Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ханафитский фикх(2) 15 страница



Пятничная молитва состоит из двух рака'атов, во время которых имам читает Коран вслух.

Если человек успеет присоединиться к молящимся во время ташаххуда, прежде чем имам произнесёт таслим, считается, что он успел принять участие в пятничной молитве. В подобном случае ему следует совершить её после произнесения имамом таслима.

Необходимым условием действительности пятничной молитвы является её проведение после хутбы в период времени, отводимый для совершения полуденной молитвы, если на пятничной молитве присутствует достаточное количество молящихся.

Согласно сунне во время пятничной молитвы читаются две хутбы. После первой имаму следует на короткое время присесть на минбаре. Указанием на это служит хадис 'Абдуллаха бин 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: «Пророк всегда читал две хутбы и присаживался между ними» (Аль-Бухари).

Согласно сунне, после того, как имам поднимется на минбар, азан следует возгласить перед ним.

Первая хутба начинается с мольбы о защите от шайтана (та'аввуз), с которой имам про себя обращается к Аллаху. Затем ему следует воздать хвалу Аллаху и восславить Его, произнести слова обоих свидетельств и призвать благословения на Пророка потом обратиться к собравшимся с увещаниями и напоминаниями (ва'аз) и прочесть хотя бы один айат Корана. Во время второй хутбы имаму следует обратиться к Аллаху с мольбами за мусульман.

После того как имам поднимется на минбар, никто не должен ни молиться, ни разговаривать до завершения пятничной молитвы. Указанием на это служит хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передал, что Посланник Аллаха сказал: «Если в пятницу во время произнесения имамом хутбы ты скажешь находящемуся рядом с тобой человеку: " Слушай (внимательно)! " - то скажешь нечто неподобающее» (Аль-Бухари).

Однако если в это время запрещается даже побуждать к одобряемому шариатом, что в иных обстоятельствах вменяется в обязанность говорить то, что обязательным не является, ещё более запретно.

Теперь что касается хадиса Джабира бин 'Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: «(Как-то раз) во время произнесения Пророком хутбы в пятницу (в мечеть) вошел один человек. (Пророк ) спросил (этого человека): " Совершил ли ты молитву, о такой-то? ". (Вошедший) ответил: " Нет". (Пророк ) сказал: " (Тогда) встань и соверши молитву" » (Аль-Бухари).

Многие улемы по-разному комментировали этот хадис. Некоторые считали, что это имело место до того, как Пророк приступил к чтению хутбы. Подтверждением этого служит другая версия этого хадиса, в которой сказано: «... когда Пророк сидел на минбаре... » (Муслим).

Другие же считали, что это случилось до того, как людям было запрещено заниматься посторонними делами, и разговаривать во время хутбы, и велено хранить молчание, и внимательно слушать имама.

Хутбу должен читать имам, однако в это время, равно как и во время совершения молитвы, он может выбрать себе заместителя. Необходимо, чтобы имам выбирал заместителя из числа тех, кто слышал всё или хотя бы часть того, что он говорил, и был способен должным образом завершить хутбу и провести молитву.

Как до, так и после пятничной молитвы совершается добровольная молитва в четыре рака'ата с одним таслимом. Такие молитвы относятся к категории " сунна му'аккада".

Сообщается, что Абу Аййуб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха всегда совершал молитву в четыре рака’ата после того, как солнце начинало клониться к закату, и однажды я спросил его: " Что это за молитва, которую ты совершаешь так неуклонно? ". Он сказал: " В это время открываются небесные врата, и я хочу, чтобы в это время к ним возносились мои праведные дела". Я спросил: " Следует ли читать Коран во время каждого из этих рака'атов? ". Он ответил: " Да". Я спросил: " Один таслим следует произносить или два? " - и он сказал: " Один" » (Абу Дауд; ат-Тирмизи; ат-Тахави).

Таким образом, Пророк совершал молитву в четыре рака'ата после полудня неуклонно, не делая различий между полуденными и пятничными молитвами, из чего следует, что её следует совершать в обоих случаях.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Если кто-либо из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после неё молитву в четыре рака'ата» (Муслим).

