Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Организационно-экономическая характеристика предприятия



 

№пп   Виды работ Дата
  Тема1 Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия 1.4. Общая экономическая характеристика предприятия 23.04
    Необходимо проанализировать технико-экономические показатели деятельности предприятия за два предшествующие года. (Таблицы 1-3)  
    Показатели товарооборота:
  • портфель заказов;
  • показатели объема реализованных населению услуг;(табл.1)
  • показатели  динамики товарооборота;
  • показатели структуры  товарооборота;(т2)
  • показатели товарных запасов (объема, структуры и динамики) показатели товарооборачиваемости.(т.3)
 
24.04- 26.04
    Показатели статистики, финансов и кредита:
  • показатели объема, структуры, динамики и эффективности использования  трудовых ресурсов,собственных и привлеченных средств;
  • показатели объема, динамики и эффективности использования оборотных средств; (т.4,5,6)
26.04- 28.04
    Формирование пояснительных записок 04.05
    Показатели эффективности коммерческой деятельности:    показатели объема, структуры и динамики     издержек обращения и их относительного уровня(т.7)
  • показатели объема, структуры и динамики прибыли; (т.8)
  • показатели уровня рентабельности и его динамики (т.9,10)
15.05
  Тема 5. «Анализ основных показателей базового предприятия» Организация учета и отчетности на торговом предприятии. 15.05
       

Методические указания по выполнению темы 1 «Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия», Тема 5. «Анализ основных показателей базового предприятия» преддипломной практики

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

(ПРИМЕР)

1.4.Организационно-экономическая характеристика предприятия

1.Организационно-экономическая характеристика предприятия

включает следующие сведения: место его расположения, когда было организовано предприятие, кто учредитель, краткое содер­жание устава или учредительного договора, цели и функции, кого обслуживает, организационная структура с указанием численно­сти работающих и занимаемых ими должностей. Для крупных предприятий приводится состав структурных подразделений и пе­речисляются выполняемые функции

Материально-техническая база предприятия (площади общие, торговые и эффективность их использования, наличие оборудова­ния, инвентаря, автомобильного транспорта, складов) можно охарактеризовать виды склад­ских и торговых площадей, эффективность их использо­вания, дать их внутренние планировки, зон при­емки, хранения, экспедиции, комплектования и схемы их плани­ровок. (если перечисленные особенности не включены в п.1.1. Организационная характеристика предприятия).

2.Уровень обеспеченности населения торговой площадью – от­ношение фактической обеспеченности населения торговой пло­щадью к нормативной, выраженное в процентах.

3.Показатель рациональности расстановки оборудования (эф­фективности использования торговой площади) – установочный коэффициент (Ку), который показывает отношение площади, за­нятой торговым оборудованием (установочная площадь), к общей площади торгового зала:

Ку = Sт.об. / Sт.з.

где Sт.об. – площадь, занятая торговым оборудованием; Sт.з. – общая площадь торгового зала.

Оптимальное значение этого коэффициента должно состав­лять 0,3–0,32.

Пример. Торговая площадь универсама составляет 1200 м2. Ус­тановочная площадь различных видов торгового оборудования (стационарного, немеханического, контейнеров и др.) – 360 м2. Находим установочный коэффициент: Ку = 360/1200 = 0,30.

Следовательно, 30% торговой площади занято установленным торговым оборудованием, а 70% торговой площади – это прохо­ды для покупателей и продавцов, размещения мест дополнитель­ного обслуживания покупателей, продвижения товаров.

Для того чтобы определить, насколько эффективно использу­ются складские помещения основного производственного назна­чения, применяют следующие показатели – коэффициент ис­пользования складской площади и коэффициент использования складского объема.

5. Коэффициент использования складской площади рассчитыва­ют по формуле

Кs = Sгр. / Sскл.

где Кs – коэффициент использования складской площади;

Sгр. – грузовая (занятая оборудованием для хранения товаров) площадь склада, м2;

Sскл. – складская площадь (грузовая площадь и площадь, заня­тая проходами и проездами), м2.

С учетом типа складского помещения, его планировки и дру­гих факторов этот показатель должен иметь значения от 0,25 до 0,6.

6. Коэффициент использования складского объема рассчитыва­ется по формуле

Кv = Vгр. / Vскл.

