Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Федеральное Собрание РФ



Федеральное Собрание РФ – парламент РФ, представительный и законодательный орган государственной власти РФ (ст. 94).

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

1. Верхняя – Совет Федерации, государственный орган всей РФ, представляющий все субъекты РФ и призванный выражать интересы местностей, региональные мнения;

2. Нижняя – Государственная Дума представляет все население РФ.

Палаты Федерального Собрания самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению. Конституция РФ в ст. 100 устанавливает, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств. Конституция РФ предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания.

Совет Федерации: формирование, внутренняя организация, компетенция.

Компетенция Совета Федерации (ст. 102 Конституции РФ).

Правовая основа – ФЗ от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ».

В СФ ФС РФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования.

Представитель в Совете Федерации от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного органа субъекта РФ путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Решение законодательного органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совете Федерации от законодательного органа государственной власти субъекта РФ принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного органа государственной власти субъекта РФ – совместным постановлением обеих палат.

Государственная Дума Федерального собрания РФ

Компетенция Государственной Думы (ст. 103 Конституции РФ).

В соответствии с Конституцией РФ (ст. ст. 95, 96, 97), Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом. Порядок деятельности ГД определяется Конституцией РФ, федеральными законами и Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания.

Акты Федерального Собрания и его палат. Законодательный процесс (порядок принятия Федеральных Законов).

Законы – основные акты Федерального Собрания РФ.

В соответствии с Конституцией (ст. 76) в РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3).

Законы принимаются палатами в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе.

Процедура (порядок) принятия закона:

1. Законодательная инициатива;

2. Подготовка законопроекта;

3. Обсуждение законопроекта;

4. Принятие закона;

5. Подписание и обнародование (опубликование) закона.

1. Законодательная инициатива – предложение субъектов законотворчества о подготовке и принятии (отмене или изменении) закона.

Субъекты законодательной инициативы в соответствии с Конституцией РФ (ст. 104):

— Президент РФ;

— Совет Федерации;

— члены Совета Федерации;

— депутаты Государственной Думы;

— Правительство РФ;

— представительные органы субъектов РФ;

— Конституционный Суд РФ;

— Верховный Суд РФ.

Высшие судебные инстанции обладают правом законодательной инициативы исключительно по вопросам их ведения.

2. Подготовка законопроекта – процесс создания модели будущего закона.

Законопроекты готовятся:

— комитетами, комиссиями Государственной Думы;

— научными учреждениями, коллективами, учеными. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

3. Обсуждение законопроекта — решение вопроса о целесообразности, юридическом качестве представленного законопроекта.

Законопроект обсуждается в комиссиях, комитетах, заседании Государственной Думы РФ.

4. Принятие закона.

— федеральные законы принимаются Государственной Думой (п. 1 ст. 106 Конституции РФ);

— «датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции» (ст. 2 Закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральные конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»);

— «датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных... );

— федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 105 Конституции РФ);

— принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (п. 3 ст. 105 Конституции РФ);

— федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой (п. 4. ст. 105 Конституции РФ);

— в случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (п. 5 ст. 105).

5. Подписание и обнародование (опубликование) закона.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 107) Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует либо отклоняет его.

— принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования;

— Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его;

— если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон;

— если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию;

— официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Однако если Президент в течение 14 дней с момента поступления ФЗ отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают этот закон (ч. 3 ст. 107).

Федеральный закон, отклоненный Президентом направляется в ответственный комитет Государственной Думы, он рассматривает в течение 10 дней мотивы решения Президента об отклонении федерального закона.

По итогам рассмотрения принимается рекомендация:

— принять ФЗ в редакции предложенной Президентом РФ;

— согласиться с предложением президента о нецелесообразности федерального закона;

— принять ФЗ с учетом предложений Президента;

— создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Президенту и при необходимости Совету Федерации направить для работы в ней своих представителей;

— одобрить ФЗ в ранее принятой редакции.

Данные рекомендации рассматриваются на заседании Государственной Думы.

Отклоненный Президентом закон рассматривается на заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7дней и обнародованию.

Для федеральных конституционных законов установлен особый порядок принятия. Согласно ст. 108 Конституции, ФКЗ считается принятым, если он одобрен не менее чем 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и не менее чем 3/4 голосов членов Совета Федерации. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. В отличие от обычных федеральных законов, на ФКЗ право отлагательного вето Президента РФ не распространяется.

Закон подлежит официальному опубликованию в 7-дневный срок после его подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация его текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ».

Закон вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10дней после его официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок вступления его в силу.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

— федерального бюджета;

— федеральных налогов и сборов;

— финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

— ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

— войны и мира.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.