Сообщается, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, всегда совершал перед пятничной молитвой добровольную молитву в четыре рака'ата, не произнося между ними таслим; а после пятничной молитвы он сначала совершал молитву в два рака'ата, а потом - в четыре (Ат-Тахави).

Сообщается, что Абу 'Абд ар-Рахман ас-Сулами сказал: «'Абдуллах (бин Мас'уд) всегда велел нам совершать молитву в четыре рака'ата до и после пятничной молитвы» ('Абд ар-Раззак).

Согласно сунне по пятницам следует совершать полное омовение, умащаться благовониями и являться в мечеть как можно раньше. Передают, что Пророк сказал: «Когда кто-либо из вас (решит) прийти на пятничную молитву, пусть совершит полное омовение» (Аль-Бухари).

Сообщается, что Сальман аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк сказал: «Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) или умастит (тело) благовониями, (которые найдутся у него) дома, после чего отправится (на пятничную молитву), не будет расталкивать людей, сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько будет (угодно Аллаху), а потом станет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся (грехи, совершённые им) между этой и предыдущей пятницей» (Аль-Бухари).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Тот, кто в пятницу совершит такое же полное омовение (гусль), какое совершают после большого осквернения (джанаба), а затем (рано) отправится (на молитву в мечеть), уподобится принёсшему в жертву (Аллаху) верблюда; отправившийся (на молитву) во второй час уподобится принёсшему в жертву корову; отправившийся в третий час уподобится принёсшему в жертву рогатого барана; отправившийся в четвёртый час уподобится принёсшему в жертву курицу, а отправившийся в пятый час - принёсшему в жертву яйцо, когда же выйдет имам, ангелы явятся, чтобы послушать (слова) поминания (Аллаха)» (Аль-Бухари).

Тому, кто обязан принимать участие в пятничной молитве, порицается покидать город после полудня, не выполнив эту обязанность.

 

 

 

 

 

 

Узаконенность праздничных молитв

Проведение особых молитв в день праздника разговения ('ид аль-фитр) (1-й день месяца шавваль) и в день праздника жертвоприношения ('ид аль-адха) (10-й день месяца зу-ль-хиджжа) было вменено в обязанность мусульманам в 1 году хиджры (622 г. ).

Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день разговения и в день жертвоприношения Посланник Аллаха всегда выходил к месту молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он становился перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления. Если же после этого он хотел послать куда-нибудь военный отряд, то делал это, и если хотел приказать сделать что-то, то приказывал, а затем уходил» (Аль-Бухари).

Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что в день праздника жертвоприношения и в день праздника разговения Посланник Аллаха всегда совершал молитву, после чего читал хутбу (Аль-Бухари).

Суждение о праздничной молитве

Участие в праздничных молитвах обязательно для каждого, кому предписано участвовать в пятничных молитвах, поскольку Пророк сам принимал участие в этих молитвах и повелевал людям являться на них. Сообщается, что Умм 'Атыййа, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В день праздника нам всегда велели являться (на молитву), и на неё приходили даже девушки, сидевшие за занавесками, и женщины, у которых были месячные. Они стояли позади всех, произнося слова " Аллаху акбар" и обращаясь к Аллаху с мольбами, подобно другим, ибо надеялись на благодать этого дня и очищение от грехов» (Аль-Бухари).

В " Аль-Джами' ас-сагир" праздничная молитва именуется " сунной", так как на её обязательность имеются указания в Сунне Пророка.

В тех случаях, когда день праздника выпадает на пятницу, проводятся как праздничная, так и пятничная молитвы, поскольку первая не может служить заменой второй, на что указывают слова 'Али и Ибн а-Зубайра. Ибн 'Абд аль-Барр сказал: «Не следует считать, что из-за праздничной молитвы пятничная молитва становится необязательной ввиду того, что 'Али указывал, что это касается только бедуинов, которые живут в пустыне, и тех, кто не обязан присутствовать на пятничной молитве».