где Кv– коэффициент использования складского объема;

Vгр. – грузовой объем склада (объем стеллажей, поддонов и контейнеров с товарами), зависящий от высоты укладки това­ров, м3;

Vскл. – складской объем, м3.

Оптимальные значения этого показателя составляют 0,3 – 0,5.

1.5. Анализ основных экономических пока­зателей хозяйственной деятельности предприятия за последние 2 года, который проводят на основании данных бухгалтерской, ста­тистической и оперативной отчетности. Анализируемые данные должны быть представлены в виде несколь­ких таблиц (при подробном анализе каждого показателя).

К основным финансово-экономическим показателям, харак­теризующим различные аспекты деятельности торговой организа­ции, относятся:

• товарооборот – объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.

товарные запасы – количество товаров в денежном или нату­ральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату. товарные запасы в днях оборота – относительный показатель обеспеченности торговли товарными запасами на опреде­ленную дату, показывающий, на сколько дней торговли хва­тит товарных запасов;

• товарооборачиваемость – время обращения среднего товар­ного запаса за определенный период;

• издержки обращения – денежная оценка затрат, произведен­ных продавцом в процессе продвижения товаров к покупате­лю за определенный период времени.

затраты торгового предприятия – денежная оценка суммар­ной величины затрат торгового предприятия, как относимых на издержки обращения, так и не учитываемых в их составе;

валовой доход торговли – показатель, характеризующий фи­нансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над за­тратами по их приобретению за определенный период времени;

прибыль от реализации товаров прибыль от реализации товаров – показатель, характеризую­щий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение валового дохода, за вычетом обязательных платежей, над издержками за определенный период времени.

прибыль до налогообложения  торгового предприятия – показатель, харак­теризующий конечный финансовый результат деятельности торгового предприятия и представляющий собой сумму при­были от реализации товаров, услуг, имущества к сальдо доходов и расходов от внереализационных операций;

чистая прибыль торгового предприятия – часть при­были, которая остается в распоряжении торгового предпри­ятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.

 

Анализ объема и структуры товарооборота

 

Важным показателем деятельности торгового предприятия яв­ляется товарооборот.

На основе данных табл. 1 можно сделать следующие общие су­ждения о развитии товарооборота торгового предприятия за ана­лизируемый период:

1. Сумма товарооборота предприятия за ______год возросла на ______ по сравнению с _____годом – на _____%. Общая сумма прироста товарооборота составила _________ тыс. руб. достигнута в основном за счет _________.

Анализ розничного товарооборота проводят не только за год, но по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Это помогает установить, насколько ритмично развивается розничная(оптовая) реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Изучим ритмичность развития товарооборота торгового предприятия

Из данных табл. видно, что торговое предприятие успешно выполнило план розничного товарооборота во всех месяцах отчет­ного года, кроме__________. Потери в товарооборо­те в связи с этим составили _________ тыс. руб. или ____% к товарообороту (______/________ х 100).

Основными причинами недовыполнения плана являются не­достатки в снабжении товарами, наблюдалось несоответствие имеющегося ассортимента товаров спросу покупателей, организа­ции торговли, рекламе, а также _________________________

Для определения равномерности развития товарооборота це­лесообразно также составить график выполнения плана по меся­цам (рис. 1), исчислить и проанализировать коэффициенты рит­мичности и равномерности выполнения плана. Коэффициент ритмичности устанавливают отношением числа периодов, за ко­торые выполнен план, к общему их количеству. Торговым пред­приятием план товарооборота выполнен в девяти месяцах из две­надцати. Отсюда коэффициент ритмичности равен 0,7 (9/12), или ритмичным его выполнение было только на 75%.

9 10 11 12 Месяцы Рис. 1. Равномерность выполнения плана товарооборота по месяцам отчетного года

 Торговое предприятие должно обеспечивать насе­ление необходимыми продовольственными и непродоволь­ственными товарами. Анализируя структуру товарооборота, исчисляется удельный вес продажи отдельных товаров в об­щем объеме товарооборота за год (квартал), устанавливается динамика продажи отдельных товаров за ряд лет.

Динамику розничного товарооборота в разрезе товарных групп и товаров изучают путеманализа структуры товарооборота торгового предприятия.­­­­­_____________________________ На  товарооборот оказывает влияние множество факторов. Объем продажи товаров зависит и от экономической ситуации в стране и регионе, уровня инфляции, до­ходов населения и т. д.

