Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пояснения к учебным материалам:



Составление плана текста. План текста – это список, состоящий из основных мыслей текста, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание.

Для того чтобы составить качественный план, необходимо знать основные этапы составления плана:

1. Разделение содержания текста на смысловые части, выделение в каждой из них главной мысли.

2. Озаглавливание каждой части.

3. В каждой части выделение нескольких положений, развивающих главную мысль.

4. Проверка: не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.

5. В случае необходимости внесение корректировок.

Составление конспекта. Цель составления конспекта – научить студентапоследовательно и четко излагать свои мысли, работая с текстом, обобщать его содержание. К основным этапам составления конспекта относятся следующие:

1. Изучение текста, выделение новых понятий, имен, дат;

2. Составление простого плана, формулировка основной мысли каждого пункта плана;

3. Краткая последовательная запись.

Заполнение таблицы. Целью данного типа задания является освоения необходимого набора дат по отечественной истории. Данный тип задания выполняется с опорой на учебник.

Работа с понятиями. Овладение историческими понятиями означает усвоение обучающимися наиболее важных специфических признаков исторических фактов, отражение в их сознании исторических событий и явлений в наиболее существенных связях и отношениях. Понятия – это стержень системы научных знаний. Понятия должны формироваться у всех обучающихся одинаковыми, определенными, т. к. овладение ими является необходимым условием осмысления множества исторических фактов и понимания закономерностей исторического процесса. Выполнение этого типа задания сопровождается обращением к учебнику, а также справочной литературе: словарям, историческим справочникам, энциклопедиям, как в бумажном виде, так и в электронном.

Работа со схемой. Логические схемы помогают анализировать и обобщать исторические явления, усваивать их существенные признаки во взаимосвязи, создают благоприятную психологическую основу для осуществления логических операций (сравнение, разграничение, обобщение и др. ), способствует «упаковке» основных знаний в долговременной памяти. Заполнение схемы производится студентами с опорой на текст, представленный в учебнике.

Работа с персоналиями. Назначение этого задания освоение обучающимися основных исторических сведений о выдающихся деятелях отечественной истории. Этот тип задания выполняется также с опорой на чебник.

Написание исторического минисочинения по видному деятелю российской истории. Написание минисочинения по истории способствует развитию личности обучающегося, учит вырабатывать свое собственное мнение, оценочное суждение по поводу того или иного исторического события, а также направлено на формирование ценностных приоритетов. Минисочинение по истории не только проверяет знания исторических событий, но и вырабатывает способность систематизировать информацию, представлять результаты в свободной форме, понимать историческое значение событий и явлений.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данной персоне;

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), связанных с данной персоной;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов), связанных с персоной на дальнейшую историю России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, связанные с данным деятелем.

Пример. 882-912 гг. – период правления в Киеве великого князя Олега, известного как Олег Вещий. Он был регентом при малолетнем сыне Рюрика Игоре. В 882 году Олег совершил поход на Киев, обманом захватил город (убил княживших там Аскольда и Дира) и объединил два государственных центра. Олег сделал Киев столицей государства. Затем он установил порядок сбора дани с подвластных земель – полюдье. Он придал княжеской власти огромный авторитет и международный престиж: принял титул великого князя. Важным направлением внешней политики стали успешные походы на Византию. Дважды, в 907 и в 911 гг., Олег заключал договоры с Византией (в 911 г. – письменный). Это имело важные последствия: государство Русь заявило о себе как о крупной силе на международной арене.

Значение данного исторического периода в том, что в это время происходит создание Древнерусского государства – Киевская Русь. Установилась правящая династия, правитель принял титул великого князя. Он имел в распоряжении дружину. Подвластное население облагалось данью. Оформились границы государства, столицей стал Киев. По мнению историка А. Н. Сахарова, государство Русь сразу же заявило о себе как о крупной силе на международной арене. Установились дипломатические отношения с соседней Византией.

Задание – Фишбоун (развернутый смысловой план).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.