|
|||
г-ну Цою В.О.. Отзыв на государственную историко-культурную экспертизу Проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия федерального значения «Парк Луговой (Озерковый)», «Водоподводящая система Петергофа», 1720—1721 гг., инж.- гидравлик ТувоСтр 1 из 2Следующая ⇒
Председателю комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области г-ну Цою В.О. okn@lenreg.ru
Копия: Руководителю Управления Министерства культуры РФ по СЗФО г-ну Ермакову А.М. info@szfo-mkrf.ru От: Потравнова А.Л. проживающего по адресу: г. Санкт-Петербург, Отзыв на государственную историко-культурную экспертизу Проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия федерального значения «Парк Луговой (Озерковый)», «Водоподводящая система Петергофа», 1720—1721 гг., инж.- гидравлик Туволков В.Г., 2-я пол. XVIII в., 1944—1948 гг., 1970-е гг. (реставрация), в части расположенной на территории Ломоносовского района Ленинградской области, и территориально связанных с ними объектов культурного наследия.
17 февраля 2021 года на сайте Комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области на общественное обсуждение был представлен Акт государственной историко-культурной экспертизы Проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия федерального значения «Парк Луговой (Озерковый)», «Водоподводящая система Петергофа», 1720—1721 гг., инж.- гидравлик Туволков В.Г., 2-я пол. XVIII в., 1944—1948 гг., 1970-е гг. (реставрация), в части расположенной на территории Ломоносовского района Ленинградской области, и территориально связанных с ними объектов культурного наследия" подписанный 25 декабря 2020 года экспертной комиссией в составе Смирнова С.Э., Николаевой В.Н., Лебедевой Г.Н. (далее Акт ГИКЭ). В этом Акте ГИКЭ на с. 17 указано: «Рассмотрев проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных в границах Ломоносовского района Ленинградской области, разработанный ИП Ивченко И.А., и на основании самостоятельно произведенных исследований, экспертная комиссия пришла к единогласному мнению о СООТВЕТСТВИИ (положительное заключение) требованиям законодательства Российской Федерации в области». Кроме того, в Протоколе экспертной комиссия (Приложение №2 к Акту) на с. 20 написано: «Экспертная комиссия отмечает полноту состава как обосновывающих, так и утверждаемого разделов проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных в границах исследуемой территории, комплексный и профессиональный подход разработчиков к решению поставленной задачи обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде на сопряженной с ними территории, а также системный характер представленных материалов и научную обоснованность предлагаемых проектных решений». Я, Потравнов А.Л. являюсь одним из авторов научного исследования по истории создания и эксплуатации Петергофской водоподводящей системы Петергофа в период с 1721 по 2018 год. В рассматриваемом Проекте объединенной зоны охраны объектов культурного наследия федерального значения «Парк Луговой (Озерковый)», «Водоподводящая система Петергофа», 1720—1721 гг., инж.- гидравлик Туволков В.Г., 2-я пол. XVIII в., 1944—1948 гг., 1970-е гг. (реставрация), в части расположенной на территории Ломоносовского района Ленинградской области, и территориально связанных с ними объектов культурного наследия (далее Проект объединенной зоны), и в Акте ГИКЭ в списке используемой литературы имеются ссылки на книгу, опубликованную по результатам этих изысканий: Потравнов А. Л., Хмельник Т. Ю., От реки Коваши до Самсоновской чащи. История водоподводящей системы фонтанов Петергофа. Санкт-Петербург, «Аврора», 2019. В связи с этим фактом считаю, что обладаю должным уровнем компетенции для оценки представленного на общественное обсуждение Акта историко-культурной государственной экспертизы Проекта объединенной зоны в части относящейся к объекту культурного наследия всемирного и федерального значения «Водоподводящая система Петергофа». Поэтому обращаю внимание на следующее:
1. В представленном на рассмотрение историко-культурной экспертизы Проекте объединённой зоны охраны не учитываются требования и положения следующих нормативных документов ЮНЕСКО и ИКОМОС: - Рекомендация о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей (11.12.1962 г.); - Рекомендация о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ (19.11.1968 г.); - Рекомендация о сохранении и современной роли исторический ансамблей (26.11.1976 г.); - Рекомендация об исторических городских ландшафтах (10.11.2011 г.); - ГОСТ Р 58204-2018 Проект охранных зон объекта всемирного наследия. Состав и содержание. Общие требования; - ГОСТ Р 59124-2020 Сохранение объектов культурного наследия. Состав и содержание научно-проектной документации проекта зон охраны. Эксперты на этот факт никакого внимания не обратили и указанные документы для проведения экспертизы также не использовали, несмотря на то, что часть объектов являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.
