Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





оргперчод 5 страница





ми. Дети должны быть чем-нибудь заняты! Осознайте это главное требование к вашей работе, примите его к выполнению, и вам гаран­тирована благосклонность руководства и благодарность родителей.

Остается только выяснить, чем можно занять ребенка.

К сожалению, для отдельных вожатых этот вопрос решается исключительно просто: "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не пла­кало". Ну и что, что дети целый день смотрят видеофильмы, - они же не стекла бьют. Ну и что, что они, не выходя из палаты, играют в карты, - они же никому не мешают. И чем плохо, если отряд в пол­ном составе подстригает маникюрными ножницами газон перед сто­ловой. Если рассуждать таким образом, можно оправдать абсолютно любые формы занятости. И те, которые отупляют. И те, которые развращают. И те, которые просто абсурдны. Недально­видность, негуманность такого подхода не всегда очевидна, и по­этому он живуч, он здравствует во многих лагерях. Бороться с ним трудно, так как он не противоречит социальному заказу родителей в отношении лагеря. Бороться с ним очень трудно, так как он по­стоянно подпитывается инертностью нашего мышления, склоннос­тью "облегчить себе жизнь". Такой подход не преодолеть административными мерами, более того, он как раз и расцветает в тех лагерях, где административные меры в почете.

Преодолеть его можно только одним способом: путем измене­ния каждым вожатым своей установки на работу: не "занятость ради занятости", а "занятость ради детей". Иными словами, обеспечивая занятость детей, нужно предложить детям занятия, способствующие их развитию и росту. Иными словами, каждый раз придумывая, чем бы занять детей, ответьте на вопрос, чем это занятие может быть детям полезно.

Из полезных, развивающих занятий и должен складываться ос­новной период лагерной смены. (Основным периодом в лагере на­зывают дни, следующие сразу за оргпериодом и предшествующие заключительному периоду.) Найдите несколько десятков таких за­нятий - они и будут составлять содержание основного периода.

Только не забудьте в список этих занятий включить...

1. Спортивные игры с мячом.

2. Прогулки в лес за грибами, ягодами, цветами.

3. Танцевально-дискотечные программы.

4. Познавательные игры-викторины.

5. Купание и загорание на пляже.

6. Оказание трудовой помощи соседним сельхозпроизводите­
лям.

7. Беседы на "жизненные" темы.


 

8. Прикладные занятия с бумагой, пластилином, природным
материалом.

9. Чтение книг.

10. Длительные экскурсии и походы.
1 1 . Подвижные игры.

12. Маленькие представления-драматизации.

13. Трудовые операции по наведению чистоты, сбору лекар­
ственного сырья, благоустройству лагеря.

14. Занятия в художественно-прикладных кружках.

15. Сидение у реки с удочкой.

16. Творческие конкурсы.

17. Легкоатлетические соревнования.

18. Просмотры телевизионных программ и мультфильмов.

19. Военизированные игры "на местности".

20. Разучивание и исполнение новых песен.
И т. д.

Теперь вам остается равномерно распределить эти занятия по дням основного периода - так, чтобы происходило чередование раз­ных видов деятельности. Теперь вам остается придумать этим заня­тиям яркие названия - такие, которые разбудят детское любопытство и вызовут желание участия. Теперь вам остается все эти занятия организовать.

А в промежутках между занятиями шутите с детьми, сердитесь на детей, хвалите детей, наказывайте детей, разговаривайте с деть­ми, молчите с детьми - в общем, живите вместе с ними обычной жизнью. А это, пожалуй, самое сложное - жить одними интересами и заботами, одной жизнью вместе с детьми.

Каждый ребенок, постигающий в школе премудрости родного языка, скажет, что "творческий конкурс" - это словосочетание, со­стоящее из двух слов: существительного "конкурс" и прилагатель­ного "творческий".

