Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2.1. Назначение, условия эксплуатации и типы колесных пар



Колесная пара является наиболее ответственным узлом вагона, от исправного состояния которого в решающей степени зависит безопасность движения. Колесные пары несут на себе массу всего вагона, направляют его по рельсовому пути и воспринимают жест­кие и разнообразные по направлению удары от неровности пути, собственных дефектов и стыков рельсового пути. При торможении колесная пара имеет значительный износ от тормозных колодок, а при движении юзом на поверхности колеса образуются выработ­ки, называемые ползунами. Особенно быстро износ гребня колеса происходит при прохождении поездом кривых участков пути. Боль­шинство пассажирских вагонов в пути следования делают частые остановки, которые происходят после срабатывания автоматичес­ких тормозов. При торможениях отдельные участки колес нагре­ваются до высоких температур и получают местную закалку с об­разованием участков повышенной твердости, на которых в даль­нейшем из-за ударных нагрузок появляются трещины, что приво­дит к разрушению металла по поверхности колеса.

В настоящее время в России для вагонов, эксплуатируемых со скоростями движения до 160 км/ч, используются типы колесных пар, приведенные в табл. 2. 1.

Тип колесной пары определяется типом оси и диаметром колес, а также конструкцией подшипников и способом крепления их на оси. Буквы РУ и Ш в обозначении типа оси означают: Р — роли­ковая, т. е. для подшипников качения; У — унифицированная, т. е. для грузовых и пассажирских вагонов; Ш — крепление подшип­ников на оси при помощи шайбы.

На тележках пассажирских вагонов последних лет постройки используют дисковые тормоза. В этом случае на средней части оси имеются посадочные места для крепления тормозных дисков. Ко­лесные пары пассажирских вагонов, эксплуатируемые со скоростями движения более 160 км/ч для увеличения устойчивости и сни­жению износов имеют измененный профиль поверхности ката­ния колеса.

Колесная пара (рис. 2. 1) со­стоит из оси с напрессованными на неё двумя колесами. Наруж­ная поверхность колеса, сопри­касающаяся с рельсом, называет­ся поверхностью катания. Про­филь поверхности катания имеет определенную форму и размеры. Гребень обода направляет колесную пару и предохраняет вагон от схода с рельсов. Колесная пара является тем элементом, который обеспечивает непосредственный контакт вагона и пути. От точнос­ти геометрических размеров и других параметров колесной пары в значительной мере зависят безопасность движения и ходовые ка­чества вагона.

Колесные пары РУ 1-950 и РУ1Ш-950 отличаются друг от друга устройствами шеек осей. Колесные пары типа РВ2Ш-957-Г выпускаются для грузовых ваго­нов новой постройки с нагруз­кой от оси на рельсы до 245, 2 кН (25, 0 тс). Для грузовых вагонов Разработаны и проходят испыта­ния колесные пары с осевыми на­грузками 30 и 27 тс.



    Таблица 2. 1

Ширина обода нового колеса — 130 мм. Диаметр колеса изме­ряют по кругу катания, которым называется совокупность точек на поверхности катания колеса, удаленных от внутренней грани на расстояние 70 мм. В этом же сечении следует измерять толщи­ну обода колеса. Расстояние между кругами катания колес одной колесной пары — 1580 мм.

Расстояние между внутренними боковыми поверхностями колес составляет 1439—1442 мм.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.