Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Возможности классического танца в эстетическом воспитании



 

Министерство культуры Новосибирской Области

ГАПОУ НСО «Новосибирский областной колледж культуры и искусств»

Отделение хореографии им. Г.П. Шадриной

 

Возможности классического танца в эстетическом воспитании

детей

курсовая работа

Специальность 51.02.01

 

Народное художественное творчество

 

(по виду хореографическое творчество)

 

 

Выполнила (а):

студентка группы 44

Хусточко Марианна Алексеевна

Руководитель:

Тихомирова Татьяна Александровна,

Преподаватель основ психологии и педагогики

Рецензия:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИО руководителя_________________Подпись__________

                          Оценка______                                                 Дата:_______

 

Новосибирск 2019

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения эстетического воспитания детей5

   1.1 Понятие эстетического воспитания5

   1.2 Содержание эстетического воспитания 10

   1.3 Роль эстетического воспитания в становлении личности ребёнка 15

Глава 2. Возможности классического танца в эстетическом воспитании

детей19

   2.1 Понятие классического танца19

   2.2 Воспитание у детей эстетического восприятия с помощью основ классического танца 25

   2.3 Анализ влияния классического танца на эстетическое воспитание

детей28

Заключение32

Список используемой литературы34

 

Введение

 

Актуальность курсовой работы заключается в том, что среди множества форм нравственно-эстетического воспитания хореография, как никакое другое искусство, обладает большими возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного развития духовного мира. Рассматривая современное состояние художественного образования и воспитания школьников средствами хореографического искусства необходимо проанализировать концепции художественно-эстетического воспитания. Современные авторские концепции эстетического воспитания детей (В.О. Бутенко, М.С. Каган, Е.П. Крупник и др.) определяют систему эстетического воспитания как совокупность различных видов художественной деятельности (музыка, живопись, литература, театр). Но в этих концепциях не учитываются возможности художественного воспитания детей посредством хореографического искусства.

Занятия классическим танцем не только учат понимать, но и создавать что-то прекрасное и в своём роде уникальное. Они развивают образное мышление, фантазию, а также воображение. Классический танец формирует нравственные качества и развивает эстетический вкус ребёнка. Балет – такой вид искусства, который опирается на эстетические принципы гармонии, красоты, логики и целесообразности классического танца как языка движений тела. Классический танец – это искусство новых, технически оснащённых исполнителей. В классическом танце необходима гибкость, идущая от естественного чувства движения. Тем не менее, уроки классического танца неразрывно связаны с освоением выразительных средств, и познанием эстетических канонов классического танца.

Понятие и роль в воспитании эстетики нашли отражения в трудах Л.Д. Блока, В.М Красовской, А.Я. Вагановой, Н.И. Тарасова, Н.П. Базарова, Б.Т. Лихачёва и др.

Объект исследования – эстетическое воспитание.

Предмет исследования – особенности эстетического воспитания детей посредством классического танца.

Цель исследования – выявить возможности классического танца в эстетическом воспитании детей.

Задачи:

1. Раскрыть сущность эстетического воспитания и его содержания;

2. Рассмотреть основные средства эстетического воспитания у детей;

3. Рассмотреть хореографическое искусство, как средство эстетического воспитания детей.

Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, в котором показана актуальность выбранной темы, выявлены объект и предмет исследования, поставлены цели и задачи; первой главы, посвященной теоретическим аспектам изучения эстетического воспитания детей; второй главы, которая рассматривает возможности классического танца в эстетическом воспитании детей; заключения и списка используемой литературы, состоящего из 19 источников.