Время праздничной молитвы

Для проведения праздничной молитвы отводится тот же период времени, что и для добровольных духа молитв. Этот период начинается с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья и белеет, и продолжается почти до полудня. Если во время праздничной молитвы солнце станет клониться к закату, эта молитва станет недействительной. Молитву по случаю праздника разговения можно проводить и на второй день, если по тем или иным уважительным причинам её нельзя провести своевременно, например, в тех случаях, когда идёт сильный дождь, или отсутствует имам, или когда из-за облачности люди видят месяц только после полудня и так далее. Передают, что 'Умайр бин Анас сказал: «Мои дядья со стороны отца из числа ансаров сообщили мне, что однажды при жизни Пророка в последнюю ночь рамадана месяц скрылся из вида, и люди продолжили соблюдать пост. Однако после полудня кто-то из них в присутствии Пророка засвидетельствовал, что видел месяц прошлой ночью, после чего Посланник Аллаха велел людям разговляться, и они тотчас сделали это, а на следующий день (Пророк ) совершил вместе с ними праздничную молитву» (Ахмад; Абу Дауд; ат-Тахави).

Недействительной является такая праздничная молитва, которая без уважительных причин проводится по истечении установленного для неё времени.

Что касается молитвы по случаю праздника жертвоприношения, то при наличии уважительных причин её можно откладывать в течение трёх дней. Это можно делать и без уважительных причин, но поступать так порицается. Достоверно известно, что Пророк назвал дни (пребывания) в Мине днями праздника (Аль-Бухари).

Как следует проводить праздничную молитву

Подобно пятничной молитве, праздничная молитва является коллективной и состоит из двух рака'атов. Перед праздничной молитвой также не возглашается ни азан, ни икамат. Передают со слов Ибн 'Аббаса и Джабира бин 'Абдуллаха, да будет доволен ими Аллах, что азан не возглашался ни в день разговения, ни в день жертвоприношения (Аль-Бухари).

Сообщается, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В день праздника Посланник Аллаха совершил молитву без азана и икамата» (Ан-Наса'и).

Тому, кто пропустит праздничную молитву, не следует возмещать её в одиночестве. По возможности, он должен принять участие в такой молитве под руководством другого имама, так как праздничную молитву разрешается проводить в разных местах.

Во время праздничной молитвы обязательно произносить больше такбиров, чем обычно, а именно - по три такбира во время каждого рака'ата. После " ду'а ас-сана" первого рака'ата имам, за которым должны последовать все собравшиеся, произносит такбир в первый раз. Произнося такбир, имам должен каждый раз поднимать и опускать руки и хранить молчание между такбирами, пока такбир произносят другие участники молитвы. Не будет предосудительным, если имам скажет: «Свят Аллах; хвала Аллаху; нет бога, кроме Аллаха; Аллах велик /Субхана-Ллаh; ва-ль-хамду ли-Лляh; ва ля иляhа илля-Ллаh; ва-Ллаhу акбар/».

Во время второго рака'ата имам также произносит три такбира после чтения " аль-Фатихи" и ещё одной суры перед совершением поясного поклона, однако можно произносить такбир и в начале каждого рака'ата, поскольку относительно этого высказывались разные мнения.

Так поступали Ибн Мас'уд и многие другие сподвижники. 'Алькама и аль-Асвад передали, что, проводя праздничные молитвы, Ибн Мас'уд произносил такбир девять раз: сначала он четырежды произносил такбир перед чтением Корана, потом произносил его один раз, потом совершал поясной поклон, потом переходил к чтению Корана во время второго рака'ата, потом четырежды произносил такбир, а потом совершал поясной поклон ('Абд ар-Раззак).

Передают, что во время первого рака'ата Ибн 'Аббас произносил такбир семь раз, а во время второго - пять. Это значит, что если имам произнесёт такбир более трёх раз, участники праздничной молитвы должны следовать за ним, поскольку так поступали и сподвижники Пророка.

Если имам по невнимательности начнёт молитву не с такбира, а с чтения Корана, и вспомнит об этом до завершения чтения, ему следует остановиться и произнести такбир, после чего - вернуться к чтению. Если же после завершения чтения он вспомнит о том, что допустил ошибку, ему следует не произносить такбир, а продолжать проводить молитву дальше. Если кто-либо присоединится к праздничной молитве в то время, когда имам уже произнесёт такбир, но ещё будет продолжать стоять, опоздавший должен сразу же произнести такбир, даже если имам приступит к чтению Корана. Если же человек не произнесёт такбир, пока имам не склонится в поясном поклоне, ему также следует совершить поясной поклон и произносить такбир в таком положении, не поднимая рук.

