Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Словарь терминов



 

РАЗДЕЛ 1.

ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В то время как во Франции, Германии и Англии развивалось искусство готики, в Италии началось увлечение античностью. Там появились люди, именовавшие себя гуманистами. Они изучали древнегреческий язык и латынь, читали в подлинниках произведе­ния греческих и римских писателей, увлекались античной истори­ей. Позже и сами они стали писать на латыни и прославлять деяния своих современников так, как это сделали бы античные авторы.

Термин Возрождение во многом и означает Возрождение ан­тичности. На французском языке Возрождение звучит как Ренес­санс. Сейчас два этих слова употребляются как синонимы.

Увлечение античностью привело к изменению мировоззре­ния итальянцев. Хотя они по-прежнему оставались христианами, их система ценностей стала иной. Наряду с христианскими добродетелями - смирением, послушанием, скромностью, любовью к Богу и к ближнему начинают цениться такие качества как спо­собность к подвигу, активная жизненная позиция, образованность, умение добиваться цели.

Позже появилось мнение о том, что эпоха Средневековья была временем упадка наук и искусств. Поэтому ещё одно значе­ние термина Возрождение — рождение заново после застоя, упад­ка Средневековья. Однако с современной точки зрения искусство романского стиля и готики не считается второстепенным и недо­статочно умелым. Просто оно основывалось на иных принципах.

В эпоху Возрождения главной становится личность и личные достоинства. В искусстве постепенно разрушаются средневековые каноны. В произведении теперь ценится новизна, необычность, умение мастера сделать то, чего не делал ещё никто и никогда. Поэтому художник эпохи Возрождения непременно подписывал своё произведение. Появились даже жизнеописания художников, ваятелей и зодчих. Публика теперь ценит не только само произве­дение, но и интересуется его автором, обстоятельствами его рож­дения, учёбы, поступками и высказываниями. История искусства становится историей имён, личностей и биографий художников.

 

Эпоху Итальянского Возрождения условно подразделяют на несколько периодов:

- проторенессанс (дученто и треченто) - конец XIII - XIV вв.;

- раннее Возрождение (кватроченто) - XV в.;

- высокое Возрождение (чинквеченто) - первая половина XVI в.;

- позднее Возрождение - вторая половина XVI в.

 

1.1. Искусство Проторенессанса в Италии (XIII-XIV в.)

На протяжении всей эпохи Возрождения Италия не представ­ляла собой единого государства. Она была раздроблена на самосто­ятельные княжества и города-государства, которые соперничали между собой. Противостоянием военным и политическим дело не ограничивалось: непременным было соперничество и в искусстве.

Первые ростки будущего Возрождения появились в конце XIII - начале XIV в. в двух итальянских городах — Флоренции и Сиене. Города эти являются соседями: оба расположены в облас­ти Италии, которая называется Тоскана. Это очень красивая мест­ность: рельеф её составляют холмы, плавно уходящие к горизонту, климат мягкий, а цветовые сочетания пейзажа гармоничны.

Известнейшим из художников Флоренции стал Джотто ди Бондоне. Его знали не только во Флоренции и Риме, но и на севере страны, в городе Падуя. Здесь в 1302 г. на месте арены античного амфитеатра была построена богачом Энрико дельи Скровеньи семейная капелла. Скровеньи предложил расписать её Джотто. Роспись получилась такой, что римский папа пообещал индульгенцию каждому, кто просто посетит капеллу Скровеньи (другое на­звание — Капелла дель Арена) и увидит роспись.

Капелла дель Арена представляет собой небольшое вытяну­тое помещение, перекрытое цилиндрическим сводом. Джотто на­писал на стенах орнаментальные пояса. Получился каркас, в который он вписал сюжетные композиции. В них неторопливо раз­ворачивается повествование о земной жизни Христа. Оно начина­ется издалека, с предыстории рождения Девы Марии. Её будущие родители, Иоаким и Анна, прожив долгую жизнь, не имели детей. Бездетность - знак немилости Бога. Поэтому, когда Иоаким по традиции принёс в храм жертву - агнца (ягнёнка), священник не принял жертвы и изгнал его. Иоаким, оплакивая свою судьбу, от­правился за город и попал к пастухам, людям немудрым и прос­тым. Там он увидел сон о рождении у него дочери, Марии, которой предстоит особая судьба. В раннем возрасте родители отдали Ма­рию на воспитание в храм.

Уже в этих сюжетах проявились особенности живописной системы Джотто. Он намеренно избегал реалистичности, слишком правдоподобных эффектов. Куда важнее для него ясно обозначить роль каждой фигуры, заставить её «говорить без слов». Компози­ции рассчитаны на зрителей, которые смотрят издалека и не разли­чают лиц. Они улавливают только группировку фигур, интервалы между ними, смысл поз и жестов, направление взглядов. Важно, как движутся фигуры, как обрисовывают это движение складки одежд. Эмоции персонажей застывают в драпировках. Каждая композиция, написанная Джотто, запечатлевалась в памяти как четкая формула того или иного события.