Данные табл. 3 дают информацию для следующих аналитиче­ских суждений:

а) сумма розничного товарооборота увеличилась на _______%. Однако этот прирост произошел главным образом за счет повышения __________. Фактически сократилась продажа: _________________________________;

б) повышение цен оказало влияние на ухудшение структуры товарооборота. Население вынуждено большую долю средств (_____%) расходовать на покупку продовольственных товаров.

К тому же за анализируемый период этот показатель возрос на _____ процентных пункта (66,0% - 65,3%), соответственно снизилась доля непродовольственных товаров.

в) Реализация  на отдельные товары различается: в большем размере возросли цены на продовольственные товары, в особенности на прочие продовольственные товары (_____), мясную продукцию (_____), ____ изделия (на______) и др. Высокие темпы роста товарооборота и на некоторые непродовольственные товары, в частности на ________ (_____%), _________ (______%).

На розничный товарооборот оказывает влияние множество факторов. Объем продажи товаров зависит и от экономической и политической ситуации в стране и регионе, уровня инфляции, до­ходов населения и т. д.

Мероприятия по увеличению реализации товаров, повышению эффективности продажи:

 

Анализ суммы товарных запасов и товарооборачиваемости

 

Развитие товарооборота торгового предприятия и обеспечение бесперебойной торговли зависят от наличия товарных запасов по всему ассортименту товаров.

Анализ товарных запасов позволяет установить их оптималь­ный уровень для торговой организации. Оптимальный запас това­ров представляет собой такую его величину, которая обеспечила бы наличие товаров по объему и ассортименту, соответствующему спросу населения, росту объема продаж, их бесперебойную реали­зацию в заданном объеме, ассортименте и с минимальными затра­тами.

Очень большое значение в области анализа товарных запасов имеет их правильная классификация .

Анализ товарных запасов начинается с изучения их сум­мы. При этом выявляется недостаток или излишек товарных запа­сов на определенную дату по сравнению с нормативом, а также их уменьшение или увеличение по сравнению с прошлым годом:

Недостаток или излишек товарных запасов на определенную дату определяют не только в абсолютных единицах измерения, но и в относительных, то есть в днях.

 Различают показатель товарных запасов в днях на оп­ределенную дату и показатель товарооборачиваемости в днях_____________________.

Товарный запас в днях на определенную дату показывает, насколько дней торговли имеется товара__________.

Товарооборачиваемость в днях показывает, за сколько дней обернется средний товарный запас__________

 

Товарооборачиваемость рассчитывается и в разах. Этот показатель называется скоростью обращения и показывает, сколь­ко раз за данный период времени обернется средний товарный за­пас. Следует отметить, что оборачиваются не сами товары, а вло­женные в них средства. После продажи товары в торговлю не воз­вращаются, а идут на удовлетворение материальных и духовных потребностей покупателей:

Анализ товарооборачиваемости осуществляется путем сравне­ния фактической товарооборачиваемости в днях отчетного года с нормативной товарооборачиваемостью или фактической товарооборачиваемостью прошлого года. В результате выявляется уско­рение или замедление данного процесса:_______________

Ускорение или замедление товарооборачиваемости способст­вует высвобождению средств из оборота (или их дополнительному привлечению в оборот), то есть при ускорении товарооборачивае­мости торговое предприятие получает возможность осуществлять свою хозяйственную деятельность с наименьшим вложением средств в товарные запасы, и наоборот:

 

Анализ товарных запасов по торговому предприятию представлен в табл. __

Как следует из данных таблицы в отчетном году по сравнению с прошлым годом произошло завышение (снижение)  по таким товарным группам, как «_________» – на ____ дня, «__________» – на ____ день и т.д.

В целом по торговому предприятию товарные запасы увеличились (снизились) на______дней, в сумме на _____тыс.руб._, товарооборачиваемость в отчетном году составила 31,4 дня и ускорилась (замедлилась) по сравнению с прошлым годом на ________ дня.

Следовательно, анализируемое торговое предприятие в ре­зультате ускорения (замедления) товарооборачиваемости высвобождено  из обо­рота (заморожено) в отчетном году _______ тыс. руб.

Если число оборотов будет больше, а число дней на один оборот, следовательно, меньше, то это означает, что завозились това­ры, которые население быстро раскупало (товары не залежива­лись), полнее удовлетворялся спрос покупателя, увеличивался то­варооборот, росла прибыль торгового предприятия.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.