Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вы работали на БЭСМ-1?. К мистике, если развивать вашу аналогию, побуждают, скорей, скрытые алгоритмы исправления ошибок в наших суждениях о природе. Мистики в таком случае обычно говорят так: «Но кто-то же написал программу по исправлению других программ



– Вы работали на БЭСМ-1?

– Нет, работать мне пришлось уже на другой машине примерно того же поколения – «Стреле ВЦ». Помню, как брал такси и в три часа ночи приезжал запускать на ней свою программу: на все про все мне отводилось 10 минут. Программировали, естественно, в машинных кодах, и надо сказать, что один из главных жизненных принципов, который я назвал «феноменом скрытого фактора», я сформулировал именно тогда. Для исправления программы перфокарты, как правило, не переделывали, а заклеивали дырочки кусками картона. И вот, бывало, приходишь – и видишь следующую картину: машина не работает, солнце взошло не с той стороны, мир встал с ног на голову, и вообще все пошло наперекосяк. В общем, мистика. Хватаешь колоду перфокарт, смотришь – и обнаруживаешь, что один из вклеенных битов отвалился. Вклеиваешь обратно – и мир встает на место, все работает идеально. Несколько обобщая, скажу, что в основе любой мистики лежит феномен скрытого фактора.

Но, поскольку люди не программисты и многие склонны думать, что мир устроен непонятно, скрытый фактор они не видят и предпочитают загадочные объяснения.

– К мистике, если развивать вашу аналогию, побуждают, скорей, скрытые алгоритмы исправления ошибок в наших суждениях о природе. Мистики в таком случае обычно говорят так: «Но кто-то же написал программу по исправлению других программ…» В эпоху, когда программирование зарождалось, таких автокорректирующих технологий еще не было.

– В нашем случае это неважно. Сейчас, когда программируют на языках высокого уровня, создавая сотни тысяч строк кода, и делают ошибки, система автоматической коррекции не срабатывает все равно. Ведь это такая же программа, как и все остальные. В конечном итоге свои ошибки все равно приходится исправлять нам самим, а любая мистика находит реальное объяснение.

– Вы придерживаетесь точки зрения, что вселенная вычислима.

– Эти слова для меня бессмысленны. Я поддерживаю точку зрения, что никаких «мистических» явлений в мире нет. Похоже, что нет никаких неизвестных физических взаимодействий, а если таковые и существуют, то пока в недоступном для измерения масштабе. Все-таки осознанная научная попытка понять мир насчитывает не так уж много времени – начиная с Платона и Аристотеля. При этом 99,9% достоверных научных знаний накоплены за последние 50–100 лет.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.