 

 

1 Теоретические аспекты изучения эстетического воспитания детей

 

1.1 Понятие эстетического воспитания

 

Эстетическое воспитание в развитии личности, её всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности человека. Оно, прежде всего, выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, её взглядов и убеждений. В.Г Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и познание средствами искусства.[1]

Важнейшим элементом эстетического сознания человека является художественно-эстетическое восприятие. Восприятие – исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру. От его полноты и яркости зависят сила и глубина эстетических переживаний, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Художественно-эстетическое восприятие проявляется в способности человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства. На этой основе осуществляется полноценное освоение и присвоение художественно-эстетических проявлений.[2]

Эстетическое воспитание – это целенаправленное формирование эстетического восприятия у школьников требует развития у них способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, а также музыкального слуха, умения различать стили, тональности, оттенки звука, мыслить художественными образами.

Б.Т. Лихачёв в книге «Теория эстетического воспитания школьников» использует определение «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное и нелепое в жизни, в искусстве, жить и творить «по законам красоты».[3]

Эстетический опыт с глубокой древности был присущ человеку и получил своё первоначальное выражение в прото-эстетической практике архаического человека. В первых попытках создания тех феноменов, которые сегодня мы относим к сфере искусства, в стремлении украсить свою жизнь, предметы утилитарного употребления и т.п. В дальнейшем эстетический опыт и эстетическое сознание наиболее полно воплощались в искусстве, культовых практиках, обыденной жизни. Однако уже в древней Индии, древнем Китае, древней Греции стали появляться специальные трактаты по искусству и философские тексты, где эстетические проблемы поднимались до уровня теоретического осмысления.

Исторически в центре эстетики всегда стояли две главные проблемы: собственно эстетического, которое чаще всего отображалось в терминах красоты, прекрасного, возвышенного, и искусства в древности имевшее более широкий смысл, чем новоевропейская категория искусства.

Из текстов древнегреческих философов (Платона, Аристотеля) и теоретиков различных искусств (красноречия, музыки, архитектуры) следует, что проблемы красоты решались, как правило, в онтологической сфере и напрямую были связаны с космологией.[4]

Впервые термин «эстетическое воспитание» употребил Ф. Шиллер. Он предлагал понимать под эстетическим воспитанием не только формирование способности понимать искусство, но и формирование с его помощью целостного человека.

Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыка Баха, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. Воспитание призвано «очеловечить чувства личности».[5]

В процессе эстетического восприятия воспитания формируются индивидуальные творческие способности. Процесс формирования творческих способностей детей и подростков предполагает организацию художественного творчества на основе природных задатков, запросов, интересов с учётом собственных склонностей и желаний. Поэтому эстетическое воспитание выполняет свои задачи в тесном взаимодействии с другими видами воспитания: нравственным, трудовым, правовым, экологическим, физическим и художественным.[6] Эстетическое воспитание рассматривается как более широкое по отношению к художественному воспитанию. Художественное воспитание входит в его состав как целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать свои художественно-творческие способности в процессе творческой деятельности.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования духовно-патриотического отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создаёт в ребёнке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.[7]

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того, чтобы эта система воздействовала на ребёнка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую её способность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь ребёнка и школьника, где каждый вид занятия имеет свою чёткую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности ребёнка.

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал – социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве. Для этого важно с раннего детства вводить детей в мир подлинного, большого искусства, развивать и образовывать их эстетическое сознание на выдающихся образцах отечественного и мирового художественного творчества.[8]

В осуществлении художественно-эстетического просвещения подрастающих и взрослых поколений важнейшая функция – это искусство.

Общение и искусством имеет огромное значение в психическом становлении личности, в развитии её общечеловеческих задатков и личностных качеств. Получая от художественных произведений огромное количество впечатлений, ребёнок перерабатывает их и реализует в своей творческой деятельности.

Искусство и детская художественная самодеятельность, обогащение опыта жизненных отношений детей, являются средством их самовыражения и самоутверждения.

Искусство выполняет важную функцию развития и способностей детей к художественному творчеству, которое широко используется ими в учёбе, труде и игровой деятельности.

