Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Страница любви»



«Страница любви»

 

 На фоне книг «Западня» и «Нана» данное произведение предстаёт лирической мелодией, где доминирует тема любви, необъяснимой и влекущей, будто удар молнии, и тема Парижа, который героиня видит в дымке, словно неспокойный океан из крыш. Даже идиллический уголок, где укрылась красавица Элен с дочерью Жанной, не способен уберечь от роковых страстей. Сладостный покой неведения неминуемо будет потревожен. Элен живёт по соседству с доктором – Анри Деберлем. Она совсем молода, нет ещё и тридцати, но уже вдова. Однажды дочь, двенадцатилетняя Жанна, заболевает. Врач Деберль начинает посещать дом Элен всё чаще и чаще, пока оба не понимают, что визиты носят не просто деловой характер. Неожиданно вспыхнувшие чувства могли бы сделать этих двоих счастливыми, пусть и после преодоления препятствий, например, в лице жены Анри. Но случай вмешивается в сплетение судеб. Жанна не может принять, что кто-то третий встаёт между ней и матерью. Она делает всё, чтобы помешать сближению. Постоянные истерики, скандалы и неадекватные реакции на, казалось бы, обычные ситуации, приводят к неожиданному финалу. В романе читатель увидит Золя не таким, как во всех других книгах. Здесь он не ставит во главу угла острую социальную проблему, не показывает истинной драмы, привычного поклонникам натурализма и ярких характеров. Произведение будто бы написано в приглушённых тонах, а слова в нём – это лёгкая зыбь. Очень мало героев и декораций. На страницах много описаний Парижа. В каждом предложении видна неподдельная любовь автора. Город предстаёт в четырёх временах года: то он зелёный, полный цветов, подталкивающий людей к радости; то сумрачный и тусклый, залитый дождевой водой, что струится водопадами по лестничным проходам, и превращает тротуары в болота из грязи; то сонный и задумчивый, покрытый снежным одеялом; то наполненный весенним пением птиц и лучами пока ещё не согревающего солнца.

«Лурд

            В романе «Лурд» Эмиль Золя, писатель — реалист, борец за право народа на свободу и свободный труд, за торжество науки над суеверием, обрушивается со всею силою своего таланта на католическую церковь, предававшей анафеме того, кто примирялся «с прогрессом, либерализмом и современной цивилизацией». Лурд — маленький, ничем не примечательный городок департамента Верхние Пиренеи. В 1858 году девочке Берналетте померещилось явление богородицы. В город стали стекаться паломники. Церковники очень умело воспользовались все возраставшей популярностью городка. Мысль о том, что людей, обманутых и расслабленных верой, легко эксплуатировать, обирать и разорять — центральная в романе. Наспех набросанные в Тарбе страницы (сентябрь 1891 г.) сохранились. Отрывки из них в 1961 году впервые опубликовал Рене Тернуа в книге «Золя и его время» (издание Дижонского университета) — они представляют особый интерес как первая формулировка замысла, со временем претерпевшего значительные изменения. Золя увидел в Лурде толпы истово верующих католиков, устремляющихся к чудотворному источнику и к статуе девы Марии, надеясь на исцеление, и он размышлял над причинами столь удивительной в конце XIX века вспышки религиозного фанатизма. Он объясняет ее слабостью естественных наук, в частности — бессилием медицины, сулившей больше, чем она оказалась способной дать людям: «Раз наука не может дать верного исцеления, люди обращаются к неведомому, к легенде, к чуду; встречаются ученые, врачи, которые, отрекаясь от своей бесполезной науки, веруют отныне только в помощь потусторонней силы. Но прежде всего — толпа, которая валит сюда, исполненная экстатической религиозности: богородица исцеляет, они устремляются к богородице, и с какой верой! В наш век сомнений — поразительный аспект этого движения!» Золя видит и другую сторону Лурда — спекуляцию на религиозных чувствах, позволяющую извлекать несметные доходы из суеверий: «Весь город разбухает, благоденствует, жиреет за счет паломников… Здесь колоссальный денежный оборот…» Он с отвращением пишет о тысячах жрущих, пьющих, горланящих бродяг. «Говорят, что тут происходят ужасные вещи». И Золя приходит к выводу, что необходимо доискаться до скрытых пружин Лурда: «Надо было бы знать всю подоплеку, знать подлинную истину. Истину обо всем — как это дело ведется, как оно движется, как разрастается. Словом, всю подноготную». Вот задача художника: в романе он должен исследовать явление, дойти до его последних и самых существенных истоков, сорвать обманчивые покровы для самого себя и для своих читателей.        В этом же первом наброске Золя предварительно формулирует идею будущего произведения. «Лурдские паломничества — это последние судороги змеи, которая не хочет издохнуть…», Лурд — это «суеверие, упрямо цепляющееся за жизнь на пороге XX века». Лурд возможен лишь оттого, что «человечество еще очень невежественно, истерзано голодом и страданиями». Но способна ли наука помочь людям? Человечество погрязло в горе, и мало вероятно, «чтобы когда-нибудь истина могла утешить его, чтобы ученые дали ему достаточно счастья, и оно не испытало искуса вернуться к невежеству, к утешению потусторонним миром», «Надежда становится безмерной, как только люди начинают верить в чудо».        Замысел противоречив. Золя испытывает отвращение к спекуляции церковников на невежестве и суевериях народа, но вывод он делает пессимистический: наука не заменит религии, людям нужна для призрачного счастья иллюзия веры. Гуманно ли разбивать эту иллюзию, если заменить ее нечем? Над этим противоречием и над путями его разрешения Золя будет еще долго думать, пока не придет к итогу, достойному мужественного писателя-реалиста.          На первый взгляд кажется, что идея написать книгу о Лурде возникла в результате случайной поездки Золя в Пиренеи. На самом деле автор «Ругон-Маккаров», который создал историческую эпопею об ушедшей в прошлое эпохе Второй империи и решил обратиться к современному материалу, к жизни общества в пору Третьей республики, не мог миновать одной из центральных проблем своего времени. Лурд был тесно связан с этой проблемой, — он оказался символом возрождающегося католицизма.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.