Конкурс - это соревнование в каком-либо виде деятельности двух или более участников. Участниками могут быть группы, т. е. коллек­тивы. За победу в конкурсе полагается вознаграждение морального или материального характера. Часто за конкурсом наблюдают зри­тели, они вдохновляют претендентов на победу и одновременно сами получают удовольствие, наблюдая за перипетиями борьбы. Эти от­личительные признаки ставят в один ряд и конкурс пианистов


 




им. П. И. Чайковского, и конкурс "Мисс Очарование", и конкурс юных свекловодов и кролиководов. Деятельность разная, а правила и зако­ны организации тождественные.

Поэтому то отрядное дело, в котором есть элементы соревнова­тельности, зрелищности и чествования победителей, можно назвать конкурсом:

- "Конкурс мастеров заправки кроватей",

- "Конкурс по сбору лекарственного сырья",

- "Конкурс на самого лучшего прыгуна через табуретку".
Как видите, нет такой деятельности, которую нельзя было бы

организовать как конкурс. Если включить механизм сравнения-кон­куренции и заготовить в обилии похвалы и подарки, то конкурсом можно сделать абсолютно все: от утренней чистки зубов до вечер­ней помывки ног, от принятия пищи в столовой до посещения туа­лета. Нужно только посмотреть, насколько это целесообразно и педагогически обоснованно.

Синонимами слова "конкурс" могут быть слова "турнир", "бой", "поединок", "схватка", "ристалище" и т. д.

Прилагательное "творческий" понимается как "нестандартный", "оригинальный", "не имеющий аналогов".

Когда эти два слова встают рядом, то они обозначают, что участни­ки соревнуются, не во "все равно какой" деятельности, а лишь в той, ко­торая имеет оттенок креативности. (Это импортное слово в русском языке соответствует слову творчество). Творческий конкурс - это состязание в творческом выполнении какой-то работы. Поскольку не всякую ра­боту можно и нужно выполнять творчески, то и количество творчес­ких конкурсов несколько меньше, чем просто конкурсов.

В жизни загородного ла­геря творческий конкурс -одна из самых распространен­ных и популярных форм рабо­ты. Уже стали классикой такие отрядные дела, как:

"Конкурс актерского мас­терства", "Конкурс градостро­ителей из песка", "Конкурс поделок из природного мате­риала", "Конкурс шумовых оркестров", "Конкурс врунов имени барона Мюнхаузена". Во всех этих делах детям нуж­но проявить не столько силу и ловкость, сколько фантазию,


воображение, находчивость, особый оригинальный взгляд на вещи. В силу этого творческий конкурс - не только приятное для детей вре­мяпрепровождение, но и "замечательное педагогическое средство, способствующее формированию творческих способностей личности". Но таким средством творческий конкурс станет лишь в том случае, если он грамотно организован. Как правильно организовать твор­ческий конкурс, можно рассмотреть на одном примере. А этим при­мером пусть будет "Ромашка" - самое-самое часто проводимое отрядное дело. "Ромашкой" его назвали потому, что для организа­ции требовался вырезанный из бумаги цветок ромашки. На оборот­ной стороне белых лепестков надписывались задания творческого характера, которые детям предстояло выполнить. Дети отрывали ле­песток, знакомились с заданием, готовились и демонстрировали ре­зультат.

При организации этого и любого другого творческого конкурса всегда необходимо помнить о десяти главных компонентах успеха:

1. Интересные задания.

2. Красивое оформление.

3. Материальное обеспечение.

4. Музыкальное сопровождение.

5. Находчивый ведущий.

6. Компетентное жюри.

7. Эмоциональные зрители.

8. Исполнительные помощники.

9. Подготовленные команды.
10 Призы для победителей.

Последовательность ваших действий при организации "Ромаш­ки" будет такой:

1. Прежде всего, вы готовите заранее все то, что должно быть приготовлено заранее, то есть рисуете и выстригаете из ватмана большой красивый цветок, придумываете и надписываете на лепес­тках задания, расставляете скамейки или стулья, оформляете "сце­ну" и "зал", определяетесь в ведущем и жюри, достаете или изготовляете награды.

