит свое первое окно. Оно почему-то имеет свойство запоминаться на всю жизнь. Мое, например, окно из раннего-раннего детства такое. Створки распахнуты в сад. Льет дождь. Лежу поперек подоконника и смотрю вниз. Там, под окном, сильные струи, падающие с крыши, вы­били в земле небольшую ка­навку, наполнили ее, перели­ваются через край, а ореховые скорлупки, словно утлые суде­нышки в шторм, мечутся и то­нут под этим безжалостным водопадом... Впрочем, и «су­денышки», и «шторм», и «во­допад» — все эти слова при­шли уже потом, чтобы как-то обозначить свет того далекого окна из детства.

Запомнилось еще студенче­ское окно. На 13-м этаже вы­сотного здания МГУ на Воробьевых горах. Из него бы­ла видна вся Москва. Словно золотые булавочные головки-купола Кремля. Словно иго­лочка — Останкинская теле­башня. Словно стада огром­ных овец — белые облака по высокому небу. В деревянной раме окна. Произведение — как бы сказать? — из фондов моей внутренней, периодически пополняемой «Третьяковки».

И всю жизнь нас «сопровож­дают» окна. Садимся в поезд или автобус — поближе к ок­ну. В самолете глядим из ил­люминаторов. Сила традиции такова, что даже под землей у метровагонов и то сделаны окна. (Хотя что же из них видно, особенно на некоторых участках Ленинградского мет­ро, где двери поездов открыва­ются вместе с дверями стан­ций?).

От окон нам никуда не уй­ти.

Недавно я познакомился с художницей, которая пишет... «окна». Еще не зная ее, пере­листал как-то в книжном ма­газине альбом репродукций ра­бот художницы и поразился: почти одни окна! Перелистал еще раз, медленнее — что-то дрогнуло внутри, встрепену­лось. Удивительно! Как похо­же вот это окно на мое пер­вое — с дождем! А здесь жи­вое солнце пляшет зайчиками на подоконнике... А здесь буд­то пахнуло на тебя тугим ароматом июньского сада... И рядом — городское окно: в мо­лочной бутылке — веточка с распустившимися сережками, а за стеклом — март, белые крыши, зябко.

И чем внимательнее я вгля­дывался в эти талантливо написанные окна Елены Леони­довны Леоновой, тем отчетли­вее ощущал, как дежурная фраза иных критиков — «ви­дит жизнь из окна» — теряет свой уничижительный смысл. Важно, оказывается, другое: кто смотрит из окна и как смотрит. В этих распахнутых настежь окнах слышалась ве­личальная милой, родной при­роде, в них читалась история человеческой души с ее разо­чарованиями, озарениями, ра­достями, потерями, обретения­ми. Нашелся хоть один чело­век, который написал краска­ми свои «окна». А поскольку это сделано согласно высоким законам искусства, эти окна становятся нашими, волнуют, будят память, воскрешают «ок­на» личные.

«Прежде всего следуйте ва­шему чутью и непосредствен­ному впечатлению, — настав­лял молодых коллег француз­ский мастер «пейзажа настрое­ния» Камиль Коро, — будьте сознательны и искренни; об ос­тальном не заботьтесь: вы об­ретете счастье и создадите прекрасные вещи».

— Картина не только рас­сказ, — говорила мне Леонова, — картина —- это эмоция, пе­реживание, всплеск. Десять раз смотрю, бывает, на какой-нибудь предмет и — ничего. Но вдруг возникает какой-то нерв, трепет. Бросаюсь скорей писать. Так же и с «окнами». Однажды в дачном поселке под Москвой взглянула в ок­но, и... оно поразило меня. Был весенний голубой-голубой день. Первые зеленые острые редкие листочки заглядывали из этой голубизны в комнату. Захватила какая-то ошелом­ляющая радость, прямо физи­ческое ощущение весны. Нет, слов не хватает. Я кинулась к краскам. Это и было моим пер­вым живописным окном...

В московской мастерской у художницы вместо окна — стеклянная стена. Света так много, что среди дня хочется задернуть шторы. И ей, чувст­вуется, тут неловко, неуютно, потому как любит окна домашние, обычные. На все лето уезжает Елена Леонидовна в Калининскую область, под Вышний Волочек. И почти все ее «деревенские окна» — отту­да.

Никогда не бывал в тех кра­ях, но теперь, «побывав» в по­лотнах Леоновой, знаю: утра там звеняще-чистые, как род­ник. Раннее солнышко словно отодвинет лучом тонюсенькую простенькую занавеску и вы­светит ковш с холодной водой. Кто-то оставил его с вечера рядом с ведром на лавке. Рука сама тянется к ковшику — напиться, плеснуть водицы в заспан­ное лицо...

А дни там — белые. Очаро­вали художницу эти два слова — «белый день», и под них нашла она лужайку, всю по­крытую белыми цветами дяги­ля. Из кипенного этого «озер­ка» видна лишь тесовая кры­ша сарая. Половодье белых цветов—в ту самую пору, ког­да и дни белые, и ночи, а ве­чера — долгие.

