Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виртуализация бизнес-систем



Виртуализация бизнес-систем

Рассмотрим некоторые направления, характерные для процесса виртуализации.

На первый взгляд может показаться парадоксальным, но первым направлением виртуализации стало управленческое консультирование, или, как его нередко называют, консалтинг. Когда в 1913г. Ф. Тейлор создал первую фирму по управленческому консультированию, вряд ли он предполагал, что в конечном счете оно приведет к виртуализа­ции бизнес-систем. В своем развитии консалтинг прошел следующие этапы.

1. Подготовка по заказам организации квалифицированных советов и рекомендаций по выполнению определенных функций.

2. Не только разработка рекомендаций, но и совместная с организа­цией реализация, т. е. участие в осуществлении функций органи­зации.

3. Передача организацией в полном объеме определенных функций, например кадровой службы, службы маркетинга и т.д., консал­тинговой фирме. В самом деле, экономически выгоднее передать по коммерческому договору определенные функции специализи­рованной консалтинговой фирме, чем содержать штат работни­ков, соответствующие помещения, оборудование. Известно о передаче даже таких «священных коров», как бухгалтерские службы.

Фактически это означает, что подразделения организации, состав­ляющие ее структуру, «вымываются» во внешнюю среду, структура утрачивает системообразующее значение, организация становится все более «пустотелой» и сливается с внешней средой. В предельном случае от организации может остаться офис, который менеджеру лучше всего разместить дома. Это одно из направлений виртуализации организаций, превращения ее в бизнес-систему, элементами которой яв­ляются бизнес-процессы, т. е. по сути — потоки работ. Конечно, здесь еще немало вопросов, особенно в отношении подразделений, занятых материальным производством, но тенденция проявилась отчетливо, и не замечать ее исследователи и менеджеры не могут, чтобы не ос­таться на обочине прогресса. Что касается материального производ­ства, как отмечалось, процессы здесь идут в направлении создания «безлюдного» производства на основе передачи исполнительско-технологических функций от человека к машине, т. е. к гибким автоматизированным производственным системам.

Второе направление виртуализации, связанное с первым, но пред­ставляющее самостоятельный интерес в силу своей специфики, — формирование виртуального коммуникационного пространства, по­зволяющего обеспечивать обмен информацией в реальном масштабе времени по всей планете и создавать колоссальные базы данных и базы знаний. Последствия виртуализации для экономики могут быть гло­бальными и малопредсказуемыми, приводя к изменению самой при­роды экономических отношений. В частности, можно прогнозировать исчезновение института посредников между производителем и потре­бителем, прекращение конкуренции и другие «кощунственные», с точ­ки зрения современной экономической теории принципиальные из­менения. Прологом подобных изменений становятся такие явления, как электронная коммерция, электронные деньги (не электронная за­пись о наличии денег, а настоящие электронные деньги), электронная подпись и т. д.

Применительно к конкретной организации виртуальное коммуни­кационное пространство во многих случаях делает неактуальными та­кие требования организации, как своевременный приход на работу, табельный учет, распорядок дня, работа сотрудников определенных подразделений в одном месте и т. д. Ведущие научные издания по ме­неджменту в нашей стране и за рубежом заполнены публикациями о виртуальных командах, виртуальных группах, состоящих из находя­щихся на разных территориях (и даже в разных странах) работников, общающихся между собой в виртуальном пространстве.

Третье направление виртуализации затрагивает собственно струк­турные аспекты организации. Любая организация — всего лишь спе­цифическая форма осуществления людьми определенной совместной деятельности. При этом мотивы и характер взаимодействия людей и их групп в организации определяются целями их деятельности. Сле­довательно, если меняется содержание деятельности, должна измениться и организация. И если организация перестает удовлетворять интересам людей и соответствовать их целям, она должна уступить место новым формам взаимодействия работников. Смысл организации не в том, что она представляет собой внешне и внутренне, а в том, какова ее роль в системе, куда она включена как элемент. Эта система представляется как бизнес-пространство, которое, в свою очередь, включено в социокультурную среду/

Четвертое направление виртуализации определяет социокультурный процесс. Основные системообразующие факторы традиционной организации — цели и структура. Поскольку организация в перспек­тиве перестает быть целевой системой, а структура теряет актуаль­ность, новым системообразующим фактором становится прежде всего организационная культура, но не как корпоративная культура, а как элемент культуры гражданского общества. С точки зрения социокуль­турного процесса внешняя среда становится пространством для циви­лизованного сотрудничества организаций. Такие тенденции набира­ют силу и станут доминировать в менеджменте XXI в.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.