Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Скоро, шутливо



Скоро, шутливо

 

В Трио (ми-бемоль мажор) возникает задушевный ли­рический вальс, создающий теплую, уютную атмосферу, — первый вальс Чайковского в симфонической музыке:

                 

Постепенно его звучание становится более напряженным; тревога проникает и в коду Скерцо, где тема вальса печаль­но звучит в миноре на фоне беспокойного и прихотливого ритма первой темы, исполняемого литаврами.

Если музыка первых трех частей симфонии связана с внутренним миром человека и лирическими образами, то торжественный финалрисует картину народного праздника. Он начинается с медленного, несколько сумрачного вступ­ления (соль минор), которое продолжает настроение послед­них тактов скерцо и основано на мелодии народной город­ской песни «Я посею ли млада»:

     

Постепенно характер музыки светлеет, и сонатное ал­легро (соль мажор) начинается размашистой, немного тяже­ловатой (благодаря массивному тутти) главной партией:

   

  Побочная партия (си минор) строится на уже звучав­шей во вступлении народной мелодии; здесь она приобре­тает лихой плясовой характер:

 

В разработке обе темы энергично развиваются с исполь­зованием полифонических приемов. Реприза сокращена — в ней отсутствует побочная партия. Завершается финал боль­шой кодой, в которой тема «Я посею ли млада» становится торжественной и ликующей.

Первая симфония стала одним из лучших сочинений московского периода творчества Чайковского. В ней впер­вые проявились характерные образы, композиционные приемы и особенности музыкального мышления великого ком­позитора-симфониста.

 

Вопросы и задания

1.Какова роль симфонической музыки в творчестве Чайковского?

2. Назовите основные симфонические произведения композитора. К каким жанрам они относятся?

3. Расскажите об образном содержании Первой симфонии. Оха­рактеризуйте темы и композиционные особенности каждой части.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.