История Девы Марии продолжена событиями земной жизни Христа. Джотто показывает сцены от Рождества Христова до Рас­пятия, Положения во гроб и Воскресения. В нескольких компози­циях изображены чудеса; одна из них - «Воскрешение Лазаря».

Чудо воскрешения Лазаря случилось на исходе земного пути Христа. И проповедь, и дела Его уже вызвали ненависть книжников и фарисеев в Иерусалиме. Поэтому Христос отправился с пропове­дями за реку Иордан. В это время в Вифании, селении неподалёку от Иерусалима, был болен Лазарь. Сёстры его Марфа и Мария пос­лали Христу известие о болезни брата. Когда Христос пришёл в Вифанию, Лазарь уже умер и четыре дня находился во гробе. Гроб был в пещере, а вход в неё завален камнем. Христос велел отвалить камень, после чего громким голосом сказал: «Лазарь! Выходи!» «И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеле­нами». Иисус велел развязать его, чтобы он мог идти.

В композиции «Воскрешение Лазаря» первым делом худож­нику предстояло определить места Христа и Лазаря и выделить их как главных персонажей. Христос у Джотто везде движется или смотрит вправо. Так сквозь весь цикл проведена идея пути. Джот­то выделяет его фигуру на фоне неба интервалами. Тёмно-синее окружение помогает подчеркнуть благословляющую, воскрешающую правую руку (десницу) Христа. Лазарь ещё не прочно стоит на земле: чтобы дать это почувствовать, Джотто заслоняет его сто­пы спиной нагнувшегося человека, а фигуру расчерчивает косыми линиями погребальных пелен. Изумление присутствующих выра­жено взглядами и жестами. Юноша, завороженно уставившийся на вставшего мертвеца, машинально ощупывает подбородок, словно проверяя, не мерещится ли ему это, а его отведённая рука замерла на фоне неба, призывая свидетелей к молчанию.

Не менее выразительно и мастерски решает Джотто и дру­гие композиции. Во «Входе в Иерусалим» две группы персонажей - ученики Христа и жители Иерусалима, высыпавшие навстречу, - соединены линией шеи и поднятой ногой ослицы. Ос­лица здесь - ключевая фигура. Сдвинь её Джотто левее - слиш­ком мало места осталось бы апостолам. Помести правее - она стала бы притягивать к себе слишком много внимания. А вот ког­да между группами людей тянется эта покорная серая шея, они уравновешиваются.

Одна из самых известных композиций Капеллы дель Арена - поцелуй Иуды. Художник противопоставляет два профиля — классически ясного Христа и некрасивого, обезьяноподобного Иуду. Джотто показывает не сам лицемерный поцелуй, а секун­ду, предшествующую ему. У предателя ещё есть время одумать­ся. Центральная роль отведена огромному жёлтому пятну плаща Иуды. Жёлтый здесь - цвет неверности, предательства; жёлтым плащом Иуда окутывает фигуру Спасителя.

На западной стене Капеллы дель Арена по традиции изобра­жён Страшный суд. Наверху - окно, по сторонам которого ангелы сворачивают небо с солнцем и луной. Под окном - двухметровая фигура Христа, сидящего на радуге. Внизу, над входом, два ангела держат в воздухе Животворящий крест. Рядом с крестом сама Дева Мария с двумя святыми принимает от Энрико Скровеньи модель Капеллы дель Арена. В нижнем ярусе справа воспевают Христа праведники, а слева принимают муки в аду грешники.

Но Джотто был не только живописцем. Считается, что по его рисункам была построена колокольня Флорентийского собора. Она отличается стремительным движением вверх и изяществом: по мере подъёма конструкция облегчается и усложняется декор. Стены сна­ружи облицованы мрамором и покрыты каменной резьбой.

Совсем иной характер имеет искусство города Сиена. Кра­соту сьенцы искали не в античной словесности, а в утончённых проявлениях феодальной придворной культуры. Образцом в этом для них была Франция. Под впечатлением от французской поэзии и французских миниатюр образ Девы Марии сближался с обра­зом возлюбленной рыцаря - Прекрасной Дамы. Сиенцы ценили живопись не за подражание натуре. Главным для них было на­слаждение изяществом облика Мадонны, красотой и виртуознос­тью линий, звучностью и сложностью цветовых сочетаний. Если Джотто - драматург, режиссёр своих композиций, мастер ра­боты в пространстве интерьера, то сиенских художников можно сравнить с ювелирами, украшающими поверхности утончёнными стилизованными фигурами.

Первый из известных художников Сиены - Дуччо. Написан­ный им большой алтарный образ для сиенского собора стал глав­ным событием в жизни города. Такой тип образа назывался «Маэста» (изображение Богоматери во славе, восседающей с младен­цем на руках на троне в окружении святых и ангелов). «Маэста» была двусторонним алтарным образом. На обороте помещались композиции из жизни Христа. Образ стал центром пространства огромного собора. Краски на его огромной поверхности сверкали и переливались, как стёкла витража.