Эстетическое сознание в педагогическом процессе выполняет и функцию организационно-педагогическую. Отражая обновление жизни общества во всей её противоречивости, искусство помогает педагогам успешно решать идейно-организационные вопросы. Искусство заполняет свободное время детей, наполняет его социально ценным содержанием, удовлетворяет интересы и потребности ребят, способствует их разностороннему развитию.[9]

Увлекая, сосредотачивая его внимание на новых и ярких впечатлениях, пробуждая эстетическое чувство, удовлетворяя духовные потребности, искусство переносит его в мир переживаний эмоциональных состояний, переключающих психическую деятельность в новое русло, создающих разрядку. Сменой количества и качества духовных впечатлений, искусство осуществляет своеобразную психотерапию, выполняет психогигиеническую функцию.

Таким образом, под эстетическим воспитанием понимают процесс целенаправленного воздействия на формирование человеческой личности. Формирование способности воспринимать и видеть красоту и искусстве и жизни, оценивать её. Эстетическое воспитание – это формирование эстетических вкусов и идеалов личности. Эстетическое воспитание представляет собой  развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад в их всестороннее развитие.

Эстетическое воспитание необходимо, прежде всего, для того, чтобы труд не отягощал детей, а доставлял эстетическое удовольствие. Для этого он обязан быть олицетворён с какой-либо существенной целью, отмечен красотой и правильностью движений, дозированным временем, вдохновением, энтузиазмом. Также эстетическое воспитание имеет ряд целей и задач, которые способствуют гармоничному развитию личности ребёнка и помогают ему познать суть эстетического мира.

 

1.2 Содержание эстетического воспитания

 

Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребёнке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.

В.А. Сухомлинский отмечал: «Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе».[10]

Большую роль играет искусство и эстетическое восприятие в формировании нравственности. Ещё Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, А.М. Горький называл эстетику этикой будущего.[11]

Художественное воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.

Художественное образование – процесс освоения школьниками совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству.

Ю.Б. Борев пишет, что художественно-творческое развитие есть целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях. Только целенаправленным путём постижения красоты, эстетического отношения можно прийти к действительности искусства. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания. Пренебрежение целенаправленным эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным художественно эстетическим ценностям.[12]

Основными механизмами, приводящими в действие эту систему, являются развитое эстетическое восприятие и познание художественно-эстетических явлений; духовное общение на основе произведений искусства; художественно-творческая деятельность, развивающая способности детей и формирующая у них художественное видение мира.

Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении.[13]

Из этого следует, что не может быть всесторонне, гармонично развитого человека без эстетической грамоты, идеалов, эстетического развития и художественной образованности, без умения в работе доводить качество продукции до эстетического совершенства. Поэтому всеобщность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех детей являются важнейшим условием формирования социально активной личности в детском возрасте, её подготовки к духовной жизни и труду.

Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему, что касается воспитания. В эстетическом воспитании детей различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно влияют на ребёнка.

Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников. Эстетические явления подлинно человеческой жизни и высокого искусства, тесно связаны с преобразуемой судьбой, формируют эстетическое отношение к действительности.[14]

Действительность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Это достигается, когда художественная самодеятельность является не репродуктивной, не подражающей западным образцам, а тесно связанной с активным художественным творчеством на народной основе.

Принцип эстетики всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость. Для ребёнка всё имеет воспитательное значение: убранство помещений, опрятность костюма, форма личных отношений и общения с товарищами и взрослыми, условия труда и характер развлечений. При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты собственной жизни. Поддержание красоты во всём, ставшее в коллективе прочной традицией, является условием не только эстетического воспитания, но и воспитания в целом.

Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Ещё Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи.

Вопросом о роли эстетического воспитания, целях и задачах, которые пред ним ставятся, занималось не одно поколение российский и зарубежных учёных, таких как Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Д.С. Лихачёв, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и другие.

