Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





записки. проскомидия. дискос



записки

Сколько бы записок ни было, все они прочитываются. Об этом, наверное, не стоило бы и говорить, – разве это не само собой разумеется, если бы не постоянные подозрительные вопросы наших бабушек: «Батюшка, а мою-то прочитали? »

Основную массу записок, конечно, читает не священник. У него на это просто нет времени, а помощники – чтецы и пономари, которых в алтаре бывает немало.

проскомидия

Где бы Литургия ни совершалась – в храме или на улице, – всегда проскомидия совершается обычным порядком.
В 2006 году в соборе, где служит автор этих строк, произошел пожар. Верующим пришлось несколько дней молиться на улице. На фотографии мы видим проскомидию перед началом Литургии, которая совершается на паперти собора.

Закончив проскомидию, священник переворачивает просфору, из которой он вынимал частицы о здравии, и вынимает частицу за… себя самого: «Помяни, Господи, и моенедостоинство…»

дискос

Все частицы ссыпаются на дискос, к Агнцу.
Весь мир – и живые, и усопшие, – таким образом, оказывается вовлеченным в священнодействие. Весь мир приводится церковной молитвой ко Христу. Мы кладем частицы, вынутые за конкретных людей, святых и несвятых, живых и уже отшедших в иной мир, на дискос, в центре которого лежит Частица, которой предстоит стать Телом Христовым. И позже, когда хлеб станет Хлебом – Телом Господа и Спасителя нашего, Распятого и Воскресшего, – все частицы, все, кого поминали, окажутся возле Самого Настоящего живого Христа.
А в конце Литургии все эти частицы опустят в Чашу с Кровью Христовой со словами: «Отмый, Господи, грехи здепоминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих».

Есть люди, которых мы не можем поминать во время проскомидии?
– Да. Из живых – это нехристиане (то есть, люди некрещеные), еретики, раскольники и люди, отлученные от Церкви. Из усопших – это те же плюс самоубийцы.

часы

В то время, когда в алтаре священник совершает проскомидию, перед самой Божественной литургией, чтец на клиросе, то есть, на возвышенной площадке перед алтарем читает часы. Часами называется небольшое молитвенное последование, состоящее из псалмов, тропарей и некоторых молитв. Еще в Иерусалимском Храме, в ветхозаветные времена, четыре раза в день через равные промежутки времени Богу воссылалась молитва. Таким образом, Богу посвящалось как бы само течение времени жизни человеческой. В Новом Завете эта практика не исчезает, но переосмысляется и дополняется. Для нас регулярное ежедневное воспоминание о Боге связывается с воспоминанием самого великого, и прекрасного о чем можно помыслить: с Пришествием в мир Господа и Спасителя Иисуса Христа, Его искупительной Смертью, Воскресением и дарованием верующим во Христа благодати Святого Духа.

Существуют службы первого, третьего, шестого и девятого часов. Перед Божественной литургией совершаются третий и шестой часы.
Прихожане «со стажем» знают, что, пока чтец что-то перед Литургией читает, под этот приятный, благочестивый «аккомпанемент» можно купить свечку, написать записку, поделиться новостями … Правильно ли это? Многие ли прихожане вслушиваются в слова часов? Многие ли знают, о чем во время этих небольших молитвенных последований говорится?
Если в это время мы и можем купить и затеплить свечу перед иконой, написать записку, то разговаривать на посторонние темы никак не допустимо. Нужно стараться вслушиваться в то, что читается.

На службе третьего часа мы вспоминаем событие Сошествия Святого Духа на Апостолов на пятидесятый день после Воскресения Христова.
Молитва этого часа произносится только в Великом посту:

Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихся Тебе.
(Господи, в третий час пославший апостолам Пресвятой Твой Дух, не отними Его, Благий, и от нас. И освяти и очисти нас, Тебе молящихся». – Рус. )

Именно с Сошествия Святого Духа на Апостолов начался путь Церкви в истории. Церковь и сегодня существует в истории, все мы живем в конкретное время. И мы так же, как и Апостолы два тысячелетия назад, нуждаемся в укреплении нас и наполнении Духом Святым.

Шестой час посвящен воспоминанию шествия Христа на Голгофу и Его Распятия (Лк. 23, 26-38).

каждение

После того как дискос с Агнцем и Чаша с вином покрыты, диакон, испросив благословение священника, совершает каждение всего храма.
Начинает он его в алтаре. Кадит престол, жертвенник, Горнее место, иконы алтаря, священнослужителей и всех, находящихся в алтаре. Выходит и кадит иконостас, хоры. Спускается и обходит, совершая каждение, весь храм, причем сперва кадит иконы, затем поворачивается и, кланяясь, кадит людей.
Это очень интересный и древний обычай.
На античном Востоке, в богатых домах, окуривание благовониями приходящих гостей относилось к ритуалу приветствия. Оттуда этот обычай пришел и в христианские собрания. Диакон, покадив алтарь, приготовленные дары и иконы, обходит весь храм и кадит верующим, выражая почтение христианам, гостям Господа, сошедшимся на Небесную трапезу.