Из всего перечисленного самое трудное - придумать задания. За­дания должны быть одинаковыми по направленности и сложности. Если одним достанется: "Изобразите памятник жертвам обжорства", а другим: "Попрыгайте, как кузнечики", -это будет неравноценно. При­мерно так же, как если бы на спортсоревнованиях одни бежали сто­метровку, а другие - толкали ядро. Это разные дисциплины и оцениваться должны каждая по своим критериям. Поэтому задания в "Ромашке" должны быть равноположенные. Если у одних: "Изобрази­те сценку "Хирург на операции", то у других: "Изобразите сценку "Вор


в чужой квартире". Если у одних: "Прокрякайте песню "Стюардесса по имени Жанна", то у других: "Прогавкайте песню "Ах, Леха, Леха..." Если типов заданий несколько, то их надо разместить на лепестках раз­ного цвета: на синих - задания на сочинение стихов, на красных - зада­ния на исполнение песен, на белых - танцевальные задания и т. д. Кроме этого, задания изначально должны быть творческими. Если вы напи­шите на листочке: "Спойте какую-нибудь песню" или: "Прочитайте стихотворение", - это ни капельки не гарантирует творческий харак­тер исполнения. Ребята споют песню "Поручик Голицын" и прочтут фрагмент из поэмы Н. А. Некрасова "Мороз - Красный нос". Ни спо­собности к импровизации, ни склонности к фантазированию при вы­полнении таких заданий не требуется. Поэтому предлагайте только те задания, которые будят воображение, раскрепощают полетность мыс­ли.

2. Следующее, что вам надо сделать, - это собрать всех буду­
щих участников конкурса и зрителей, т. е. ваш отряд, и обратиться
к ним с речью. Этим вступительным словом вы должны создать у
ребят эмоционально положительное отношение к предстоящему
делу. Только не начинайте свое обращение словами: "Дорогие ре­
бята, сейчас мы проведем интересное мероприятие". Уж лучше ска­
жите: "А что, народ, давненько мы с вами не веселились". А еще
лучше, поиграйте в одну из так называемых "Игр с эстрады".

3. А когда по блеску в детских глазах вы поймете, что ребята вдох­
новились и рвутся в бой, нужно создать микроколлективы, т. е. груп­
пы, которые в дальнейшем будут соревноваться между собой. Способов
образовать такие группы существует десятки. От выстраивания всех в
одну шеренгу и расчета на "первый-второй" или "первый-четвертый"
до разрезания двух или четырех открыток на части с раздачей этих
частей участникам и дальнейшей работой по собиранию фрагментов в
целое. Но если в отряде уже существуют стабильные группировки (зве­
нья, экипажи, палаты, фракции), можно разрешить соревноваться и
таким командам. Лучше всего, если участниками будет весь отряд, он
же будет потом и коллективным зрителем.

4. Затем команды отрывают лепестки у ромашки (не забывайте:
сначала синие, красные будут после выполнения первого задания) и
читают, что вы там им написали, уясняют ваши разъяснения и на­
чинают готовиться. При этом они могут оставаться на месте, а мо­
гут убежать в комнату или за корпус, чтобы другие не подглядывали.
Время подготовки должно быть коротким - от 5 до 20 минут, - а
сколько именно, вы должны объявить заранее. Ваша задача на эта­
пе подготовки: курсировать от команды к команде, узнавая, как идут


дела, морально поддерживая и оказывая в случае крайней необхо­димости идейную помощь.

5. Как только все будут готовы, начнется кульминация всего
дела: показ. Но и здесь не спешите, сперва усадите всех, подогрейте
еще одной краткой речью, проведите жеребьевку и представьте
жюри, даже если оно будет олицетворено в вашей единственной пер­
соне. И лишь после соблюдения этих "формальностей" начинайте
просмотр. Паузы, которые неизбежно возникают между выступле­
ниями, естественно, заполняете, например, шуточными коммента­
риями.

6. После выполнения всеми первого задания можно предложить
второе (красные лепестки), потом третье (белые лепестки). Макси­
мальное количество заданий при организации одной "Ромашки" -
пять. Вполне возможно, что у ребят останутся силы и желание про­
должить, но помните: сладкого всегда должно чуть-чуть не хватать.