В работах педагогов, рассматривавших этот интересный вопрос, раскрывается значение и необходимость осуществления эстетического воспитания для гармоничного и всестороннего развития личности на всех возрастных этапах. На сегодняшний день, говоря об актуальности данной темы, можно обратиться к высказыванию Н.В. Ягненковой: «Одной их истинных человеческих потребностей является потребность в красоте, как естественное стремление человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку…».[15]

Человеку, как существу разумному свойственно стремление ко всему возвышенному. И эта внутренняя его потребность ищет своё выражение в творческой деятельности. И здесь нельзя не согласится с этим, ведь именно красота и желание творить, создавать что-то новое – это свободная результативность человека, в которой и раскрывается вся глубина и многообразие его чувств.[16]

Именно на младшей ступени обучения зарождаются и закладываются основы нравственной и эстетической культуры ребёнка. В этом возрасте дети активно стремятся познавать окружающую действительность и находить ответы на волнующие их вопросы. Полноценное осуществление обеспечит в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство и огромный потенциал для развития. Эмоциональные переживания младшего школьника элементарно сводятся в основном к переживанию удовольствия от восприятия изображаемого.

Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения и взгляды по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой реальности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства. [17]

Большое место в содержании эстетики занимает формирование у учащихся художественно вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства.

Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и классической литературе. Лев Николаевич Толстой высказывал своё убеждение о том, что у каждого ребёнка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания. [18]

Эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у детей общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.

Итак, эстетическое воспитание служит в формировании способности активного эстетического отношения  учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует участие в создании прекрасного в искусстве и труде. Конечная цель – гармоничная личность, всесторонне развитый человек: образованный , прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и эстетику искусства.

 

1.3 Роль эстетического воспитания в становлении личности ребёнка

 

Как отмечают психологи, детство имеет свои особенности, которые не позволяют в полной мере оценить эстетическую красоту многих предметов искусства, но именно в этом возрасте закладываются основы знакомства со сферой культуры. Это положительное влияние мира культуры способно сформировать основы эстетического восприятия.[19]

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создаёт в ребёнке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление и память. В раннем детстве ребята живут в большинстве своём глубоко эмоциональной жизнью. Сильные переживания надолго сохраняются в памяти ребёнка, нередко прекращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. [20]

В работе Н.И. Киященко довольно чётко подчёркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребёнка к миру – один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширение, углубление, укрепление, конструирование». Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребёнка являются критерием действенности эстетического воспитания. В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, взглядов, убеждений и воли.

Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности ребёнка, расширяет его познания о мире, обществе и природе.

Развитие эстетических качеств детей, возможно, начинать уже в раннем и дошкольном возрасте в связи с открытостью ребёнка для восприятия и присвоения правил хорошего отношения, главным из которых является родственное, внимание в миру и единение с внешней средой. Характерной особенностью ребёнка дошкольного возраста является непосредственная заинтересованность оценивающего «Я» в любой объективной ситуации; непреодолимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения; объединение впечатлений на основании общего эмоционального тона.[21]

Для детей дошкольного и школьного возраста являются важными, по мнению В.А. Деркунской, возможность найти в своём окружении красоту, умение радоваться её. Для того чтобы помочь детям увидеть красивое, обогатить направленность эстетического отношения, необходимо развивать у них эстетические качества.

В дошкольном возрасте эстетические качества развиваются на основе фундаментальной человеческой способности к мышлению и речи. Развитие эстетических качеств детей осуществляется на фоне обострённой эмоциональной чувствительности ребёнка к воздействию света, цвета, звука, ритма – того, что ребёнок непосредственно воспринимает органами чувств и что побуждает его к проявлению эстетических качеств.[22]

В старшем дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребёнком сенсорного опыта, овладение выразительными средствами, изобразительными материалами, а также познание окружающего и формирование эстетической картины мира. Психофизиологические резервы этого периода детства обеспечивают интенсивность развития различного рода умственных, практических и художественных способностей.