– Уже не первый раз диакон кадит. А зачем мы кадим? Богу это нужно?
– Мы кадим, выражая благоговение перед Богом. И делается это, безусловно, не для Бога, а для нас.
«Обоняние – одно из пяти человеческих чувств и самое сильное из пяти, поскольку самое бессознательное. Почувствовать, учуять что-то – значит получить некую иррациональную уверенность в том, что невозможно доказать. Кроме того, запах – это знак присутствия, след, который оставляет за собой всякое живое существо. Поиск того, что скрыто от глаз, охота, выслеживание требуют чуткого обоняния. И когда мы устремляемся на поиски Бога, Он тоже оставляет нам знаки Своего таинственного присутствия – летучие и трудноуловимые, но реальные» (свящ. П. Дюмулен).

Издавна благовоние служило способом любовного общения мужчины и женщины:

Ласки твои лучше вина.
От благовония мастей твоих
имя твое – как разлитое миро,
поэтому девицы любят тебя (Песн. 1, 1-2),

– говорит жениху возлюбленная. И тот отвечает ей:

О, как любезны ласки твои,
сестра моя, невеста!
О, как много ласки твои лучше вина,
и благовоние мастей твоих
лучше всех ароматов!
…Благоухание одежды твоей подобно
благоуханию Ливана!
(Песн. 4, 10-11).

Если мы вспомним, что книга Песнь Песней, полная прекрасных эротических образов, на самом деле вошла в Библию не как памятник любовной лирики, а как поэма об отношении человеческой души (невесты) с Богом (Женихом), то станет понятно: сладкий аромат благовоний в Библии – это знак любви, доверия, нежности.

За несколько столетий до Рождества Христова, Бог устами пророка Малахии, восклицает: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему…» (Мал. 1, 11). И, словно слыша поступь верблюдов, везущих новорожденному Христу дары: благовония и золото, Исаия пророчествует: «Множество верблюдов покроет тебя – дромадеры из Мадиама и Ефы; все они… принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» (Ис. 60, 6).

Наступает долгожданное время прихода в мир Сына Божия. И тут можно сказать, что весь Новый Завет заключен между двумя ароматами: фимиамом, принесенным в дар к Рождеству Христову, как предсказывали то пророки, и благовониями, предназначенными для погребения Спасителя.
Для христианина принесение ароматов Богу, каждение – знак любви к Нему и благоговейного почитания. «Да направится молитва моя, как фимиам, пред Лице Твое», – молится псалмопевец Давид (Пс. 140, 20).
А тайновидец Иоанн, автор Апокалипсиса, приобщенный Боговидению и знанию судеб мира, сообщает нам о небесном Богослужении так: «И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом… И пришел иный Ангел и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотый жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела» (Откр. 8, 2-4).

Сам Христос показал нам истинный пример поклонения Богу, предав «Себя в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5, 2). Вся жизнь Христова была непрестанным приношением любви, угодным Богу, истинным благоуханным каждением.
Каждый человек, вступающий в Церковь, на служение Богу, также помазывается благовонным маслом – Св. Миром. Христианин – это помазанник Христа, а значит, как и наш Спаситель, мы должны быть благоуханием пред Лицом Божиим. Об этом очень выразительно сказал Ап. Павел: «Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2 Кор. 2, 14-16).

Таким образом, кадильное воскурение – больше, чем жертва, чем символический дар Богу. С одной стороны, кадильный аромат свидетельствует о всепроникающем сладком присутствии Господнем в нашей жизни, с другой – это напоминание нам, христианам, какой должна быть наша жизнь. А она должна быть жертвенной, как жертва кадильная, чистой, как чиста кадильная смола, ароматной, как ароматен фимиам.
Еще раз вспомним радикальные слова Ап. Павла, что Бог «дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте», то есть, мир узнает через благоухание нашей жизни о Боге, и наша жизнь, наше благоухание «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь». Кто-то через наш пример приходит к Богу и приобщается к вечной жизни, а кто-то – бежит от Бога, прячется от благодати, делает свой выбор – жить без Бога.

Прихожане в это время ставят свечи.

Кто-то получает благословение священника или задает неотложный вопрос.

Другие исповедуются…
Через минуту-две начнется великолепная и священная служба Божественной литургии.

Фоторассказы священника Константина Пархоменко

https: //azbyka. ru

https: //azbyka. ru/parkhomenko/foto/bogosluzheniya/liturgiya/proskomidiya/



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.