Если опоздавший пропустит первый рака'ат целиком, ему следует произнести такбир после чтения, когда он встанет для возмещения пропущенного рака'ата.

Хутба праздничной молитвы

Согласно сунне после молитвы имам должен прочитать две хутбы, ненадолго присев на минбаре между первой и второй хутбой. Сообщается, что Джабир бин 'Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк встал и приступил к совершению молитвы, а потом прочитал людям хутбу, когда же Пророк Аллаха закончил читать её, он спустился вниз, подошёл к женщинам и стал наставлять их. Делая это, он опирался на руку Биляла, Билял же держал руками полу своей одежды, куда женщины складывали садаку» (Аль-Бухари).

После того как имам поднимется на минбар, он не должен садиться, пока не прочтёт хутбу, поскольку во время пятничной молитвы имам сидит на минбаре, ожидая, пока муаззин не закончит возглашать азан, который не возглашается во время праздничной молитвы.

Первую хутбу желательно (мустахабб) начать с произнесения девяти такбиров, а вторую - с семи, завершить же её желательно произнесением четырнадцати такбиров.

Сунны, которых желательно придерживаться

в дни праздников разговения и жертвоприношения

Согласно сунне, перед тем как отправиться на молитву в день праздника разговения, желательно съесть что-нибудь сладкое. Предпочтительнее всего съесть нечётное количество фиников, на что указывает хадис Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В день разговения Посланник Аллаха никогда не выходил (из дома на праздничную молитву), не съев несколько фиников».

В другой версии (этого хадиса) сообщается, что (Анас, Да будет доволен им Аллах) также сказал: «... и (Пророк обычно) съедал нечётное количество (фиников)» (Аль-Бухари).

В день праздника необходимо совершить полное омовение, очистить полость рта, умаститься благовониями, надеть свою лучшую одежду и направиться в мечеть, повторяя про себя слова " Аллах велик" и проявляя радость. Кроме того, перед молитвой следует раздать закят разговения (закят аль-фитр).

Сообщается, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В день праздника Посланник Аллаха обычно надевал красный плащ» (Ат-Табарани).

Передают, что в дни праздников Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, всегда надевал свои лучшие одежды (Аль-Байхаки).

Сообщается, что, направляясь на молитву в дни праздников разговения и жертвоприношения, Ибн 'Умар повторял такбир вслух, пока не приходил к месту молитвы, где он продолжал повторять его, пока не приходил имам (Аль-Байхаки; ад-Даракутни).

Ни перед молитвой, ни после неё не следует совершать никаких добровольных молитв до возвращения домой. Передают со слов Ибн 'Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) Пророк, которого сопровождал Билял, пришёл на праздничную молитву в день разговения и совершил молитву в два рака'ата, не помолившись ни до, ни после неё (Аль-Бухари).

Желательно идти на молитву и возвращаться с неё, как уже говорилось, разными путями, на что указывает хадис Джабира, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В день праздника Пророк обычно возвращался с молитвы не тем путём, (которым он шёл на неё)» (Аль-Бухари).

Так же следует поступать и в день жертвоприношения с той разницей, что к трапезе нужно приступать не до, а после праздничной молитвы. Тому, кто направляется на молитву, по дороге следует произносить такбир вслух, как и в дни ташрика. Произнесение такбира после каждой предписанной молитвы, начиная с утренней молитвы в день 'Арафата и до послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика, вменяется в обязанность (ваджиб) каждому совершеннолетнему и дееспособному мусульманину. На это указывают слова Аллаха Всевышнего: «Поминайте Аллаха в дни определённые ».

? ????????????? ???? ???? ??????? ?????????? •? ?

Аллах Всевышний также сказал: «... чтобы они могли удостовериться в том, (какую) пользу (это) им принесёт, и поминать имя Аллаха в установленные дни над тем (жертвенным) скотом, что Он даровал им».