Актуальной задачей современного образования выступает педагогический поиск вариативных ресурсов, инновационных технологий, средств и методов для формирования творческой личности ребёнка – будущего созидателя нового общества, способного к самостоятельной деятельности и развитию.[23]

В настоящее время широко обсуждаются вопросы эстетического развития личности в образовательном пространстве. Особое место в данной теме занимает аспект содержания дошкольного и школьного образования. В нынешней образовательной ситуации приходится констатировать глубинное противоречие между необходимостью осмысления культурных пластов через поиск инновационных способов творческой переработки культурной информации и разработки нового содержания эстетического образования во всех звеньях образовательной системы, поставив в центр личность ребёнка в соответствии с культурологической парадигмой.[24]

Процесс эстетического развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста непрерывен, а понимание его генезиса, характерных особенностей и механизмов в каждый период является базой для грамотного, обоснованного художественно-эстетического образования в период детства.

Основной линией развития ребёнка в художественной деятельности выступает «творческое самоопределение в историческом пространстве и времени культуры», а осмысление содержания и деятельности осуществляется в процессе его индивидуального творчества и сотворчества.[25]

В дошкольном детстве на основе накапливаемого эстетического и познавательного опыта   , выступающего структурированной системой представлений и знаний, способов интеллектуальной и практической деятельности у ребёнка начинает складываться картина мира. Огромное значение для общего развития ребёнка имеет его участие в разных видах художественной творческой деятельности, направленной на самовыражение, самораскрытие и совершенствование его творческих способностей. Художественное творчество успешно развивается в тех оптимально созданных условиях обогащения культурного и эстетического опыта и личностного роста ребёнка, где обеспечена планомерность и систематичность обучения, и ребёнок имеет определённый уровень эстетического и художественного развития. [26]

Таким образом, детство – сензитивный период для эстетического воспитания, где главную роль в жизни ребенка играет взрослый: родитель, воспитатель, учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетики развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребёнка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

 

 


 

2 Возможности классического танца в эстетическом воспитании детей

 

2.1 Понятие классического танца

 

Классическим называют особую форму танца театрального. Его движения и позы образуют целостную художественную систему, подчинены определённой эстетике и правилам. Движения и позы тут поэтически осмыслены и образно обобщены. Утверждается идея совершенного человека, свободно владеющего телом, побеждающего пространство и силу притяжения, способно воплотить концепцию прекрасного, гармоничного, соразмерного и целесообразного мира. Танцовщик, воспитанный в системе классического танца, - с одной стороны, артист, предназначенный играть роль, быть персонажем, с другой – инструмент способный в пластике передать танцевальные созвучия, исполнить определённую партию.[27] Это двуединство классиче6ского танца – основа его театральной и музыкальной природы, а сочетание того и другого даёт неповторимое очарование особой игровой стихии. Её реализует конкретный человек – во всей неповторимости внешности, физических и душевных качеств, - но классический танец несёт в себе и абстрагированные от этой конкретики общие поэтические черты данного искусства.

Классический танец одновременно с развитием техники классического танца стили развиваться техники и методика его преподавания. Сегодня школа классического танца располагает огромным арсеналом технических приёмов и выразительных средств.[28]

Освоение этого материала создаёт основу для изучения других танцевальных направлений, позволяя в дальнейшем успешно осваивать народные и современные танцы. Необыкновенно красивая и выразительная техника классического танца представляет собой объёмный и достаточно сложный для изучения и освоения материал. Поэтому для овладения им необходимо заниматься под руководством только опытных педагогов.

Классический танец – одно из главных выразительных средств балетного искусства. Представляет собой исторически сложившуюся, упорядоченную систему танцевальных движений, которая формировалась на протяжении многих веков и у многих народов. По определению Л.Д. Блок, «классический танец – система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. В классическом танце эти движения входят не в эмпирически данной форме, а в абстрагированном до формулы виде».[29]

Термин «классический танец» возник в России поздно – лишь в конце XIX века – и вытеснил прежние названия: «благородный, серьёзный, академический». Система классического танца складывалась путём отбора определённых положений и движений. Важнейший принцип классического танца – выворотность. В её основе – естественное стремление человека к распрямлённости и вытянутости. Выворотность позволяет использовать боковые движения. Наибольшей вытянутости, человек способен достигнуть в прыжке, полёте. Высшая точка вытянутости на полу – танец на пальцах. Происхождение выворотности приписывают иногда французскому придворному балету, хотя известно, что она существовала с незапамятных времён, когда едва началась разработка приёмов сценического танца как в Европе, так и на Востоке. На основе выворотности в классическом танце разработано учение о закрытых и открытых, сокращённых и несокращённых позициях и позах, а также о движениях наружу и вовнутрь.