7. А когда все завершится, стихнут смех и аплодисменты, вы,
как организатор и ведущий, произнесите еще одну речь. В ней вы
выразите слова благодарности всем участникам, кого-то отметите
особо и этого "кого-то" одарите "скромной наградой". Но итоги
можно подвести и по-другому: каждая команда определяет внутри
себя самого активного, самого находчивого - эти ребята и будут
особо поощрены. А если у вас были зрители, то можно утвердить
"приз зрительских симпатий" и вручить его тому, кто доставил на­
блюдателям со стороны больше всего радостных минут. А можно
использовать сразу все формы чествования.

8. На заключительном слове и вручении подарков можно было
бы поставить точку. Но тогда кто будет расставлять мебель и уби­
рать оформление? Поэтому ваш творческий конкурс будет считать­
ся оконченным лишь после коллективного приведения места
действия в порядок. Если вы этого не сделаете, обязательно какая-
нибудь простыня или полотенце окажутся "утерянными", и в конце
смены при сдаче белья у вас обнаружится недостача, за которую
придется рассчитываться из собственной зарплаты.

Вот теперь действительно все.

Если вы удивлены, почему так много внимания уделено одной "Ромашке", то знайте: это сделано сознательно. Мы хотим, чтобы , вы всегда следовали одной простой истине: "Успех в любом деле зависит от мелочей!"

А по тому алгоритму, который расписан для "Ромашки", мож­но организовать и десятки других творческих конкурсов:

"Конкурс инсценированных анекдотов",

"Вечер рекордов Гиннеса",


 




"Конкурс непрофессионального мастерства", "Аукцион талантов", "Конкурс витражистов", "Кинофестиваль", "Конкурс частушечников", "Дурэстафета",

"Конкурс рекламного плаката", "Мультлото",

"Конкурс "Маленькая Баба-Яга", "Парад космических войск", "Конкурс видеоклипов", "Комический цирк", "Конкурс рисованных фильмов", "Сказочный винегрет", "Конкурс танцевальных импровизаций", "Вечер в клубе детективов", "Конкурс инсценированной колыбельной песни" и просто "КВН".

Как подсчитал один особо настойчивый любитель творческих конкурсов, всего их существует 3729.


В предыдущей главе несколько раз говорилось, что победите­лей положено награждать. Это утверждение совсем не означает, что у вас, как у Деда Мороза, должен быть бездонный мешок с подар­ками. Награждать нужно, награда - это своеобразная оценка детс­ких усилий, поощрение за труды, стимул к дальнейшей работе. Но награждать можно по-разному.

Конечно, ни один ребенок не будет против, если ему вручат иг­рушку, настольную игру, конструктор, набор фломастеров, альбом, переводную картинку или книгу, то есть ценную вещь, изготовлен­ную промышленным способом или изданную в типографии. Такие призы у вас должны быть. Но к ним отношение должно быть раци­оналистическим, если не сказать - экономным. Эти награды, как ордена, должны вручаться только за особые заслуги, за победу в самых главных отрядных делах. Если вы будете раздавать игрушки и книжки направо и налево, вы их просто обесцените в глазах ре­бенка.

Еще существует денежное вознаграждение. До последних лет считалось, что это - сугубо взрослая форма поощрения. Но, как вы­яснилось, дети тоже не возражают, когда им вместо пупсика или рассказов В. Бианки вручают денежную премию. Возражают про­тив этого как раз взрослые. Если вы сможете перешагнуть через эти "дорыночные" стереотипы и предрассудки, то выдайте детям день­ги. Если, конечно, они у вас есть, но это уже другая проблема.

