Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Скоро, безмятежно. Скоро, безмятежно. Скоро, безмятежно



Скоро, безмятежно

     

Вторая тема главной партии отличается от первой чисто инструментальным характером, суховато-«колким», «вьюжным», и основана на нисходящем хроматическом мотиве:

      

    Скоро, безмятежно

 

Обе темы активно развиваются и достигают мощной драматической кульминации. Побочная партия (ре ма­жор) — светлая широкая мелодия у солирующего кларне­та; своими интонациями, ладовой переменностью, богатым подголосочным развитием она близка народным протяж­ным песням:

    

   Скоро, безмятежно

 

 

Заключительная партия имеет народно-плясовой харак­тер и звучит у духовых инструментов:                                  

  

 

Ее аккордовая тема непосредственно переходит в разра­ботку. Здесь ведущее значение получает первая тема глав­ной партии, которая благодаря активному развитию приоб­ретает героический облик. Ее кульминация подчеркивает­ся фанфарным звучанием труб и валторн.

Реприза сокращена. Главная партия (первая тема) те­перь взволнованно и ярко звучит у струнных; а после по­бочной и заключительной партий (соль мажор) начинает­ся развернутая драматичная кода, в которой продолжают развиваться темы главной партии. Но к концу коды напря­женность музыки ослабевает, и первая часть заканчивается возвращением первой темы главной партии в ее первона­чальном изложении.

Вторая часть— «Угрюмый край, туманный край» (ми-бемоль мажор) — написана под впечатлением поездки Чай­ковского на остров Валаам по Ладожскому озеру и воздей­ствием строгой красоты северной русской природы. Adagio cantabile обрамлено сдержанным поэтичным вступлением и заключением.

Главная тема исполняется солирующим гобоем и впе­чатляет плавной широтой и непрерывностью развития пленительной мелодии, длящейся 20 (!) тактов. Интонаци­онно она, как и темы первой части, связана с народной ли­рической песенностью:

 

   

Вторая часть симфонии имеет рондообразное строение, и эта мелодия выполняет роль рефрена. Музыка обоих эпизо­дов рождается из развития одного из мотивов рефрена и является его непосредственным продолжением. Второе про­ведение рефрена звучит у виолончелей в ля-бемоль мажо­ре. Кульминацией всей части становится третье проведе­ние главной темы, где она звучит у валторн по-новому ярко и драматично.

Третья часть, Скерцо(до минор), написана в сложной трехчастной форме. В крайних разделах хрупкая, прозрач­ная, стремительная тема возвращает к зимним «метелис­тым» образам первой части симфонии:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.