В июньский день 1311 г., когда Дуччо закончил работу, с утра были закрыты все лавки и мастерские. При звоне колоколов всё население города, возглавляемое духовенством, двинулось к мастерской художника. Приняв алтарный образ, процессия под аккомпанемент барабанов и труб торжественно понесла его в со­бор. В течение трёх дней Сиена праздновала и наделяла милосты­ней бедных. Дуччо выплатили за эту работу три тысячи золотых флоринов - самую крупную сумму, полученную к этому време­ни кем-либо из художников. Никогда прежде появление на свет произведения искусства не отмечалось с таким торжеством, ни одна работа не получала немедленно такого признания. Свиде­тельством этому была и подпись художника на подножии трона Мадонны: «Пресвятая Матерь Божья, дай мир Сиене и жизнь Дуч­чо, так тебя написавшему».

Ученик Дуччо, мастер Симоне Мартини прославил Сиену как главный художественный центр и на время подчинил её влиянию искусство всей Европы. Симоне не снискал, как Дуччо, массовой всенародной любви, зато работал по заказам королей, кардиналов и римского папы. Он стал первым художником, возведённым в ры­царское достоинство.

В возрасте около тридцати лет Симоне Мартини написал в сиенской ратуше (Палаццо Публико) фреску, называвшуюся так же, как и алтарный образ его учителя - «Маэста». Она занимает торцовую стену зала заседаний. Издалека создаётся впечатление, что стена покрыта ковром. В убранстве парадных помещений в то время начали использовать шпалеры, однако они были дороги, и изготовлялись только на севере Европы, а не в Италии. И вот чут­кий к моде и вкусам аристократии Симоне решил украсить стену живописной имитацией ковра. Фигуры выдержаны в очень светлых, золотисто-сияющих тонах и выглядят поэтому бесплотными, плоскими. Симоне не собирался придерживаться классической техники фрески: он использовал наклеенные полоски золотой тис­нёной кожи (в нимбах), шёлка (в одеждах), бумаги (свиток в руке Младенца-Христа), полудрагоценных камней (в украшениях). Всё это превращает композицию скорее в великолепное произведение декоративно-прикладного искусства.

Тридцать лет спустя сиенские войска, возглавляемые кондо­тьером (наёмным военачальником) Гвидориччо де Фольяно, отби­ли у противника две крепости. Сиенское воинство не было особо успешным, и такая победа заслуживала внимания. Решено было увековечить облик победителя в зале Палаццо Публико, напротив «Маэсты». Симоне Мартини изобразил кондотьера на коне, ступающем медленным шагом вдоль кромки изображения. С двух сто­рон от него - те самые крепости, взятием которых он прославил­ся. Симоне, заслуживший славу лучшего рисовальщика с натуры, изобразил их с документальной точностью. Мощь движения всад­ника передана величавой медлительностью, тяжёлым колыханием попоны. Гвидориччо закован в панцирь, поверх которого накинута золотистая хламида с гербовым рисунком из ромбов и виноград­ной лозы. Конь укрыт такой же попоной, поэтому всадник и конь сливаются в единую фигуру. Задача перед художником стояла не­бывалая - создать живописный памятник кондотьеру, воину-победителю. Подобные задачи решали когда-то античные скульпто­ры. Однако перед нами нечто большее, чем памятник конкретному человеку. Симоне Мартини создал образ победителя, гения Побе­ды, не отступив при этом от реальных черт модели.

Самостоятельная работа: записать в тетрадях, что означает термин Возрождение, периодизацию Возрождения. Указать, в чем принципиальная разница между искусством Фло­ренции и Сиены. Записать названия работ и имена авторов, подобрать иллюстративный материал. Посмотреть видеофильм «Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды» из цикла «Мост над бездной» (П. Волкова).          

 

 

Словарь терминов

Амфитеатр - античная постройка для массовых зрелищ: театральных представлений, гладиаторских игр и т. д.; может быть в плане круглым или овальным; не имеет крыши

 

Готика – стиль в архитектуре и искусстве Европы, сформировавшийся во Франции и распространившийся на другие страны. В архитектуре основой готической конструкции являются стрельчатая арка и крестовый нервюрный свод

 

Гуманисты – итальянские ученые, изучавшие древние (античные) языки, античную историю, литературу, подражавшие античности в собственных произведениях

 

Индульгенция – документ, свидетельствующий о прощении греха в католической церкви. Индульгенцию можно было купить, выкупив грехи не только уже совершенные, но и будущие

 

Капелла - небольшое помещение, примыкающее к храму или стоящее отдельно, выстроенное членами какого-либо семейства для богослужений и захоронения членов семьи

 

Цилиндрический свод - свод, основой которого является полуциркульная (полукруглая) арка; представляет собой половину цилиндра

 

Шпалеры - безворсовые ковры с сюжетным и орнаментальным изображением (гобелены)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.