?????????????? ????????? ?????? ????????????? ?????? ???? ???? ??????? ?????????? •? ?????? ??? ????????? ????? ????????? ??????????? ?

Сообщается, что 'Али, да будет доволен им Аллах, всегда начинал произносить такбир после утренней молитвы в день 'Арафата и продолжал делать это не только до послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика, но и после неё (Ибн Абу Шайба). Передают, что так же поступали Ибн 'Аббас, Ибн Мас'уд и 'Умар бин аль-Хаттаб (Аль-Хаким).

В день праздника такбир произносится следующим образом: «Аллах велик, Аллах велик; нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик, Аллах велик, хвала Аллаху /Аллаhу акбар, Аллаhу акбар; ля иляhа илля-Ллаh, ва-Ллаhу акбар; Аллаhу акбар; ва ли-Лляhи-ль-хамд/».

Одни улемы считали, что произнесение этого такбира вслух относится к категории обязательных (ваджиб) действий, другие же относили его к категории действий, которые совершать желательно. Женщинам следует произносить такбир про себя.

В одном из сообщений с хорошим иснадом говорится, что так произносил такбир Ибн Мас'уд. Передают со слов Абу-ль-Ахваса, что, произнося такбир в течение дней ташрика, 'Абдуллах (бин Мас'уд) говорил: «Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, ля иляhа илля-Ллаh, ва-Ллаhу акбар, ва-Ллаhу акбару, ва ли-Лляhи-ль-хамд» (Ибн Абу Шайба).

Ибн Хаджар пишет: «Наиболее верными из сообщений сподвижников об этом являются сообщения 'Али и Ибн Мас'уда, согласно которым такбир следует начинать произносить после утренней молитвы в день 'Арафата и продолжать делать это до завершения последнего дня пребывания в Мине».

В первые десять дней месяца зу-ль-хиджжа узаконено также произнесение такбира на рынках. В своём " Сахихе" аль-Бухари приводит сообщение о том, что однажды 'Умар, да будет доволен им Аллах, находившийся в своём шатре в Мине, повторял слова " Аллаху акбар". Это услышали собравшиеся в мечети люди, которые также стали повторять такбир, а потом его подхватили люди на рынках, и рынки затряслись от этого. Что касается Ибн 'Умара, то во все эти дни он произносил такбир и в Мине, и после молитв, и на своём ложе, и в своём лагере, и находясь в собрании, и передвигаясь с места на место. В день жертвоприношения произносила такбир Маймуна. Известно также, что в течение дней ташрика произносили такбир женщины, которые вместе с мужчинами находились в мечети позади Аббана бин 'Усмана и 'Умара бин 'Абд аль-'Азиза.

 

 

 

 

 

 

Солнечные и лунные затмения бывают как полными, так и частичными. Согласно сунне во время затмения проводится молитва в два или четыре рака'ата с одним или двумя таслимами, подобная добровольной молитве. Во время солнечных и лунных затмений желательно проводить такую молитву совместно с другими мусульманами. Её можно проводить в любое время, за исключением таких периодов, когда молиться порицается. Перед такой молитвой не произносятся ни азан, ни икамат, а во время неё следует удлинять чтение Корана, совершение поясных и земных поклонов и обращение к Аллаху с мольбами до завершения затмения.

Сообщается, что Кабиса аль-Хиляли, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда при жизни Посланника Аллаха произошло солнечное затмение, он в испуге направился на молитву, волоча за собой свою накидку, я же в тот день находился с ним в Медине. (В мечети) он совершил молитву в два рака'ата, во время которых подолгу стоял, а когда затмение закончилось и показалось солнце, он сказал: «Поистине, это - знамения, посредством которых Аллах устрашает Своих рабов, и если вы увидите, что начинается затмение, совершите молитву, подобную первой предписанной молитве, что была совершена вами» (Абу Дауд; аль-Хаким).

Передают со слов ан-Ну'мана бин Башира, да будет до-волен Аллах ими обоими, что Пророк сказал: «Если начнётся солнечное или лунное затмение, совершите молитву, подобную первой предписанной молитве, что была совершена вами» (Ан-Наса'и).