2. В Проекте объединенной зоны охраны грубо нарушено требование, предусмотренное п. 3 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972, предусматривающее: "Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединённой зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований (далее - историко-культурные исследования...", поскольку в Проекте не представлено сведений об архивных материалах (название архива, номер фонда, описи, дела), ссылок на опубликованные научные работы, которые имеют прямое отношение к объектам культурного наследия, входящим в состав Проекта. Более того, многие сведения, которые приведены в данном Проекте объединенной зоны, противоречат архивным документам и проведенным ранее научным исследованиям, а также сведениям из источников перечисленных в списке используемой литературы.
3. В Проекте объединенной зоны использован неактуальный Генеральный план Низинского сельского поселения, поскольку его решения в части, касающейся Петергофской водоподводящей системы и действующей защитной зоны, отменены Решением Ленинградского областного суда от 19.06.2020 г. с декабря 2016 года.
4. Представленный Проект объединенной зоны полностью игнорирует тот факт, что два объекта, входящих в объединённую зону охраны, являются историческими гидросистемами, обеспечивающими водой не только парки Петергофа и Стрельны, являющиеся также объектами культурного наследия всемирного и федерального значения, но и их фонтаны. То есть для указанных объектов важнейшими параметрами, кроме визуального восприятия и исторической аутентичности, являются гидрологические и экологические характеристики территории, примыкающей к объектам культурного наследия.
5. Описание объектов культурного наследия объектов "Водоподводящая система Стрельны", "парк Луговой" и "Водоподводящая система Петергофа" (том 1, книга 1, часть 5, раздел 4, с. 7—19) выполнены с ошибками (т.е. некоторые представленные сведения противоречат документам) и в весьма вольных интерпретациях, без указания ссылок на архивные и иные источники, часто представляя собой выписки из Интернета. Например, из описания водоподводящей системы Стрельны непонятно, где, когда и почему она стала территориально связанной с другими объектами. В описании Лугового парка авторы путаются в названиях и в датах, включают в его состав ансамбли, в него не входящие, и т.д. Историческая справка водоподводящей системы Петергофа не соответствует результатам исторических исследований и сведениям архивных документов, а является дословной цитатой из Википедии. Композиция и значимость гидросистем в исторических ландшафтах не раскрыта, как не раскрыты основные и универсальные ценности объектов, входящих в объединённую зону охраны.
6. Историко-градостроительный анализ (том 1, книга 1, часть 5, раздел 5, с. 20) выполнен на неудовлетворительном уровне. Он просто отсутствует как таковой. Невнятный текст об этапах, во-первых, не подкрепляется никакими ссылками на архивные материалы и научные исследования, во-вторых, изобилует ошибками, в-третьих, не дает никакого анализа истории развития градостроительной ситуации территории, указанной на историко-культурном опорном плане.
7. Раздел 6 "Анализ современной градостроительной ситуации" (том 1, книга 1, часть 5, раздел 6) вызывает недоумение. На с. 27 в разделе, описывающем застройку указанной территории, сказано: "В западной части рассматриваемой территории объекта «Луговой парк» расположены садовые участки с малоэтажной застройкой в виде индивидуальных жилых домов, а также объект культурного Наследия «Церковь Александры», расположенный по адресу Ленинградская область, МО Ломоносовский муниципальный район, МО Низинское сельское поселение, д. Низино, ул. Центральная, д. 59." "Рассматриваемая территория объекта «Водоподводящая система Петергофа» в большинстве своем представлена жилой малоэтажной застройкой и застройкой средней этажности. Также рассматриваемая территория включает в себя объекты торговли, административно бытового обслуживания, а также объекты культуры." Однако в словаре терминов (том 1, книга 1, часть 1, с. 10) указано: "Территория объекта культурного наследия - это территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии со статьей 3.1 ФЗ 73." Границы объектов "Парк Луговой" и "Водоподводящая система Петергофа" утверждены в установленном законе порядке. В связи с этим непонятно, о какой жилой застройке и объектах бытового обслуживания идёт речь и с каких пор церковь св. Александры входит в состав Лугового парка? Т.е. в Проекте указывается недостоверная информация, искажающая характеристики объектов культурного наследия.
8. Целый ряд выводов не находит своего подтверждения в материалах Проекта объединённой зоны, более того, они им противоречат. Так, на с. 28 указано:
|
|||
|