Но ни игрушки, ни тем более деньги не занимают в рейтинге по­пулярности подарков высшую ступеньку. По крайней мере, в нашем Отечестве. У нас и среди вожатых, и среди детей больше котируются


 




продукты питания. Если вы сможете наградить ребенка батончиком "Спикере", бутылкой "Пепси" или вафлей с гордым названием "Куку-руку", он будет, увы, счастлив. Тем более что эта награда состоит как бы из двух: из самого продукта и из яркой обертки. Последняя будет сохранена до конца смены, если ранее ребенок не обменяет ее на дру­гую ценную, с его точки зрения, вещь. Если нет возможности разда­ривать импортные экзотические шоколадки, можно с не меньшим успехом вручать продукцию местной пищевой промышленности: кон­феты, мороженое, печенье, леденцы, сладкие пироги, жевательные резинки, торты, а также банки со сгущенным молоком и коробки с чипсами.

Но если вы принципиально не хотите соперничать с родителя­ми, бабушками и дедушками в одаривании ребенка нужными и не­нужными вещами, если вы сознательно не желаете олицетворять собой щедрого и благотворительного спонсора, если вы твердо при­держиваетесь убеждения, что лучший подарок - это тот, который изготовлен своими руками, или если у вас просто нет готовых при­зов, то сделайте награду сами. Или откройте "фабрику сувениров" и изготовьте подарки вместе с детьми.

Медали, например, изготовляются так. Из плотного ватмана вырезается круг. Из цветной бумаги вырезается еще один круг мень­ших размеров. Второй круг наклеивается на первый, а сверху с по­мощью того же клея прикрепляется вырезанная из старой открытки, вкладыша или фантика шуточная картинка. Добавьте к этому нит­ку или тесьму - и медаль готова.

По-другому медали делаются с помощью копировальной бума­ги и фломастеров. Через копирку на твердый альбомный лист пере­водится картинка, затем очерчивается круг, заготовка вырезается и раскрашивается. Плюс нитка или тесьма - и медаль готова. Если вы


не знаете, какую картинку выбрать, используйте те, что нарисова­ны в этой книжке.

Еще есть такая технология изготовления медалей. Аккуратно разрезается пустой тюбик из-под зубной пасты, жесть с помощью молотка распрямляется, и на ней методом чеканки наносится изоб­ражение. Как всегда, добавляется нитка или тесьма.

Есть и другие способы сделать медаль: впилить из фанеры лоб­зиком круг и выжечь специальным прибором картинку; выстричь из плотной фольги кружок и нанести на нем рисунок иголкой; вы­резать заготовку из кожи и украсить ее полосками от "елочного дож­дя". А если вам нужна шуточная медаль, вы ее можете изготовить из круглого тонкого ломтика вареной колбасы.

Другим видом награды может служить памятный диплом. Он -родственник "почетных грамот", в обилии раздававшихся детям в лагерях в предыдущую эпоху. Только он менее официозен, более жизнерадостен. Процесс изготовления прост. Альбомный лист или лист цветной бумаги (лучше всего бархатной) складывается попо­лам как книжечка. На обложке выводится надпись "диплом", внут­ри пишется текст: кому, за что и когда этот документ вручен. Слово "диплом" надписывается фломастером, а еще лучше, если вырезает­ся из бумаги другого цвета и наклеивается как аппликация. Могут быть и другие рисунки и аппликации. Главное, чтобы в них был вкус и эстетика. А шрифт, который вы используете, обязательно сделай­те игровым, веселым - подсмотреть его можно в заголовках этой книги. Если все сделано аккуратно, с юмором, дети обязательно увезут награду после смены домой.

Великолепные красочные подарки получаются из воздушных шаров. Шарик - уже сам по себе - хороший предмет дарения, это доказал еще Винни-Пух в день рождения ослика Иа. Но шарик мож­но превратить в мордочку симпатичной собаки или в голову забав-


 



5-3278




ного человечка. Для этого из разноцветной бумаги вырезаются гла­за, уши, рот, волосы и осторожно наклеиваются на тонкую кожицу. А к веревочке прикрепляется записка с приветствиями, поздравле­ниями и пожеланиями.

Если же вы запасаетесь природным материалом, то в вашей мастерской могут быть изготовлены такие произведения сувенир­ного искусства:

- лавровые венки из трав;

- открытки, сделанные с использованием засушенных листьев и
цветов;

- кубки, плетенные из соломки и бересты;

- плоские камешки, раскрашенные масляными красками;

- ожерелья из шишек и орехов.