Первой была предписанная утренняя молитва в два рака'ата, а поэтому во время затмения следует совершать молитву в два рака'ата, подобную утренней молитве.

Передают, что Махмуд бин Лябид, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день смерти (малолетнего сына) Посланника Аллаха Ибрахима произошло солнечное затмение, и люди стали говорить: «Затмение началось из-за смерти Ибрахима». (Услышав это), Посланник Аллаха сказал: «Поистине, солнечные и лунные затмения являются знамениями Всемогущего и Великого Аллаха, которые не происходят ни из-за смерти, ни из-за жизни кого бы то ни было (из людей), и если же вы увидите (подобное), идите в мечети" ». После этого он принялся читать Коран, потом совершил поясной поклон, потом выпрямился, потом совершил два земных поклона, а потом встал и совершил второй рака'ат так же, как и первый» (Ахмад).

Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) мы находились у Посланника Аллаха началось солнечное затмение. Пророк поднялся (со своего места, направился к мечети), волоча за собой свою накидку, и вошёл туда. Мы также вошли (в мечеть, где) он совершал с нами молитву в два рака'ата до тех пор, пока солнце не появилось снова, (закончив же молиться, Пророк сказал: «Поистине, солнечные и лунные затмения происходят не потому, что кто-то (из людей) умирает, и поэтому, когда вы увидите (подобное), молитесь и взывайте к Аллаху, пока затмение не закончится" » (Аль-Бухари).

В другой версии этого хадиса сообщается, что Абу Бакра сказал: «... и он совершил с людьми молитву в два рака'ата, подобную вашей молитве» (Ибн Хиббан; аль-Хаким).

Сообщается, что Самура бин Джундаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Во время солнечного затмения Посланник Аллаха совершал с нами молитву, и мы не слышали его голоса» (Ат-Тирмизи).

Передают, что во время солнечного затмения Абу Йусуф, который совершал молитву, читал Коран вслух, поступая так согласно хадису 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Совершая молитву во время солнечного затмения, Пророк сначала читал Коран вслух. Закончив чтение, он произнес слова " Аллаху акбар" и совершил поясной поклон, а когда выпрямлялся после него, сказал: " Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу /Сами'а-Ллаhу ли-ман хамидаh/". Потом он снова начал читать Коран во время этой молитвы, состоявшей из двух рака'атов, во время которых он совершил четыре поясных и четыре земных поклона» (Ат-Тирмизи).

В большинстве своём улемы приводили этот хадис 'Аиши в качестве доказательства того, что во время каждого рака'ата молитвы, совершаемой в случае солнечного или лунного затмения, дополнительно совершается ещё один поясной поклон. На это указывается в сообщениях, передаваемых со слов Ибн 'Умара, Ибн 'Аббаса, Джабира и других сподвижников.

Однако имамы ханафитского мазхаба не придерживались этого, так как относили сообщения, в которых говорилось о вышеупомянутом дополнении, к хадисам категории " мудтариб" . Объяснялось это тем, что в некоторых хадисах, переданных другими путями, говорится о трёх поясных поклонах во время каждого рака'ата, в других же говорится о четырёх или пяти поясных поклонах.

Некоторые мухаддисы даже считали, что сообщения о совершении более чем двух поясных поклонов во время каждого рака'ата являются результатом ошибки отдельных передатчиков, правильным же следует считать, что во время каждого рака'ата совершается не один, а два поясных поклона. Вместе с тем, некоторые улемы полагали, что допускается совершение такой молитвы обоими способами.

Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Когда) при жизни Посланника Аллаха произошло солнечное затмение, он стал молиться вместе с людьми. (Сначала) он долго стоял, потом совершил долгий поясной поклон, потом (выпрямился и снова) стоял долго, но меньше, чем в первый раз, а затем совершил (ещё один) долгий поясной поклон, но более короткий, чем первый. Потом он (дважды) совершил долгий земной поклон, после чего таким же образом совершил второй рака'ат, а когда солнце показалось снова, закончил (молиться) и обратился к людям с хутбой. Воздав хвалу Аллаху и восславив Его, он сказал: «Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, а затмения их не происходят ни из-за смерти, ни из-за жизни кого бы то ни было из людей, и поэтому если вы увидите (подобное), то взывайте к Аллаху, произносите слова " Аллаhу акбар", молитесь и раздавайте милостыню». Затем он сказал: «О (члены) общины Мухаммада, клянусь Аллахом, при виде того, как Его раб или Его рабыня совершают прелюбодеяние, никто не испытывает большей ревности, чем Аллах! О (члены) общины Мухаммада, клянусь Аллахом, если бы вы знали то, что известно мне, то, конечно же, смеялись бы мало, а плакали много! » (Аль-Бухари).

Ибн Хаджар пишет: «В хадисе 'Аиши содержатся и другие полезные сведения. Так, в нём говорится о том, что во время затмения необходимо приступать к молитве как можно быстрее, и упоминается о прочих необходимых действиях. Этот хадис удерживает людей от того, чтобы они много смеялись, и побуждает их к тому, чтобы они много плакали; в нём говорится о том, что человек неизбежно придёт к смерти, и указывается на необходимость принимать во внимание знамения Аллаха. Кроме того, в этом хадисе отвергаются утверждения тех, кто говорит, что планеты оказывают влияние на землю, разъясняется, что следует опасаться неправильных воззрений, и упоминается о том, какое значение придавали сподвижники передаче сообщений о делах Пророка, чтобы им могли следовать люди».

Моление о ниспослании дождя (салят аль-истиска')

Словом " истиска'" обозначается обращение к Аллаху с просьбой о воде в такое время, когда ощущается крайняя необходимость в дожде. Моление о ниспослании дождя представляет собой обращение к Аллаху с мольбами и просьбами о прощении, а в Коране сказано: «... и сказал я: " Молите о прощении Господа вашего, ибо, поистине, Он - Прощающий! ? Он ниспошлёт вам с неба обильный дождь... " ».

???????? ??????????????? ???????? ??????? ????? ???????? ???? ???????? ??????????? ????????? ??????????? ????

Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) в пятницу один человек вошёл в мечеть через дверь, расположенную напротив минбара, в то время, когда Посланник Аллаха произносил хутбу. Он встал перед Посланником Аллаха и, не присев, обратился к нему с такими словами: О Посланник Аллаха, наш скот погиб, и мы не можем двинуться в путь, так обратись же к Аллаху, чтобы Он послал нам дождь! ". Тогда Посланник Аллаха воздел руки к небу и стал взывать: и Аллах, напои нас, о Аллах, напои нас, о Аллах, напои нас! /Аллаhумма-скы-на, Аллаhумма-скы-на, Аллаhумма-скы-на! /" ».

(Анас) сказал: «Клянусь Аллахом, (в это время) на небе не было ни одной тучи или облачка и вообще ничего, а между нами и горой Саль' не было никаких строений или домов».

(Анас) сказал: «И (вдруг) из-за горы появилась туча по форме подобная щиту, а когда она заняла середину неба, то распространилась (во все стороны), а потом полил дождь».

(Анас) сказал: «Клянусь Аллахом, (после этого) мы не видели солнца целых шесть дней, а когда Посланник Аллаха произносил хутбу в следующую пятницу, через те же самые двери вошёл человек, встал перед ним и сказал: " О Посланник Аллаха, наше имущество погибло, а по дорогам невозможно пройти, так попроси же Аллаха, чтобы Он остановил (дождь)! " ».

(Анас) сказал: «Тогда Посланник Аллаха воздел руки к небу и сказал: " О Аллах, вокруг нас, а не на нас! О Аллах, на холмы, горы, пригорки, возвышенности, в вади и на те места, где растут деревья! " ».

(Анас) сказал: «И дождь прекратился, а когда мы вышли, уже светило солнце» (Аль-Бухари).

Сообщается, что 'Абдуллах бин 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Иной раз я вспоминал слова поэта, когда смотрел на лицо Пророка обращавшегося к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя и не спускавшегося (с минбара) до тех пор, пока вода не начинала бурлить в каждом водостоке. Это - слова Абу Талиба, (который сказал):



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.