Классический танец, аналогично классической музыке, означает совершенный, вечный, вневременной, запечатлённый в лучших произведениях прошлого, сохраняющий ценность в настоящем: ведь в нём воплощение внутреннего мира человека, тончайших душевных нюансов.[30]

Системы классического танца разработала позиции ног, рук, корпуса, головы, строго ограниченное число групп движений. В механическом смысле классический танец представляет собой переход из одной позиции в другую. Классический танец связан с европейской профессиональной музыкой. Попытки оторвать его от музыки ни к чему не привели. Таким образом, если в пространстве классический танец руководствуется собственными законами, то во времени он полностью согласуется с музыкой и измеряется теми же длительностями, что и она.

Классический танец черпает своё содержание тоже из музыки. Возможны, однако, случаи, когда музыка лишь иллюстрирует танец, аккомпанирует ему, являясь метроритмической основой. Классический танец находится в непрерывном развитии, обогащается, черпая новые пластические формы из народного танца, из других танцевальных систем. Станок в балете – приспособление для упражнений «у станка» (франц. exercise a la barre, англ. exercise at the bar) способствует выработке выворотности, устойчивости и баланса.[31]

Утверждение техники классического танца принято связывать как раз романтическим балетом 1830-1840-х годов. Из несомненных открытий тут – танец на пальцах, изобретение которого обычно приписывают Марии Тальони. И действительно, благодаря, прежде всего её Сильфиде такой танец стал непременной принадлежностью искусства балета. Но ведь в народной культуре приём танца на пальцах кавказцев: там мужчины издавна бравировали гарцеванием на подогнутых пальцах. Историки называют и другие, более ранние случаи подъёма на кончики пальцев, чтобы передать переполняющие душу чувство. Некоторые эрудиты отсылают даже к античности, полагая, что подобное, похоже, встречалось и там.

Классический танец практически оформился во второй половине XIX века в спектаклях Мариуса Петипа, балетмейстерское творчество которое разворачивалось на русской сцене, и его сподвижника Льва Иванова. Тут находки предшественников были бережно собраны гениями и ограничены. Союз с музыкой издавна почитался условием творчества. Встреча с партитурами П.И. Чайковского обогатила балетный театр новыми возможностями, приобщила к открытиям инструментальной симфонической музыки. Техника классического танца, видоизменялась и пополнялась новыми выразительными ходами, к такой встрече была готова.

Классический танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение классического тренажа в урок способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая правостороннее и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.[32]

Классический танец оказывает влияние на морфо-функциональные особенности развития учащихся в процессе обучения:

1. Тренировка тончайших двигательных навыков;

2. Мобилизация и активное развитие физиологических функций;

3. Кровообращение, дыхание, нервно-мышечная деятельность;

4. Особое место отводится упражнениям классического танца на коррекцию и формирование правильной осанки;

5. Развитие силы воли, воспитание настойчивости, развитие креативности и художественного вкуса.

Начало XX века обозначало кризис системы классического танца, только что достигшего в «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Раймонде» своих вершин. Изменилась жизнь.[33] Идеальное уступало, торжествовал прагматизм. Модель гармоничного мира, зеркально воплотившегося в этом виде танца, кому-то казалась безнадёжно устарелой , далёкой от потребностей времени. Росло желание вытеснить академические формы высокопрофессионального искусства рожденными только что любительскими.

Реформаторы объявились и среди профессионалов. Москвич Александр Горский и петербуржец Михаил Фокин не без основания критиковали обособленность балетного театра от современных проблем, замкнутость на собствен



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.