Перечень возможных подарков-самоделок безграничен. Каж­дый материал, будь то бумага или шерсть, стекло или ткань, дерево или целлофан, обладает удивительными свойствами. Если их знать и если овладеть техникой работы с различными материалами, то можно ни разу не повториться: каждый момент награждения будет сопровождаться новыми подарками.

А привлечение детей к этой работе не только высвободит ваше время (создание призов - трудоемкий процесс), но и разовьет в пер­вую очередь самих детей. Ведь принимая детскую помощь во время изготовления подарков, вы создаете условия для формирования в ребятах усидчивости, аккуратности, художественного вкуса, вооб­ражения; эти качества - предпосылка и результат хорошей работы. А еще вы учите дарить свой труд другим и получать от этого ра­дость.


Награда, которую можно потрогать, рассмотреть, сохранить на память, - это всегда приятно. Но ведь награда может быть и не­предметной. И при этом не менее приятной. Например, аплодисмен­ты в честь победителя. Или скандирование его имени всем отрядом. Или подбрасывание героя к потолку. Или "прилюдный" поцелуй самой красивой девочки. Конечно, можно оспорить, что все пере­численное - не награды, а просто знаки внимания. Но если они нра­вятся победителю, если благодаря им в душе ребенка рождается чувство гордости за себя, если он ощущает ситуацию успеха, зна­чит, это не менее ценно, чем медаль или коробка мармелада. Поэто­му подобные "излияния чувств" стоит организовывать и как элемент ритуала вручения памятного сувенира, и как самостоятельное мо­ральное поощрение. Недопустимо только "переусердствовать" в подобных выражениях признательности. Дети часто не чувствуют границу и меру и могут запросто довести награждаемого до слез. Но удержать ребят от излишеств в ваших силах.

У подобных нематериальных наград есть еще один недостаток: они быстро кончаются. Что остается после рукопожатий и руко­плесканий? Поэтому почести можно продлить. Например, объявить, что предстоящий обед или ужин будет не простой, а в честь победи­теля. При этом ему предоставлено будет право сквозь строй торже­ственно выстроившихся одноотрядников первым войти в столовую.

Кстати, предоставление победителю особых прав и привилегий - это тоже вид вознаграждения. Еще в далекие средние века рыца­рям за великие заслуги разрешалось не снимать при короле шляпу или сидеть от него по правую руку во время пиршества. Конечно, награждать победителя конкурса правом лежать на кровати в бо­тинках или привилегией не убирать вместе со всеми территорию -не самая умная находка. Но ведь есть и другие права:

- на дополнительные пять минут купания;

- на ношение в течение дня почетной переходящей кепки;

- на бесплатное посещение видеофильма;

- на поднятие отрядного штандарта на утреннем сборе отряда;

- на занесение имени победителя в "книгу героев".
И есть такие шуточные привилегии:

- каждое утро вставать с правой пятки левой ноги;

- ходить в рубашке наизнанку;

- есть суп ножом и вилкой;

- не стричь ногти, пока те сами не обломятся;

- дышать через нос в любое время дня и ночи.

Конечно, эти привилегии бессмысленны, но сам процесс их тор­жественного объявления всегда вызывает буйное веселье.


 




В былые годы у пионеров существовали и такие награды: "фо­тографирование у развернутого знамени", "запись в книгу почет­ных ленинцев", "вывешивание портрета на доске "Равнение на правофланговых". Сказать, что в этих формах поощрения нет ника­кого смысла, нельзя. Ведь и сегодня многие взрослые дяди почита­ют за счастье сфотографироваться рядом со звездой мексиканского кинематографа. Поэтому взять на вооружение "доски почета" и "кни­ги памяти" стоит, только при этом нужно зарядить их доброй долей иронии и игры.

А еще среди нематериальных наград есть исполнение песни по заказу победителя и исполнение его сокровенного желания. А еще есть письменная благодарность ребенку и благодарственное пись­мо родителям.