«Долгие вечера» — так и на­зывается картина, которая мне очень нравится. Мы с вами в крестьянской избе. Два окна. На одном — герань. Между ок­нами — стол. На нем — чай­ник. В простенке висят часы, численник. А за столом сидит, положив усталые руки на ко­лени, пожилая добрая женщи­на. Вот и все. Летний вечер так долог, что переделана бес­конечная домашняя работа и можно на минуту присесть у окна; Постукивают часы, длит­ся и длится вечер. Продол­жается жизнь, вечер жизни... Я не спешу «уходить» из это­го мирного дома. Слушаю, как говорит сама Леонова:

    - Эту женщину я хорошо знала — Татьяна Ивановна Логинова. Удивительная жен­щина! За всю жизнь никуда из деревни не выезжала. И столько внутренней культуры было у нее, столько чутья, такта! Огромное человеческое достоинство и мягкость, дели­катность удивительная. Отзыв­чивость, доброта, обаяние... Я просто с ней сроднилась. И судьба не из легких. Мужа еще в ту войну потеряла, а двух детей — в эту. Вышла потом замуж снова, растила детей...

ПОЧЕМУ художники особенно любят писать ве­чера? Нет утренней дымки, ту­мана. Вечернее солнце резко, контрастно разбрасывает тени, прибавляет своей желтизны во все цвета. Успокаиваются вет­ра, затихают листья. У Лео­новой тоже много «вечеров». Они написаны так, что веришь им, легко перенимаешь их на­строение.

    - Странно сказать,— гово­рит она,— целых 14 лет вына­шивала «Теплый вечер». За­помнилось одно окно на Вал­дае. Захотела его написать, надо бы освежить впечатле­ния. Ходила по избам, искала «то самое» окно. Увы! Так трудно попасть в настроение, которое было и ушло! Да и лю­дей стесняюсь, неловко как-то. И вот все же в одном месте нашла. Между сараем и домом открывался такой изумрудный лужок в ярких, косых, длин­ных тенях. Окно нараспашку. Вдалеке — стожки, лесок. По­доконник пустой, на него уже дохнул вечер...

От окна к окну — «путеше­ствие» по деревне, познание творческой личности. Холст под названием «Лето крас­ное» — это риск, смелость ху­дожницы. Открытое окошко задернуто белой ситцевой занавеской с цветочками. Боль­шую часть картины занимает именно этот белый квад­рат. Лишь где-то за ним уга­дываются замершие в душном мареве ветки. А на лавке пе­ред окном—миска с черникой... Риск мастера оправдался. Белый лоскут занавески, кото­рым отгородилась изба от зноя, дышит, колышется, жи­вет! Макушка лета: поспела черника, пришла ненадолго жара, лишь смолистые бревна и мытая доска лавки хранят приятную прохладу...

Впечатление от другой кар­тины - «Окно в сад» - один из искусствоведов определил как «ощущение сбывшегося счастья». Каким волшебством владеет художница! Под ок­ном — огромный куст цвету­щего шиповника, дальше — кусты и деревья, немного не­ба и яркий солнечный день... Слова блекнут, краски гово­рят: жизнь прекрасна! Сама Леонова добавляет: «Я хотела бы, чтобы в названии работы слово «Сад» писалось с про­писной буквы». Наверное, эту и другие картины мажорного, оптимистического звучания имела в виду посетительница персональной выставки Леоно­вой, записавшая в книге отзы­вов: «Если бы могла, полови­ну вещей купила бы — они ле­чат».

Нет, не Леонова открыла «окна» для живописи. На ру­беже XIX и XX веков их пи­сали Б. Кустодиев, М. Добужинский, С. Жуковский. Обра­щались к этому жанру и зару­бежные художники. Всех при­влекала и трудная живопис­ная задача — связать воедино интерьер и пейзаж, и философия таких полотен: мир моего дома и рядом — природа, пла­нета. Личное и общечеловече­ское, мимолетное и вечное. У Леоновой эти раздумья особен­но ощутимы в «городских окнах».

Вот «Город». Унылое окно выходит на какую-то желез­ную крышу с трубой и пожар­ным лазом, а дальше, засло­няя почти все небо, встал мрачный кирпичный брандмау­эр. Тревожно, неуютно. Лишь зеленые проклюнувшиеся поч­ки тополиной ветки, стоящей на окне в бутылке, оставляют надежду на лучшее.

— В эвакуации мы жили в Чистополе,— вспоминает Елена Леонидовна.— И вот оттуда пришла в картину эта трево­га, этот неуют. Комната была сырая, неудобная, сумрачная, все на тебя давило —и разла­женный быт, и плохие вести с фронта...

Еще одно городское окно… На ручке рамы висит кораб­лик с алыми парусами. А за стеклами — снежные крыши, голые деревья. Одна из крыш — длинная, с острым углом, похожа на выброшенный на берег перевернутый остов суд­на... Кто-то мечтал о море, хотел найти свою Ассоль...

Такие разные окна. И в каждом — свой «нерв», свой «трепет». Столько, оказывается, оттенков настроения может увидеть художник в обычной вроде бы раме окна, а потом передать на холсте!

«МАМА мыла раму». Это, я считаю, замечатель­ная фраза из букваря. Велик ее подтекст. Мама, давшая жизнь маленькому человечку, открыла ему еще и окно в мир. Помните из Майкова? «Весна! выставляется первая рама - / И в комнату шум ворвался, / И благовест ближнего храма, / И говор народа, и стук колеса. / Мне в душу повеяло жизнью и волей: / Вон - даль голубая видна... / И хочется в поле, в широкое поле, / Где, шествуя, сыплет цветами весна!»

Скоро, совсем скоро придет эта пора — выставлять рамы, распахивать окна, вглядывать­ся в голубые дали.

                                                     

                                                              Руслан АРМЕЕВ

Газета «Известия», 1983, март

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.