Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виды социологического исследования.



2. Виды социологического исследования.

Существуют три основных вида социологического исследования:

Разведывательное исследование- самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка.

Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении.
Объект анализа - большая социальная группа. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных.

Самый серьезный вид социологического анализа - аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе.

В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитическое исследование, как правило, завершает разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

 

3. Качественные методы сбора социологической информации: определение, разновидности, характеристика.

Метод анализа, который основан на применении специфической методики сбора информации. Основная цель качественных методов – изучение социальных явлений и процессов с точки зрения действующего индивида как начала любой социальности.Объектом социологического анализа здесь выступают индивиды как исполнители социальных ролей.

Популярным качественным методом получения социологической информации является метод фокусированного группового интервью. Фокус-группа - это форма опроса, в основе которой лежит всестороннее обсуждение проблемы с подобранной группой людей, проводимое ведущим с целью установления качественных параметров поведения людей. Особенностью фокус-группы является групповое взаимодействие участников, порождает их реакцию на вопрос модератора. Высказывания различных мнений перерастает в их обсуждения. Мнения участников во время дискуссии могут меняться. Поэтому основная задача ведущего - создать комфортные условия каждому члену группы для выражения своего мнения.

Достоинства метода: возможность получения более глубокой информации, возможность сбора данных в оперативные сроки при малых затратах, гибкие возможности подбора участников и заданий, креативность. Недостатки: необходимость использовать другие методы для подтверждения и корректировки полученных данных, риск внесения модератором искажений, то, что не все участники высказывают свое мнение

Проекционные методы - это методы сбора информации, основанные на специальных мероприятиях (скрытых стимулах), побуждающих респондента при формулировании ответов опираться на собственные установки, ценности, предпочтения.

Биографический метод построен на анализе биографий. Он достаточно эффективен при исследовании тенденций поколений, изучении влияния любого явления на жизнь мужчин и женщин, представителей различных возрастных групп.

Тестированиеиспользуется при разработке новой рекламной кампании товара, изучении его качественных характеристик.

Глубинное интервью - это тематическая беседа со свободной формулировкой вопросов. При этом принимают меры, способствующие снятию напряжения или снижению «защитных реакций» респондента, исправлению неблагоприятного впечатления от неудачных моментов беседы. Главное назначение глубинного интервью - помочь исследователю выявить мотивы поведения потребителей, разобраться в аспектах их образа жизни, получить информацию о некоторых особенностях использования продуктов, о причинах и реакции на маркетинговые стимулы, присутствующих на рынке.

Достоинства метода:

— Способствует получению полной запрашиваемой информации от респондента за счет выстроенных доверительных отношений. Как правило, полученная информация является уникальной и обширной, что показывает преимущество этого метода над другими.

— Позволяет работать с различными социальными группами и анализировать информацию «особых» категорий. Здесь мы отмечаем детальную проработку определенных вопросов с определенными респондентами. Интервьюер способен точечно определить характеристику собеседника и дать оценку его социальной категории.

— Помогает максимально раскрыть собеседника путем использования дополнительных материалов и встроенных методик. Такая возможность достигается за счет формата личной «закрытой» беседы.

Недостатки метода:

— Отсутствует возможность получить более широкую информацию о социальной группе. Метод направлен на работу с конкретным респондентом, раскрытие вопросов касательно отдельной личности. Результаты метода глубинного интервью нельзя «скопировать» и присвоить другой социальной группе и даже другому респонденту.

— Проявляется негативное влияние интервьюера. В зависимости от уровня подготовки, опыта интервьюера и даже его внешнего вида зависит эффективность проведенного глубинного интервью. Здесь крайне важна тактичность и чувство меры, важно быть крайне внимательным слушателем.

— Отсутствие алгоритма для анализа полученных результатов. Даже при грамотно разработанном сценарии, точечной проработки сложных и спорных моментов, велика вероятность допуска ошибки в сделанном выводе.

— Увеличение тайминга в использовании метода глубинного интервью. Этот момент отчетливо ощущается при сравнении с другими методами исследования.

Рассмотренный метод глубинного интервью является эффективным и достаточно простым в использовании. Его отличает гибкость, детализация и глубина полученных результатов. С учетом некоторых достоинств и недостатков метода, его эффективней использовать в сочетании с другими методами исследования.

Проста в использовании и эффективность полученных результатов данного метода позволяют проводить глубинное интервью в любом исследовании. А для повышения качества получаемых результатов необходимо прибегать к помощи профессионального интервьюера или социолога со знаниями ведения переговоров и интервью.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.