Но, наверное, самой "особой" наградой является слово "спаси­бо". Произнести это слово можно как элементарную дежурную веж­ливость, но можно и раскрыть его "потаенный смысл". Ведь когда вы благодарите ребенка, вы тем самым признаетесь, что его игра, творчество, работа доставили вам лично удовольствие, духовное наслаждение, что он подарил вам мгновения истинной радости. Нужно, чтобы ребенок осознал, принял эту мысль. И если в даль­нейшем он будет работать не только ради популярности и награды, а и ради улыбок друзей - это будет вашей педагогической победой. Но еще большей победой будет, если кто-то из ребят неофициально подойдет к победителю и искренне пожмет ему руку. Ну и уж со­всем вы будете молодец, если ваши победители будут подходить к побежденным и благодарить их за интересную борьбу, за удоволь­ствие от состязания с таким сильным конкурентом. Не утешать, не злорадствовать, а благодарить.

Но как этого добиться - это уже другая проблема.

Дети порой соревнуются между собой в эрудиции.

"Соревнуются" - это от природы: от щенячьих игр и петушиных боев.

"В эрудиции" - это от человеческого общества: от культа зна­ний, от авторитета образования, от престижа кругозора.

Дети соревнуются в эрудиции спонтанно. Они просто хвастают друг перед другом. "А ты знаешь, из чего делают изюм? А вот и не знаешь! Его из булочек выковыривают". Взрослые тоже соревнуют-


ся в эрудиции и тоже хвастаются. Только делают это сознательно. Взрослые вообще отличаются сознательностью и целеустремленнос­тью. Для них намного важнее результат, а не процесс. Наверное, по­этому они выступили с инициативой: соревноваться по правилам и определять победителя. Так возникли "викторины", "интеллектуаль­ные игры", "эрудиционы", "турниры знатоков" и еще много чего дру­гого с разными названиями, но единой сущностью: все это -специально организованные соревнования в эрудиции. Взрослые уча­ствуют в них сами и активно вовлекают детей. Дети, поскольку они любят соревноваться, охотно принимают предложение соревновать­ся по правилам. Вы в этом сможете убедиться сами, если вынесете на рассмотрение отрада идею проведения познавательной викторины.

Самое главное в организации викторины - правила и вопросы. В зависимости от того, какие правила вы выберете, определится и количество команд, и состав участников, и даже расстановка мебе­ли в момент игры. Если за основу вы возьмете правила клуба "Что? Где? Когда?", у вас будет одна команда из шести человек, сидящая кружком в центре в окружении зрителей-противников, придумав­ших накануне вопросы. Если ваша викторина будет похожа на "Сча­стливый случай", то команд будет уже две по четыре человека в каждой, а вопросы придется заготовить вам. Ну, а если вы приду­маете свой вариант правил, то вполне возможно, что участниками игры-викторины станет весь отряд, а команд не будет вовсе - будет индивидуальное первенство.

Придумывать правила (иными словами "сюжет", или "форму игры") самому очень рискованно. Если вы не учтете какую-то мелочь, которая приведет к конфликту, благородная цель обратится в свою противоположность. Вместо радостного времяпрепровождения вы получите испорченное настроение, вместо сплочения отрада - разоб­щенность и затаенную на вас, как главного провокатора, обиду. По­этому, если у вас нет опыта разработки интеллектуальных игр, лучше воспользоваться уже проверенными и испытанными заготовками. Тем более что сегодня все каналы телевидения потчуют нас еженедель­но самыми разнообразными состязаниями в эрудиции. Только за последние годы появились на экране и исчезли с него: "Звездный час", "Брейн-ринг", "Шаробан", "Кино-шанс", "Зигзаг удачи", "Ве­ликолепная семерка", "Ключ к успеху", "Угадай мелодию", "Своя игра", "Проще простого", "Колесо истории", "Полундра", "О, счаст-личик". А какие еще передачи возникнут и, быть может, исчезнут накануне вашей поездки в лагерь - этого, наверное, не знает и само телеруководство. Проводить свою игру по мотивам телевизионной предпочтительно еще и потому, что ребятам не придется долго объяс-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.